Суббота, 19 апреля
Общество

«Если детская вакцина пройдет клинические испытания и ученые ее одобрят, каждый ребенок должен пройти иммунизацию»

Заместитель главного врача Детской республиканской больницы Наталья Ивянская — о борьбе с опасным постковидным недугом и пользе иммунизации

В Мордовии за несколько последних месяцев выявлено 10 случаев тяжелых постковидных осложнений у детей! Речь идет о мультисистемном воспалительном синдроме (МВС), схожем с синдромом Кавасаки, вызывающем поражение артерий. Но российские медики нашли способы лечения этого недуга! «К счастью, в республике МВС не приводил к летальным исходам, — говорит заместитель главного врача Детской республиканской больницы Наталья Ивянская. — Течение болезни тяжелое, но мы смогли найти эффективные способы борьбы с ней. Дети, перенесшие МВС, состоят в группе риска. Они находятся под пристальным наблюдением врачей и проходят курсы реабилитации в нашем медучреждении». Об особенностях МВС врач рассказала Татьяне Новиковой.

«С»: Наталья Васильевна, как давно местные медики столкнулись с мультивоспалительным синдромом?

— Пик заболеваемости пришелся на осень и зиму. Честно говоря, первое время была некоторая растерянность, так как раньше не приходилось сталкиваться с МВС. Но мы быстро сориентировались и теперь знаем, как бороться с недугом. МВС — это отсроченный иммунологический ответ на ковид. Заболевание может проявиться у детей самых разных возрастов через две-три недели. Кстати, почти все юные пациенты, которыми мы занимаемся, перенесли ковид бессимптомно. То есть ни сами дети, ни их родители не знали о заражении. Как показала практика, коронавирусная инфекция очень коварная и в любой момент может о себе напомнить. Поэтому нужно быть крайне внимательным. Если родители переболели ковидом, обязательно нужно обследовать их детей. Правильно говорят: предупрежден — значит вооружен.

«С»: Как вы поняли, что речь идет именно о МВС?

— Согласно данным статистики, у 80 % заболевших ковидом детей недуг протекает в легкой форме или бессимптомно, а МВС — очень тяжело. Мы были встревожены состоянием пациентов. Поначалу по симптоматике нельзя было определить, что речь идет о именно постковидных осложнениях. МВС проявляется сильными болями в животе, высокой температурой, которую тяжело снизить жаропонижающими средствами, высыпаниями по всему телу, поражением слизистой оболочки глаз и увеличением лимфатических узлов. Обследование показало, что болезнь затрагивает почки, сердце, суставы. В крови повышается содержание лейкоцитов, иногда — лейкопения, увеличен показатель СОЭ. И самое главное — у всех маленьких пациентов выявляли антитела к ковиду. Их срочно госпитализировали в наше отделение реанимации.

«С»: Какое было назначено лечение?

— Примерно такое же, как в случае с синдромом Кавасаки. Делались внутривенные инъекции иммуноглобулина и парацетамола, применялись гормоны. Причем не обязательно назначали все вместе. Лечение зависит от того, какие симптомы превалируют. В борьбе с МВС были задействованы все специалисты больницы, потому что речь идет о мультисистемном патологическом процессе. Также мы постоянно консультировались с сотрудниками кафедры педиатрии мединститута. Хочется выразить особую благодарность его директору Ларисе Балыковой, которая оказала неоценимую помощь в лечении МВС. Помощь оказывали ведущие специалисты федеральных медицинских центров.

…Самое грозное осложнение болезнь дает на сердце, поражая его сосуды. Это может привести к воспалительным изменениям и нарушению ритма. Кроме того, случается и поражение периферической нервной системы…

«С»: Какова вероятность летального исхода при этом заболевании?

— В зарубежных медицинских публикациях приводятся факты случаев смерти, связанных с МВС. В Мордовии, к счастью, такого не было. Самое грозное осложнение болезнь дает на сердце, поражая его сосуды. Это может привести к воспалительным изменениям и нарушению ритма. Кроме того, случается и поражение периферической нервной системы. Родителям детей, перенесших МВС, нужно постоянно быть начеку, так как недуг может проявиться снова. Отныне эти ребята находятся в группе риска. Вроде бы все проблемы закончились, самочувствие прекрасное, и вдруг новая напасть — слабость в ногах, становится тяжело подниматься по лестнице. В подобных случаях детей направляли в отделение неврологии, где им оказывали необходимую помощь. Те, кто перенес МВС, находятся под нашим постоянным наблюдением и периодически проходят курсы реабилитации.

«С»: А как насчет такого распространенного осложнения ковида, как пневмония?

— У наших юных пациентов таких случаев не было. Небольшой процент поражения легких выявляли у зараженных ковидом в первую волну пандемии. Причем только у тех, кто страдает сахарным диабетом.

«С»: Сейчас в СМИ много дискуссий по поводу детской вакцинации от ковида. Что вы думаете по этому поводу?

— Прививки — это главный способ борьбы с ковидом. Если детская вакцина пройдет клинические испытания и ученые ее одобрят, каждый ребенок должен пройти иммунизацию. Не понимаю, откуда в Интернете берутся «страшилки» об опасных последствиях вакцинанции и почему это касается только коронавируса. Ведь раньше мы прививались от оспы, туберкулеза, коклюша, других заболеваний и ничего не боялись. И в данном случае тоже все будет хорошо. У нас вакцинировались почти все сотрудники больницы. Некоторые из них не понаслышке знают, что такое ковид. Один доктор даже в реанимации побывал… Мы ввели в больнице строгие противоэпидемиологические меры. Все сотрудники, возвращающиеся из отпусков, проходят ПЦР-тесты. Это обследование в обязательном порядке делаем всем, кто к нам поступает — и больным детям, и их родителям.

«С»: А если речь идет об экстренной госпитализации? Например, ребенка необходимо оперировать и счет пошел на часы…

— Когда ситуация острая, делаем экспресс-тест. Если он положительный и будет подтверждение референс-центра, то после срочной операции на реанимобиле переводим пациента в республиканскую больницу имени Каткова. Там ребенка наблюдает наша выездная бригада врачей.

Материалы по теме
Закрыть