Воскресенье, 25 октября

Правила дорожного движения. Ликбез. Как проезжать кольца?

Денис Тюркин

Типичная ситуация: водитель синего автомобиля нарушает два пункта ПДД, съезжая с кольца с внутренней полосы и при этом не уступая дорогу желтому автомобилю. Обратим внимание на три других машины. В такой ситуации в самом неловком положении оказывается водитель черного авто. Потому что он вынужден уступать тем, кто уже едет по кольцу, да вдобавок зажат с двух сторон соседями. Лучше всех себя чувствует водитель белой машины: у него нет никого справа. Будь я на месте водителя красного транспортного средства, въехал бы на кольцо, заняв внутреннюю полосу, а потом спокойно нашел «окно», чтобы перестроиться на внешнюю.

«Я 45 лет за рулем! И без аварий!» — заявил мне на днях дядечка на «Ниве», минутой ранее едва-едва не протаранивший бок служебной «Гранты» (хорошо, я вовремя затормозил). Дядечка, как это любят у нас, съезжал с кольца с внутренней полосы. А я был на внешней. Ну и так как времени у меня в тот момент было предостаточно, я остановился, решив объяснить дядечке, в чем он неправ. Не тут-то было! «Я 45 лет за рулем!» И принялся мне указывать на кольцо, с которого автомобилисты продолжали съезжать точно так же, как он сам недавно. И это, по мнению нивовода, было железобетонным доказательством его правоты.

Давно знакомые упрашивали меня создать в газете что-то вроде рубрики по ликвидации дорожной безграмотности. И в первую очередь просили осветить именно «кольцевой» вопрос. Я отмахивался, но после бессмысленного общения с казалось бы опытным, но бестолковым водителем «Нивы» понял: пора. Итак, время от времени на страницах «Столицы С» буду рассказывать дорогим читателям и показывать при случае с помощью нехитрых картинок, как правильно ездить, не нарушая Правила дорожного движения. Рассказывать обязательно со ссылкой на эти самые Правила, чтоб не было сомнений.

Кольца! Для Саранска, как, пожалуй, в целом для России, это больной вопрос. Правильно их проезжать умеют и хотят немногие. Одно дело, когда на круговом перекрестке одна полоса (хотя трудно вспомнить таковые в Мордовии). Тут сложностей нет, только на знаки приоритета смотри. А вот когда полос больше…

Реклама

Въезжать на «перекресток, где организовано круговое движение» (так в ПДД называются кольца), можно с любой полосы. Об этом говорит пункт 8.5: «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение».

И если вы внимательны и не имеете проблем с логическим мышлением, то поймете: этот же пункт запрещает покидать кольцо с внутренних полос! Съезжать можно только с крайней! Еще раз: съезжать с кольца ТОЛЬКО С ВНЕШНЕЙ ПОЛОСЫ! «Перед поворотом направо … водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении». Наказание за этот проступок оговаривается в части 1.1. статьи 12.14 КоАП РФ «Нарушение правил маневрирования»: предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Само собой, гаишники сейчас с предупреждениями не связываются, предпочитая финансовое взыскание.

Тот же 500-рублевый штраф накладывается на водителя, который, как тот дядечка-нивовод из начала статьи, подрезал меня. Пункт 8.4 ПДД: «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». А выезд из одной полосы с заездом в другую и есть перестроение. Штраф все по той же статье 12.14 КоАП РФ, но только по части 3.

Также часто обсуждается ситуация, когда на кольце меньше полос, чем на проезжей части перед ним. Это, например, перекресток Волоградская — Севастопольская. Многие теряются, хотя все описано в Правилах (просто перечитайте пункт 8 ПДД). Если кольцо — главное и ты на него въехал — значит, тебе должны уступить. При одновременном перестроении уступает тот, кто слева (тот же пункт 8.4 ПДД). То есть «королевской» во всех смыслах считается внешняя полоса кольца. Находясь на ней, ты никому не должен уступать (если не меняется приоритет, как, например, на кольце у элеватора в Саранске) и можешь кружить хоть до утра. Я, например, всегда стараюсь въехать на эту полосу и для этого занимаю перед кольцом крайнюю правую. Почти всегда она свободна, так как у нас в Саранске очень любят ехать по крайней левой (необъяснимое желание).

Напоследок про поворотники. Много копий поломано в вопросе о том, какой поворотник включать при въезде на кольцо. Мое мнение таково: плевать. Хоть вообще без поворотников. В ПДД этот вопрос не оговорен. А вот съезжая с кольца, правый поворотничек все-таки включите. Это будет правильно.

Закрыть