«Пусть песни о Рузаевке пишут другие»
Лидер легендарной группы «Калинов Мост» Дмитрий Ревякин — о хорошей музыке, украине и противостоянии с Западом
Дмитрий Ревякин — поэт большой. Со своими сборниками стихов, со своим собственным словом. И со своим главным делом — битвой на «Калиновом мосту». Группе без малого 30 лет, но она, в отличие от большинства других, не скисла, не утратила актуальности, ездит с концертами по стране, пишет альбомы. Практически готов «Циклон», полным ходом идет работа над «Сезоном овец». Мы же, говорит Ревякин, все подопытные животные, вот речь об этом. Лидер «Калинова моста» также занимается сольными проектами. Недавно увидела свет его пластинка Grandi Canzoni. Opus Magnum. Ревякин видит мало хорошего в нынешнем обществе и крепко задумывается о судьбах Отечества, поэтому «сорван Покров с твоей бедной страны», но и «неизбежна победа Креста в череде лихих наваждений». С поэтом и музыкантом общался ВЯЧЕСЛАВ НОВИКОВ.
«С»: Дмитрий Александрович, дорогой! Мордовия плачет, люди в отчаянии! У вас есть славная песня «Камчатка», а теперь вы посвящаете целый альбом этому полуострову! Где песни о Рузаевке, Краснослободске, Зубовой Поляне?
— Ну, всего мне не охватить. Пускай другие напишут. А на Камчатке я часто бывал, писал песни, и вот они наконец-то воплотились в этот альбом, который будет называться «Циклон». В нем много лирики, воспевающей красоты этого пограничного морского края, нестабильного в сейсмическом смысле. Альбом получился мягкий, домашний, уютный.
«С»: Удивительно, что после такого мощного оркестра, как в альбоме «Жатва», первом опусе «Гранди Ганзони», вы обходитесь стандартной рок-н-ролльной группой? Нет желания увеличить состав, добавить инструментарий?
— Нет, в составе группы мне легче оперировать музыкой. И тем более в гастрольном плане. Лишние рты — это накладно по нынешним временам. Играть в группе — уже роскошь! Обходимся тем, что есть. И потом лишние люди — это лишние эмоции, лишние нервы. Мы притерлись уже друг к другу, понимаем все с полуслова, поэтому никаких конфликтов и не бывает — только музыкальные споры.
«С»: Вы приняли участие в совместном проекте «Столицы С» и «Радио Мордовии» — радиопередаче «Хорошая музыка». А что бы вы вложили в это понятие?
— Если музыку слушают, то она хорошая. Для музыки нужно определенное время. Время подумать — одна музыка, время успокоиться, прийти в себя — другая, время потанцевать, повеселиться — третья…
«С»: В чем главная сила хорошей музыки? Это оружие? Лекарство? Что?
— Тревожить наши сердца — в этом ее сила. Это Бах сказал, по-моему.
«С»: Видите ли вы развитие в современной музыке?
— Сейчас время потребительское. Нет новых идей, нет поиска новых форм лирического стихотворения. Время потребления диктует свои законы и правила. Но какие-то композиторские ходы все равно появляются. Музыка — это такой инструмент, такая субстанция, которая всегда будет пребывать в мире и как-то меняться. Вы знаете, я занят музыкой, занят стихами, но иногда получается посмотреть какой-нибудь фильм. Например, «Левиафан». Много о нем говорили. Пришлось посмотреть. Попса…
«С»: А как вам идея о возвращении матерных выражений в искусство?
— Я к этому не очень хорошо отношусь. Если уж это в искусстве будет, то что нам вообще остается? И я баловался по юности, один раз «бл…ь» спел, но это вроде как литературное слово. В жизни-то стараешься не материться, а уж если из телевизоров это польется, то куда дальше?
«С»: Наслушались, наверное, и похвалы, и критики по поводу альбома башлачевских песен «Серебро и слезы», где приняли участие крупные авторитеты русского рока. А как сами его оцениваете?
— Я просто счастлив, что нам удалось записать такой альбом. Группа это сделала, и музыканты откликнулись. Для меня это огромный прорыв! И самое главное — мы провели два концерта — в Москве и Питере. Я был счастлив, для меня это был некий метафизический акт. Очень почетно и ценно, что в этом принял участие «Калинов мост».
«С»: Мой приятель Андрей Смирнов из газеты «Завтра» в своей рецензии «не поверил» Шклярскому и Бутусову. Вы думаете, 50-летние ребята справились с болью и мощью 20-летнего Башлачева?
— Понимаю эту озабоченность и недоверие, но старались все, я вам честно скажу. Благодарен всем музыкантам за то, что откликнулись. Они ведь могли вообще отказаться, по большому счету. И многие так и поступили, кстати. Не буду называть фамилии. А Шклярский и Бутусов одними из первых подготовили свои номера, которые были сделаны нашей группой специально под них. Слава Богу, что не отказались. А что касается возраста… Дело же не в возрасте, а в тех струнах, которые звенят в тебе на протяжении всего творческого пути. Я так считаю.
«С»: Печальное событие — умер Сергей Антипов, руководитель, пожалуй, единственной в стране нормальной музыкальной «Программы А»…
— О-о-ой, жалко Антипыча, жалко… Обожал его передачу, это действительно была отдушина и информационная, и музыкальная. Очень любил ее смотреть… Да, земля ему пухом.
«С»: А что для вас смерть? Как вы на нее смотрите?
— Я что-то не думаю об этом…
«С»: Как? Поэту положено!
— Это слишком серьезный вопрос, навскидку не ответишь. Время сейчас быстрое, я бы даже сказал, вихревое, так что думать о смерти некогда. Думать надо о жизни, о том, что в ней необходимо успеть.
«С»: Тогда простой вопрос — есть ли ад, по вашему разумению?
— Мне кажется, есть. Потому что за все люди должны получить — кто за что.
«С»: Кого врагами считаете?
— Главные враги — это мы сами, наше странное общество. Ну, и внешних врагов тоже никто не отменял. Бог так распорядился, что мы живем на территории, у которой огромные запасы — начиная с пресной воды и заканчивая полезными ископаемыми. Конечно, на это всегда будут претендовать более организованные, более коварные и изощренные люди.
«С»: За столько лет битвы на «Калиновом мосту» чудищ поубавилось или змеиные головы только растут?
— Растут пока! Растут головы. Уже устали мечами-то махать-помахивать. Уже смена нужна, а смены-то не видать. Спят братья-то. Но, по сказке, должны проснуться.
«С»: На пользу ли нашей стране сегодняшнее отделение от Запада?
— С одной стороны, думаю, на пользу — в плане консолидации общества и рейтинга Президента, а с другой — это отбрасывает страну далеко назад. Посмотрим, что получится.
«С»: После того как началась украинская война, вы по-прежнему пели о «команданте Яроше»?
— Нет, конечно. Для определенного времени получилось написать эту песню, стоп-кадр такой определенный. Тогда еще не знал, куда это все пойдет, куда будет разворачиваться…
«С»: Жалеете теперь?
— Не жалею, потому что я поэт и вот так откликнулся. Но главные строчки не про Яроша, а «мало, мало крови, прольется еще…»
«С»: Мы с вами как-то говорили о Емельяне Пугачеве. Вы ответили, что не можете петь о нем, поскольку вопрос спорный, мало документов и прочее. А о современной истории вот так откровенно… Не зря ли?
— Пугачев до сих пор остается закрытой фигурой, архивы не раскрыты, но по косвенным признакам считается, что в его рядах были представители британской разведки. А о современности петь можно и нужно, время рассудит, что правильно было, что нет. По одной половице-то все равно не проходишь всю жизнь.
«С»: Я долго не мог понять Юрия Шевчука — зачем он ходит по митингам, стоит на одной сцене с Явлинским и подобными ему деятелями. А когда поговорил с ним — понял. Шевчук хочет, чтобы все в стране было хорошо. Это его искренняя, но в то же время немного наивная позиция…
— Да, есть такое дело. Но я не такой.
«С»: А другие ваши коллеги по рок-сцене?
— Я с любовью к ним отношусь. Они все мне очень дороги и в свое время были моими учителями. Я всегда отслеживаю их промахи, удачные записи, всегда отношусь с теплотой и пониманием, потому что сам такой же взбалмошный и лезу порой туда, куда не следует. С теплотой отношусь ко всему первому поколению мастодонтов русского рока.
«С»: А у вас по-прежнему апокалиптические взгляды? Все плохо или что-то налаживается?
— Ну, апокалиптику как теологический термин никто не отменял, поэтому верующий человек всегда должен быть готов к ней. Поэтому так и живем в этом состоянии. Ничего, нормально, привыкаешь. И радости есть место и свету, и веселью.
«С»: Спасибо вам, Дмитрий Александрович, и налаживайтесь в Саранск.
Вам, Вячеслав, спасибо за беседу. Редко встретишь журналиста, который в теме. А в Саранск-то мы сразу нагрянем — нам только свистни!
Специальный выпуск радиопередачи «Хорошая музыка» с участием Дмитрия Ревякина и песнями легендарного «Калинова моста» выйдет в эфир «Радио Мордовии» 27 марта. Включайте свои радиоприемники в 7.20.