Суббота, 19 апреля
Общество

«Не чувствую себя чужим!»

Заместитель председателя Правительства Мордовии Батыр Эмеев — «Столице С»

Батыр Эмеев — молодой, красивый вице-премьер РМ. На эту должность уроженец Дагестана был назначен два месяца назад. Успел проявить себя как активный и неравнодушный чиновник — объездил практически все предприятия региона‑13. Интервью с ним было сделать непросто — у Батыра Эмеевича слишком мало свободного времени. Поздним вечером, когда почти во всех окнах Дома республики уже погас свет, после совещания, которое вел Президент РФ Владимир Путин, Эмеев рассказал Анне Новиковой о себе, своих детских мечтах, любви к спорту, стремлении к миру, а также о том, как возродить промышленную мощь Мордовии. «Пересяду к вам ближе — на обычный стул, чтобы не выглядеть слишком формально», — сказал он после ухода фотографа…

«С»: О вашей работе здесь вы много рассказываете в своем блоге. И мне, Батыр Эмеевич, хотелось бы прежде всего узнать вас лучше и показать как человека. Поэтому расскажите о том, как вы росли.
— До шести лет я жил с родителями в Ростовской области. Отец работал зоотехником, мама — экономистом. Потом мы вернулись в Дагестан. Отец сменил профессию и стал промышленником. Я пошел учиться в кизилюртскую школу. Я — старший брат, у меня две сестры. С младшей разница в возрасте 20 лет.

«С»: О чем мечтали, когда были мальчишкой?
— Когда меня спрашивали, кем хочу быть, отвечал, что хочу быть Горбачевым (смеется — «С»). Наверное, политические амбиции были во мне с детства. Однако жизнь с политикой я связал сравнительно недавно — в 2018 году. До этого работал на заводе.

«С»: У вас была консервативная дагестанская семья? Отличалось ли воспитание мальчика от воспитания девочек?
— Да. Отец всегда прививал мне ответственность. С малых лет я знал, что мужчина должен отвечать за свои слова и поступки, что должен нести ответственность за женщину. А девочек родители, конечно, больше баловали. Им больше разрешалось. Мой отец построил не один завод, и с седьмого класса я каждое лето работал у него грузчиком. Носил ящики с мороженым, перетаскивал кирпичи.

«С»: Однажды смотрела документальный фильм о Дагестане. Точнее — о положении женщин в этом регионе. Снят он был примерно 30 лет назад. Так вот там рассказывалось о печальной участи женщин в аулах, о том, как много им приходится работать физически, и о том, что они даже не имели раньше возможности посетить врача. Сейчас все не так?
— Я вам рекомендую посетить Дагестан. Иногда тоже смотрю подобные репортажи. Информация в них искажена. У нас никогда не было такого, что женщина занимает какое-то низкое положение. Напротив, женщин у нас почитают и уважают. Да, женщины трудятся, но и мужчины — тоже. Тем более в горах, где достаточно сложные условия. Однажды к нам приехали гости и сказали, что приятно удивлены тем, что у нас сохраняются семейные традиции. Именно так, как это было, например, в Советском Союзе. Просто не нужно брать в расчет единичные случаи абьюза. Такое есть везде. А у нас у каждой женщины есть защитники — отцы, братья, сыновья, которые никогда не позволят ее унижать. Да и в принципе в исламе у женщин много прав. Есть просто какие-то ограничения в силу того, что женщина физически слабее.

«С»: Вернемся к вашему детству. Как вы учились? Всегда ли оценки имели для вас значение?
— Я был отличником. Для меня это было важно. Оценка — это все-таки некая характеристика, показатель того, как ты старался. Да, это просто цифра. Но за ней стоит то, что я выучил урок, понял тему, правильно все рассказал, грамотно все написал. Да, у каждого есть сильные и слабые стороны. Себя, например, я считаю гуманитарием, хотя отлично знаю математику и даже ездил на олимпиады по этому предмету. Я ни разу не получал двойку. Родители никогда не делали со мной уроки, но и отец, и мать в детстве учились хорошо. Я просто брал с них пример… Активистом я никогда не был. И «ботаником» не был. Мечтал научиться играть на фортепиано, но пошел на «баян». Параллельно ходил в секцию борьбы. В городе, где я рос, было особенно важно уметь постоять за себя. А быть отличником было даже в какой-то мере стыдно. Поэтому — секция борьбы. Все знали, что я могу дать сдачи.

«С»: Я заметила, что у вас на столе идеальный порядок…
— Да, я педант. Но не чрезмерный. Порядок мне действительно важен. Не люблю кучи документов. Мне нравится, когда я всегда знаю, откуда и что взять. Многое стараюсь держать в голове, чтобы в любой момент мог ответить на вопрос… Наверное, это синдром отличника (улыбается — «С»). Мне кажется, что мы учимся больше не для информации, часть которой, конечно, улетучивается, а для тренировки логического мышления, развития самодисциплины, способности к быстрой адаптации к разным условиям.

«С»: Теперь давайте перейдем к вашей работе. Расскажите о том, с чем приходилось справляться на прежних должностях. Чем вы гордитесь?
— Несмотря на то что в первом классе я сказал, что хочу стать Горбачевым, никогда не планировал быть чиновником. Думал, что продолжу идти по стопам отца — работать в сфере промышленности. Но, когда Дагестан в 2018 году возглавил Владимир Васильев, а правительство республики — Артём Здунов, мне понравился их формат работы, и я захотел трудиться в этой команде. Министерство промышленности мне всегда было близко по духу. Я попал на собеседование к Артёму Алексеевичу, и тот дал мне испытательный срок. Я смог выполнить его задание, хорошо себя проявил, и Здунов назначил меня заместителем министра промышленности. Мы плотно начали работать, объездили все промышленные предприятия, выстраивали внутреннюю республиканскую кооперацию, вывели часть заводов из тени. В период пандемии тоже многое удалось сделать, и меня назначили министром. При поддержке своих руководителей мне удалось вывести из тени обувную отрасль Дагестана, в которой были задействованы порядка 20 тысяч человек. Были построены шесть современных обувных фабрик. Они сейчас функционируют, и продукция пользуется хорошим спросом на специальной военной операции. Также часть предприятий была выведена из состояния банкротства. Это производство керамической плитки, свекольный завод… Потом республику возглавил Сергей Меликов, а я стал первым вице-премьером. Большой опыт приобрел, работая на этой должности. Помимо сферы промышленности и торговли, я соприкоснулся со сферой инфраструктуры, что для меня было тогда ново.

«С»: Как восприняли предложение перейти работать в Мордовию?
— Очень позитивно. Мне знакомо то, как работает Артём Алексеевич, я его понимаю с полуслова.

«С»: Два месяца вы занимаете должность вице-премьера Мордовии. Скучаете по родным краям? По морю?
— Честно говоря, мне просто некогда скучать. А в море в прошлом году я вообще только один раз искупался. Меня как-то и не тянет к морю. А тут такой огромный фронт работы, что скучать точно не приходится. Отдыхаю я только по воскресеньям. В день посещаю до пяти предприятий, каждое из которых особенное, интересное. Даже не ожидал, что в таком небольшом регионе будет такая развитая промышленность.

«С»: Вам у нас не холодно?
— Когда ехал сюда, серьезно утеплялся. Но оказалось, что мне тут вполне комфортно. Скоро наступит весна…

«С»: Вы курируете область промышленности. Как оцениваете потенциал республики?
— Самые перспективные ниши — радиоэлектроника, светотехника, машиностроение. И в Мордовии все эти направления есть. И есть кадры, которые владеют необходимыми навыками. А при необходимости людей можно переквалифицировать. Здесь много заводов федерального масштаба. Мне кажется, главная проблема заключается в том, что республика малоизвестна. Она ведь совсем недалеко от Москвы, но некоторые люди уверены, что Мордовия — это где-то далеко. Когда говоришь, что до Москвы 600 километров, — хотят приехать, посмотреть, становится интересным экономическое сотрудничество. А в Москве ведь земля дорогая. Мордовия интересна для развития промышленного производства. Если бы я был инвестором, то рассматривал бы этот регион как локализацию своего производства.

«С»: Вам есть за что критиковать предыдущее руководство Мордовии?
— Считаю, что не нужно никого критиковать. Мою работу тоже кто-то будет оценивать и, возможно, найдет недостатки. Есть хорошая фраза «Не суди, да не судим будешь», и я ее придерживаюсь.

«С»: Расскажите коротко о предприятиях, которые вы посетили.
— Ну, тут коротко не расскажешь. Я и у себя в блоге выкладываю информацию далеко не обо всех предприятиях, на которых побывал. Их много. Крупные предприятия все посетил. Теперь иду по тем, что поменьше, что находятся в районах республики. Еще не был в Зубово-Полянском районе, а там «Плайтерра». Могу сказать, что все предприятия развиваются, но нужно увеличивать рынки сбыта. И сейчас есть все возможности. Если раньше было сложно войти на рынок, то сейчас, в период санкционного давления, это наш период! Вот недавно в местном технопарке проходили дни КамАЗа. Для наших производителей была организована встреча с руководством концерна. И не все знали, что это огромный рынок сбыта. Нужно увеличивать портфель заказов, переходить на импортозамещение. Потенциал огромный. Мы скоро будем производить абсолютно все виды кабеля. Инвесторы, конечно, нужны. У директоров не всегда хватает ресурсов, чтобы выйти на высокий менеджмент, иногда общаются со средним звеном корпораций, которые без своей выгоды ничего не делают. И вот тут нужна наша помощь.

…Комфортнее Мордовии, мне кажется, места нет. Здесь ведь все рядом и жизнь не такая дорогая, хорошая медицина, отличное образование. Практически у каждого предприятия есть план развития с открытием новых рабочих мест…

«С»: Главная жалоба местных жителей — маленькие зарплаты…
— Чтобы зарплаты росли, нужно производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Но я должен сказать, что на некоторых крупных предприятиях очень даже хорошие зарплаты и там есть вакансии. В части подготовки кадров большая работа проводится МГУ имени Огарева. Средняя зарплата в промышленности у нас — около 35 тысяч рублей.

«С»: Увы, но люди уезжают из Мордовии в поисках хорошей работы…
— Вот сколько в Москве может заработать среднестатистический гражданин? Вижу часто объявления с приглашением на работу вахтовым методом. Люди трудятся за 50–100 тысяч, живя по несколько человек в комнате, пытаясь лапшой быстрого приготовления. Я знаю, о чем говорю. Раньше в Дагестане многие ездили на такие заработки, но сейчас этого нет. Все-таки мы хотим жить комфортно. А комфортнее Мордовии, мне кажется, места нет. Здесь ведь все рядом и жизнь не такая дорогая, хорошая медицина, отличное образование. Практически у каждого предприятия есть план развития с открытием новых рабочих мест. Есть крупные инвестиционные проекты. Например, «Оптикэнерго» строит литейное производство, расширяют площадки «РМ Рейл» и «Биохимик». Много проектов по линии сельхозпромышленности. Но также мы планируем привлечь новых игроков. Когда приходит внешний инвестор, формируется имидж привлекательности республики.

«С»: Сейчас в Мордовии делается ставка на промышленный туризм. Честно говоря, я в целом к идее о развитии туризма в нашем регионе отношусь скептически. А что вы думаете по этому поводу?
— Думаю, нужно делать ставку на деловой туризм. С приходом Артёма Алексеевича здесь начали проводиться федеральные мероприятия. Это чемпионат «Молодые профессионалы», ледовое шоу… Люди приезжают, им все нравится. Да я и сам, когда приехал, был поражен тем, насколько красив Саранск. Мне прямо понравилось. Я впечатлен. Ну и плюс спортивный туризм. Сколько здесь проводится спортивных мероприятий! Есть вся инфраструктура. А «Мордовия Арена» — хорошее подспорье. Речь даже не о самом стадионе, который, безусловно, создан для мировых матчей, речь об инфраструктуре вокруг. И мы сейчас думаем над тем, как ее задействовать. Уже есть несколько вариантов. Там красота! Территория, офисные помещения — все это должно работать.

«С»: Я давно наблюдаю за вашей работой и вижу, что свободного времени у вас практически нет. И все же если удается выделить день на себя, то что вы делаете?
— Обязательно занимаюсь спортом. Это просто «маст хэв». Каждое утро не менее часа занимаюсь кардио. В Дагестане занимался у моря. В Саранске — у Саранки. Хожу в «качалку»… Начал посещать театры. Навеяло. Перечитываю классическую литературу. Сейчас, например, перечитываю рассказы Антона Чехова. Мой любимый — «Крыжовник». Многие рассказы олицетворяют наше время.

«С»: Как вы воспитываете детей?
— Моему старшему сыну 13 лет, дочери — 10, еще одному сыну — 5 и младшей дочери — 2 года. Я не назову себя строгим отцом, но, наверное, я требовательный. Мальчики должны хорошо учиться, заниматься спортом, уважать старших. Однако я считаю, что мальчик может плакать и мужчина может плакать — все мы люди. Супруга более мягкая в воспитании. Женщины всегда нежнее. И это правильно. Мама — это человек, с которым все можно. А от девочек я много и не требую. Девочки вообще берут хитростью (смеется — «С»).

«С»: В чем главная сила Мордовии?
— В людях! Здесь очень открытые и гостеприимные люди. Я даже не понял разницу между Дагестаном и Мордовией. Не чувствую себя чужим! А до приезда переживал об этом. Меня хорошо приняли.

«С»: Это значит — у вас в душе свет…
— Не знаю. Просто я хочу видеть хорошее, никогда никому не желаю плохого — даже тем, кто мне этого желает. Иногда могу быть эмоциональным, но это лишь секунда, вспышка. Я показываю свои чувства, но больше — положительные.

Личное дело

Батыр Эмеев родился в 1984 году в дагестанском городе Кизилюрт. Окончил Российский университет дружбы народов по специальностям «мировая экономика» и «юриспруденция». Женат, воспитывает четверых детей. Работал в департаменте макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли РФ. Был финансовым директором промышленного предприятия.

С 2018-го трудился в министерстве промышленности и энергетики Дагестана, в том числе — заместителем министра. С 2020-го — министр промышленности и торговли Дагестана, затем — первый вице-премьер Дагестана. Имеет опыт руководства предприятиями в сферах строительства и машиностроения. 5 декабря 2022 года Указом Главы РМ назначен врио заместителя председателя Правительства РМ, 27 декабря — стал вице-премьером РМ.

Материалы по теме
Закрыть