«Сам хозяин «Челси» наблюдал за тем, как я отражаю удары»
Голкипер Мордовии Никита Хайкин – о себе, зарубежной карьере и «Мордовии»
Человек мира! Иначе не скажешь о 19-летнем голкипере «Мордовии» Никите Хайкине, который успел поиграть в нескольких английских клубах, выступал в португальском «Насьонале» и был на просмотре в испанской «Марбелье». Наставники юношеских сборных России Андрей Талалаев, Дмитрий Ульянов и Игорь Шалимов также не оставляли без внимания талантливого вратаря. В состав саранской команды он влился в зимний дозаявочный период, заключив контракт до 31 мая. По завершении сезона Хайкин не прочь продлить соглашение. О своей впечатляющей карьере молодой футболист поведал Евгению Наумову.
Карьера
«С»: Учитывая вашу карьеру, вы действительно феноменальный футболист…
— Расскажу обо всем по порядку. Я — воспитанник ФШМ московского «Торпедо», тренировался там с 7 до 12 лет, после чего пару лет занимался в динамовской спортшколе. Потом вместе с мамой и сестрой перебрался в Лондон. Английские специалисты просмотрели меня и предложили контракт. Так я продолжил учебу в академии «Челси», два года отыграл в юношеской команде знаменитого лондонского клуба. С тех пор меня стали вызывать в российские сборные разных возрастов. Первым пригласил в национальную команду Андрей Талалаев. Потом я поиграл за Россию под руководством Дмитрия Ульянова и Игоря Шалимова. После двух лет, проведенных в «Челси», перешел в другой английский клуб — «Портсмут». Но вскоре эта команда столкнулась с финансовыми проблемами, поэтому мне пришлось подыскивать другие варианты продолжения карьеры. Я заключил контракт с «Редингом».
«С»: Владелец «Челси» Роман Абрамович посещал занятия юношеских коллективов?
— Разок было такое. Это событие случилось уже на второй неделе моего пребывания в «Челси». Даже контракт тогда еще не был подписан. Мы увидели в небе вертолет, он сел на футбольное поле, и перед нами предстал сам Абрамович. Мне потом рассказали, что ему показали находящегося на просмотре российского вратаря, то есть меня. Владелец клуба минут пять смотрел на мою работу, как я отражал удары. Признаюсь, для меня это был шок. Сам хозяин «Челси» наблюдает за моими действиями! Говорят, я ему тогда понравился.
«С»: Ему вас представили?
— Нет, никаких личных бесед не было. Он только со стороны смотрел на мою тренировочную работу.
«С»: В основном составе «Челси» тогда играл Юрий Жирков…
— Да, как раз в то время. Правда, с Юрием мне не довелось познакомиться. Мне тогда было всего 14 лет, и я не решился подойти к Жиркову. Побоялся, он ведь звезда. Когда я впервые увидел основной состав «Челси», включая Юрия Жиркова, то был потрясен. Не мог поверить своим глазам, что передо мной стоят одни из лучших игроков мира. Ощущения были невероятные, словами не передать. Потом я неоднократно наблюдал за их занятиями, ведь наши клубные базы и тренировочные поля находились по соседству.
«С»: А удалось познакомиться с Павлом Погребняком, который выступает за «Рединг»?
— Да! Павел — отличный парень и прекрасный футболист, сильнейший игрок «Рединга». Знакомство с Погребняком получилось весьма интересным. Помню, подхожу и говорю: «Привет, я Никита». А он мне: «Здорово, я Паша». Потом познакомился и с его супругой. У них замечательная семья. Мы с Погребняком продолжаем общаться, постоянно переписываемся в соцсетях.
«С»: Вы встречались с владельцем «Рединга» — российским миллиардером Антоном Зингаревичем?
— Да, с ним я знаком лично и благодарен ему за то, что взял меня в свой клуб. Впрочем, я сам заслужил право находиться в этой команде. «Рединг» заключил со мной контракт, поскольку я демонстрировал достойный игровой уровень. Никто не делал скидки на то, что я русский. В этом клубе моя карьера складывалась весьма удачно. Выступая в «Рединге», я заметно прибавил в мастерстве.
«С»: Почему же покинули английский футбол?
— В британских клубах я каждый раз сталкивался с проблемой оформления документов, постоянно приходилось решать какие-то вопросы. В английской ассоциации футбола очень много разнообразных правил! То одни нюансы, то другие, то третьи… Поэтому я уехал из Британии. Решил попробовать свои силы в Португалии, заключив контракт с «Насьоналом». Там оформление рабочих виз значительно проще. Хотя, конечно, потребовалось определенное время, чтобы привыкнуть к португальским условиям. И язык другой, и футбол отличается, и вообще это не Англия (смеется — «С»). Примерно пару месяцев понадобилось на адаптацию. А потом многое стало получаться, и меня зарегистрировали в главной команде. Минус был в том, что в «Насьонале» нет дублирующего состава. А я как раз закончил выступления на юношеском уровне, поэтому стоял перед выбором: либо пробиваться в основу, либо уходить в другую команду. Являясь третьим вратарем, мне бы долго пришлось ждать своего часа. Поэтому ушел и нисколько не жалею об этом. Хотя и не удалось трудоустроиться в испанской «Марбелье», опять же потому, что мне не дали рабочую визу. Между прочим, в «Мордовию» мне предлагали перейти еще летом, но тогда я был не готов вернуться в Россию. Решил остаться за границей, однако за полгода без футбола понял: не важно, где ты — важно, с кем! Для футболиста и тем более для вратаря необходима постоянная игровая практика. Поэтому «Мордовия» для меня весьма перспективный вариант. Я бы отметил все клубы, в которых мне довелось поиграть, везде получал определенный опыт.
«С»: «Насьональ» (Фуншал) у большинства любителей футбола ассоциируется прежде всего с Криштиану Роналду. Именно в этом клубе он проявил свой талант, после чего оказался в лиссабонском «Спортинге», а потом в «Манчестере» и «Реале»…
— В «Насьонале» многое напоминает о Роналду, о том, что лучший игрок мира является воспитанником клуба. Там очень уважают легендарного земляка. Сам Криштиану тоже не забывает о родном городе, где начинал карьеру, и часто приезжает в Фуншал. Он даже музей своего имени открыл на базе «Насьонала». Когда я приехал в Португалию, то понятия не имел, что Криштиану воспитывался именно в этом клубе. Но узнал об этом на первой же тренировке. Там даже стадион молодежной команды назван именем Роналду. Его фотографии висят и на клубной базе, и на футбольной арене… Криштиану для местных жителей — настоящий король.
«Мордовия»
«С»: Когда вы были игроком «Насьоналя», за другой португальский клуб «Брага 2» выступал воспитанник саранского футбола Максим Жестков…
— Мне ребята рассказали о Жесткове, но раньше я о нем не знал. Слышал, что в «Браге» выступает вратарь Станислав Крицюк из Тольятти, а про саранского парня узнал только недавно. Хотя Жестков и Крицюк одновременно заключали контракты, были одноклубниками. В Португалии, кстати, у меня осталось много друзей, которые выступают в разных клубах. Поэтому я внимательно слежу за португальским чемпионатом.
«С»: Как охарактеризуете тренировочный процесс Юрия Семина? В «Мордовии» вам приходится выполнять серьезные нагрузки?
— В принципе да. Юрий Павлович без работы нас не оставляет, на тренировках выкладываемся по полной программе. Помимо занятий на футбольном поле качаемся в тренажерном зале, бегаем кроссы и т. д. Ничего, справляемся, физические нагрузки — часть нашей профессии. В «Мордовии» я нахожусь примерно два месяца, и меня все устраивает. Большое спасибо ребятам, которые хорошо приняли. Работаю с большим желанием, стараюсь доказать, что достоин места в основном составе.
«С»: Саранск вам нравится?
— Да, очень. Городок тихий, спокойный и красивый.
«С»: Проживаете на клубной базе либо на съемной квартире?
— На базе. Условия здесь неплохие. Есть все необходимое — тренажерный зал, баня с бассейном, жилые номера хорошего уровня. Тренировочные поля рядышком. Впрочем, признаюсь, хочется пожить в центре Саранска. Там замечательный парк, великолепный храм и вообще все очень красиво. Но сейчас не имеет смысла куда-то переезжать, ведь сезон близится к завершению. Срок моего контракта с «Мордовией» истекает 31 мая.
«С»: Собираетесь его продлить?
— Да, хотелось бы остаться в саранской команде. Для этого делаю все возможное, стараюсь демонстрировать лучшие качества на поле. Но в любом случае последнее слово останется за тренерами и руководством клуба. Они решат мою судьбу. Поживем — увидим.
«С»: Как оцениваете свои действия в составе «Мордовии» в минувших матчах молодежного первенства?
— Рад, что участвую в официальных встречах, пусть даже в турнире дублирующих составов. Проявил себя нормально, в трех матчах из пяти не пропустил. На мой взгляд, это неплохой результат. Состав молодежки хороший, боремся за медали. Я комфортно чувствую себя в этой команде. С защитниками есть полное взаимопонимание на поле. Словно играю с этими партнерами не два месяца, а как минимум год. С футболистами основного состава также прекрасно понимаем друг друга. Причем не только на поле, но и за его пределами. В общем, здорово, что часть своей карьеры я провожу в Саранске. Честное слово, получаю удовольствие, выходя на поле в футболке «Мордовии».
Личное
«С»: Кто ваш главный болельщик?
— Отец. Он в свое время привел в меня в школу «Торпедо» и продолжает следить за моей карьерой. После матча в первую очередь звоню папе, выслушиваю его мнение об игре. Он смотрит все встречи с моим участием и делает определенные выводы. Мнение отца для меня важно и полезно.
«С»: Где вы родились?
— В Израиле. Когда мне исполнилось два года, семья переехала в Москву. В российской столице я прожил до 14 лет, а потом начались переезды. У меня двойное — российское и израильское — гражданство. На Земле обетованной живут мои бабушка с дедушкой.
«С»: А где ваш дом?
— Прежде всего в Лондоне, где сейчас проживают мама и сестра. Они отправились в Британию, чтобы помочь мне адаптироваться за границей. Но потом я подрос и дальше двигался самостоятельно, а семья осталась в Англии. Сестра учится в лондонской школе. Вторым моим домом является Москва, где живут старший брат, прочие родственники и друзья.
«С»: Правда ли, что вы получали образование в США?
— Нет, это полный бред. Когда же мне было учиться за океаном, если я все время играл в европейских клубах? Просто проходил учебу в американской школе рядом с тренировочной базой ФК «Челси», видимо, поэтому кто-то приплел в мою жизнь США.
«С»: Английским языком владеете в совершенстве?
— Разумеется, да. Выступая в «Насьонале», пытался выучить еще португальский, но не смог, не осилил, а жаль. Ведь в «Мордовии» играют носители португальского языка Джало и Данило. Мог бы теперь вести с ними диалоги, но, увы, мои знания португальского не позволяют этого сделать. С иностранцами говорю только на английском. В принципе это тоже неплохо. Бывает, даже какие-то высказывания перевожу во время тренировок.
«С»: В составе юношеской сборной вы побеждали на представительном международном турнире «Мемориал Гранаткина» в Санкт-Петербурге…
— Да, было такое. Это весьма значимая для меня победа. Мы добились успеха под руководством тренера Дмитрия Ульянова. В числе моих партнеров были тогда Алексей и Антон Миранчуки, Денис Давыдов, Вячеслав Караваев, Аршак Корян… Многие ребята из того состава выступают сейчас в Премьер-лиге. Мы поддерживаем связь друг с другом, продолжаем общаться. Вообще я поиграл за юношеские команды разных возрастов. Сейчас хочется попасть в молодежную сборную, поработать под руководством Николая Писарева. Кто его знает — может быть, потом пригласят в главную команду страны и мне удастся сыграть на чемпионате мира 2018 года… А почему бы и нет?! В футболе нет ничего невозможного. Наверняка за три года состав сборной претерпит серьезные изменения. А наша задача пахать, пахать и пахать на тренировках и демонстрировать надежную игру в официальных матчах. В этом случае тренеры национальной команды наверняка обратят внимание на молодежь.
«С»: Не ошибусь, если скажу, что вашим кумиром в юности был голкипер «Челси» Петер Чех…
— Так и есть. Не то что кумиром, но я очень уважал и уважаю Чеха, всегда внимательно следил за его действиями. У него многому можно научиться. Также отмечу действия немца Нойера из «Баварии», испанца Давида Деа Хеа из «Манчестер Юнайтед», бельгийца Тибо Куртуа из «Челси». В мировом футболе много классных голкиперов.
«С»: А кто в России лучший вратарь? Игорь Акинфеев
— По крайней мере, точно один из лучших. Кроме Акинфеева могу также отметить Юрия Лодыгина, Артема Реброва и Сергея Рыжикова.
Личное дело
Никита Ильич Хайкин родился 11 июля 1995 года в городе Натания (Израиль).
Рост 185 см, вес 70 кг.
Вратарь ФК «Мордовия». Воспитанник ФШМ
«Торпедо» Москва (первый тренер — А. Ю. Зубков).
Играл в молодежных командах «Челси» и «Портсмута», «Рединге» (Англия), «Насьонале» (Португалия). Холост.