Пятница, 25 апреля
Общество

«Мы охотно занялись огородом, купили баранов, коз, поросят, пчел… Недавно корову приобрели…»

Почему семья Коваленко променяла суетную жизнь в Москве на спокойную мордовскую глубинку.

Жители крупных городов, уставшие от шума, суеты, дорожных пробок и других проблем, стали чаще задумываться о прелестях размеренного сельского быта. Появляется все больше сайтов и форумов, посвященных переезду в деревню. Судя по их количеству, чуть ли не каждый второй горожанин мечтает о неторопливой жизни в своем доме, прогулках в лесу, купании в чистой реке, рыбалке, овощах с грядки, свежих яйцах, мясе и молоке. Но лишь единицы решаются на переселение и жизнь в «гармонии с природой». Среди таких «чудаков» оказалась семья Коваленко, которая после длительных раздумий начала строить свой «новый мир» подальше от шумной Москвы — ​в мордовском селе Старое Ардатово. Насколько успешно, выясняла Ольга Старостина.

За небольшой церквушкой лежит тихая сельская улочка с почерневшими от времени домиками. Почти у половины окна наглухо забиты. Крапива высотой с человеческий рост. Неприглядно все, запущенно… Тишина. Возле дома бывших москвичей пасутся теленок и козы. Не спеша пережевывают траву, безразлично поглядывая на гостей. А за порогом, напротив, суета. На столе разрезан недавно испеченный румяный пирог, в чашках дымится свежезаваренный чай. 10-летняя Саша и 6-летний Миша, присматриваясь к гостям, шаркают стульями, готовятся к общей трапезе. Коты тоже тут как тут. Снуют под ногами, заглядывают в глаза в надежде на ароматный кусочек. «Вы, наверное, смотрите на нас, как на сумасшедших, — ​улыбается хозяйка Елена Коваленко. — ​Уехали из Москвы и поселились в старом деревенском домике! Многие родственники до сих пор не поддерживают нашу затею. Только старшая сестра мужа одобрила. Местные жители тоже сначала удивлялись. В первый же день пришли знакомиться, чтоб посмотреть на чудаков, которые от городской жизни отказались. Встретили нас хорошо. Еды всякой принесли, а потом поделились семенами картофеля и других овощей. Бабушки здесь замечательные!»

Елена родилась и выросла в Твери, ее муж Андрей — ​в Верхнеуральске Челябинской области. В начале 2000-х, еще не зная друг друга, переехали в Москву, чтобы, как водится, заработать много денег. Мегаполис манил большими перспективами, но в реальности оказалось не все так прекрасно. Особенно после того, как молодые люди встретились и поженились.

«Работа отнимала много времени, — ​рассказывает Андрей. — ​Постоянно находился в командировках. Совсем было не до семьи, поэтому пришлось сменить сферу деятельности. Устроился на мебельное предприятие. Опыт был, так как в 1990-х имел в Магнитогорске небольшой цех по производству корпусной мебели… Вскоре родилась дочь Саша. Денег стало не хватать, пришлось стать водителем скорой помощи в Реутове. Жили мы в Балашихе в своем доме, правда, небольшом и без удобств, с печным отоплением. Когда малышка подросла, встал вопрос о детском саде. Свободное место удалось найти только в 10 километрах от дома!»

«Каждое утро я сначала отвозила дочку в ясли, а потом бежала на электричку, чтобы ехать на работу в турагентство, — ​вспоминает Елена. — ​Вечером снова метро, электрички… Первое время руководитель шел навстречу и отпускал пораньше, иначе я бы не успевала забрать дочь. Но скоро мои постоянные больничные и ранние уходы ему надоели. Пришлось уволиться. Долго искала другое место. Не особо нужны мамочки с маленькими детьми, которые часто болеют. Наконец устроилась завхозом поликлиники в Реутове. Беготни стало меньше, мы задумались о покупке квартиры. Даже ездили смотреть одну. Подумали немного и отказались. Не хотелось залезать в кабалу ипотеки. Мы мечтали о еще одном ребенке. В итоге решили продать наше жилье и поселиться в небольшом городе».

Путь до мордовской деревни начался с Магнитогорска, где Коваленко купили большой двухэтажный дом и прожили в нем 3,5 года. Там в 2010 году родился сын Миша. Но работы в крупном центре черной металлургии не оказалось, да и экология оставляла желать лучшего. Супруги поняли, что растить детей в таких условиях не стоит и переехали в Тверь. Сняли квартиру, трудоустроились, но снова не увидели перспектив.

«Андрей мыкался по предприятиям, денег не заработал, а здоровье потерял, — ​продолжает хозяйка. — ​Поэтому согласился, когда его снова позвали в Балашиху водителем скорой помощи. Полгода мотался между Москвой и Тверью. Тяжело. Я решила, что нам с детьми тоже нужно вернуться в столицу…» На этот раз Коваленко устроились достаточно неплохо. Сняли просторную новую квартиру. Работа, школа и детский сад находились в одном микрорайоне. Но!

«Пробки каждое утро начинались прямо с лестничной площадки, — ​улыбается Андрей. — ​В 7.00 жители 25 этажей начинали спускаться. Можно было ждать 30 минут, когда освободится лифт. Мы имели две машины, но, несмотря на это, старались всюду добираться пешком. Получалось быстрее… И так ежедневно бегали по кругу как сумасшедшие. Друг друга почти не видели. Уже тогда хорошо понимали, что это неправильно. Первый тревожный звоночек прозвучал давно, когда 4-летняя дочь спросила, есть ли у коровы чешуя… Стало понятно, что упускаем главное, заботясь о квартирах и красивых машинах».

Не люблю слово «фермер», которое предполагает зависимость от государства. Мне больше нравится «крестьянин» — ​свободный человек, способный прокормить не только свою семью, но и еще кого-то.

Решение переехать в деревню пришло через год жизни в Балашихе. Наученные опытом Коваленко не спешили: планировали, обсуждали, наводили справки. Даже посетили знаменитую Слободу Германа Стерлигова. Хотели посмотреть, как там ведут хозяйство, задать наболевшие вопросы. Но вернулись разочарованными, поскольку члены общины не торопились делиться опытом с чужаками. «Из этой поездки я вынес одно, — ​резюмирует Андрей. — ​В России есть люди, готовые платить за натуральные продукты без ГМО и различных химических добавок хорошие деньги». Тогда супруги окончательно определились, что поселятся в деревне и займутся сельским хозяйством. В современном мире натуральные продукты — ​большая ценность. «Магазины Москвы и других мегаполисов забиты всевозможной едой, но она несъедобна, — ​продолжает муж. — ​Для семей, которые по-настоящему заботятся о детях, это настоящая проблема! Заходишь в супермаркет, смотришь на красивые глянцевые овощи и фрукты, а брать не хочется. Нет ни нормального молока, ни творога… Сына мы там чуть до рахита не довели!»

Сначала Коваленко искали дом с участком в Тверской области. Отпугивали дороговизна, отсутствие дорог и неприветливость местных жителей. Помог случай. Андрей познакомился с выходцами из Старого Ардатова, которые работали в Балашихе охранниками. Они рассказали, что в селе продается старый, но крепкий дом. Осенью 2014 года Коваленко решили его осмотреть. К тому времени наконец-то удалось продать коттедж в Магнитогорске. В мордовской деревне увидели неплохие дороги и дубовый дом, срубленный на века. Не царские палаты, но все необходимое есть. Сараи и баня тоже имелись. Школа в соседнем селе, куда ежедневно ходит автобус. Вокруг леса, душистые луга, птички поют… Сказка.

Прошлой весной недавние москвичи распаковывали чемоданы в новом жилище. «После бетонной квартиры и городской пыли здесь необыкновенно легко дышится, — ​улыбается Елена. — ​В деревянном доме очень комфортно. Даже отсутствие канализации и водопровода не огорчает. Все терпимо. А сколько у нас было энтузиазма, особенно в первое время! Мы охотно занялись огородом, купили баранов, коз, поросят, пчел… Недавно корову приобрели… И дети довольны. Саша обожает свою школу. Педагог уделяет детям больше внимания, так как учеников мало. Может позаниматься индивидуально, причем бесплатно. На переменах ребятки свободно бегают, играют. В Балашихе их во время перерыва на скамейку в ряд усаживали. Шаг за угол — ​«двойка» в дневник… Здесь детей можно спокойно отпустить на улицу. Развлечения они находят сами. Лишь мои родители до сих пор охают, как же внуки остались без «Чикен Хауза», каруселей и качелей. А им в деревне интереснее! Сначала думали, что зимой заскучаем, но ошиблись. Каждый день слушали в Интернете лекции по растениеводству и животноводству. По вечерам вместе с детьми читали вслух книги из местной библиотеки. Катались на санках, лыжах. Все было здорово».

В перспективе Коваленко намерены продавать в Москве излишки продуктов своего хозяйства. Говорят, там больше знакомых, готовых хорошо платить за натуральную и полезную еду. «Сначала мы обратились в районный центр занятости, — ​рассказывает Андрей. — ​Там пообещали поддержать финансово, если составим бизнес-план и пройдем обучение. Но развиваться предлагают только внутри Мордовии! К чему такие ограничения? Это неправильно. Сельское хозяйство может существовать только от выгодных продаж. В республике больших денег нет. Не люблю слово «фермер», которое предполагает зависимость от государства. Мне больше нравится «крестьянин» — ​свободный человек, способный прокормить не только свою семью, но и еще кого-то. Хотим развиваться без кредитов, чтобы не остаться в итоге с голым задом. Главное, не опускать руки, и все получится. Только сейчас мы начали жить по-настоящему. Всегда вместе, рядом. Знаем, у кого какие проблемы, кто чем дышит. Никуда не торопимся, не нервничаем по пустякам. Почти забыли о детских болячках. Есть все, чтобы спокойно жить и развиваться».

Материалы по теме
Закрыть