«Мне претит инерция покоя!»

Уроженца Мордовии Александра Пудина назначили директором и художественным руководителем Вологодского областного театра юного зрителя. Почему он согласился заняться этой работой? Как начинал свой творческий путь? Какие этапы своей сценической биографии известный драматург и режиссер считает наиболее плодотворными? Как оценивает развитие театрального искусства в Мордовии? С заслуженным деятелем искусств России беседовала Ольга Аверьянова.
«С»: Александр Иванович, почему вы решили заняться театральной работой в Вологодской области?
— Мне претит инерция покоя. Это к вопросу о согласии занять новые должности. Как любила говорить моя ныне покойная руководительница Людмила Ивановна Швецова: «Я родилась с врожденным общественным темпераментом». У меня тоже что-то похожее. Вот и ищу себе общественно полезное занятие. Понимаю, что у меня есть некий неплохой опыт, который должен служить обществу. Да, пишу пьесы, ставлю спектакли, оцениваю театральную жизнь страны в рамках работы в различных жюри — это хорошо, но я способен нести, выполнять еще некое общественное служение. Почему Вологда? Этот регион для меня не чужой. Знакомство с Вологодчиной произошло более 20 лет назад. Я часто приезжал туда вместе с первым заместителем мэра Москвы Людмилой Ивановной Швецовой. Нам удалось реализовать множество проектов, в том числе оказать поддержку, точнее проинвестировать и раскрутить главный местный туристический бренд «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Осенью областной театр юного зрителя покинул его художественный руководитель — народный артист России Борис Гранатов, который трудился на этом посту почти 40 лет. В прошлом году мы вместе проводили фестиваль, где я был членом жюри. Тогда Гранатов представил очень интересную работу — спектакль «Борис Годунов», получивший главный приз. К сожалению, он принял решение уйти на заслуженный отдых. Как-то сама собой возникла идея предложить мне возглавить этот театр. На том и порешили. Единственным условием с моей стороны было безоговорочное руководство. Так у меня было и в Мордовском национальном театре, и в Ростовском академическом театре драмы имени Горького. Рад, что решение о работе в Вологде приветствовал и первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов — внук великого писателя. Постараюсь оправдать оказанное доверие. Кстати, еще в 2022 году я как режиссер-постановщик представил в Вологодском драматическом театре свою пьесу «Привычное дело» по повести Василия Белова. Этот спектакль высоко оценили члены Изборского клуба, чье заседание осенью приходило в Вологде. «Привычному делу» аплодировали выдающийся писатель Александр Проханов, ведущий экономист, советник Президента России по вопросам евразийской интеграции Сергей Глазьев, депутат Госдумы Михаил Делягин, журналист, член высшего совета Международного евразийского движения Михаил Хазин…
«С»: Какие у вас планы?
— Создать новую историю успеха вологодского ТЮЗа! Не исключаю, что в следующем сезоне появятся постановки, которые будут посвящены истории области. 15 апреля приступаем к работе над новым спектаклем, в котором попытаемся вывести на сцену нового современного героя. Театр обязательно должен вести подобные поиски. У нас есть выигранный грант на создание постановки по бессмертной комедии Николая Гоголя «Ревизор». И если мы ТЮЗ, то должны стараться не «ковыряться» в классике с целью удивить мир неслыханной «новой режиссурой». Гоголь и «Ревизор» сами по себе удивляют. Будем ли строить репертуар для взрослой публики? Конечно! Да, тюзовское направление сохраняем и развиваем, но и про взрослого зрителя не будем забывать. В стране есть удачные примеры, когда репертуар таких театров пополняется очень качественными, высокохудожественными «взрослыми» спектаклями. В прошлом году в рамках «Золотой маски» посмотрел в Российском академическом молодежном театре постановку «Леопольдштадт» по одноименной пьесе Тома Стоппарда. Очень серьезный проект. Большая работа большого художника Алексея Владимировича Бородина. В его спектаклях вы никогда не увидите ничего пошлого или низкопробного. У Бородина безупречный вкус. Примеров много, когда мастера высокого уровня занимаются молодежными театрами и затрагивают в постановках отнюдь не детские проблемы. Кстати, пьесу специально для новой постановки мы заказали известному драматургу, поэту, киносценаристу Родиону Белецкому. Драматург-руководитель в моем случае сделал ставку на работу с хорошим драматургическим материалом, который мы вправе ожидать от именитого автора. Я разделяю взгляды нового губернатора Вологодской области Георгия Юрьевича Филимонова на вопросы развития культуры, театра и народосбережения в условиях Русского Севера.

«С»: А что вы можете сказать об актерах Вологодского театра юного зрителя?
— Очень сильный и дружный коллектив! В труппе есть заслуженные артисты России Валентина Бурбо, Эдуард Аблавацкий, Елена Авдеенко, Игорь Рудинский. Признанными мастерами сцены также являются Виктор Харжавин, Алла Петрик, Александр Лобанцев, Лариса Дойникова… Молодежь у нас очень талантливая. Есть кому радовать зрителя.
…Почему Вологда? Этот регион для меня не чужой. Знакомство с Вологодчиной произошло более 20 лет назад. Я часто приезжал туда вместе с первым заместителем мэра Москвы Людмилой Ивановной Швецовой…
«С»: Ваша биография очень богатая — поэт, публицист, драматург и даже редактор газеты, общественный и политический деятель, руководили несколькими театрами… С чего начинался ваш творческий путь?
— С поэзии. Я родился в зубово-полянском селе Мордовский Пимбур. Там очень красивая природа, которая вдохновляет! Замечательные, трудолюбивые и остроумные люди! Спасибо моим родителям-учителям, которые привили любовь к родному краю и литературному творчеству. Неудивительно, что уже в раннем возрасте я начал сочинять стихи. Отдельно следует отметить мое обучение на отделении поэзии Московского литературного института имени Горького. Наставниками были выдающиеся поэты Егор Исаев и Валентин Сидоров. В 1975 году в журнале «Мокша» вышла первая поэтическая публикация. Мои стихи и переводы печатались в журналах «Дружба народов», «Молодая гвардия», в «Литературной газете». В 32 года я стал заслуженным писателем Мордовии. Отметили меня, конечно, в первую очередь за драматургические произведения, которые брали в репертуар российские и зарубежные театры. В 1988 году в Саранске поставили мою первую драму «В пустом доме люди», которая имела громкий успех. Эта пьеса была переведена на итальянский язык. «В пустом доме люди» — это стопроцентная «новая драма». Благодарен своему первому режиссеру и близкому другу, народному артисту России, лауреату государственных премий России Сергею Арцибашеву. В 1989-м я стал художественным руководителем и директором только что созданного Мордовского драматического национального театра.

«С»: Это был сложный перестроечный период — отсутствие финансирования, задержки зарплаты…
— Да. Поначалу у нас не было своего помещения. Было — полуподвальное. Но мы были талантливы, молоды и амбициозны. Постоянно пополняли труппу — Виктор Гудожников, Николай Храмов, Мария Кевбрина-Плотникова, Тамара Весеньева, Евгений Пулов, Евдокия Бажанова, Николай Васильев, Ида Алексеева, Александр Чакин, Вера Балаева, Нина Абросимова, Елена Гудожникова… Очень поддержало театр возвращение на малую родину заслуженного артиста РСФСР Вячеслава Акашкина! Бесконечно признателен всем, кто тогда оказывал поддержку нашему театру. Помню, как заместитель председателя Правительства Мордовии Антонина Григорьевна Морозова помогла обеспечить нас бархатом для пошива костюмов к спектаклю «Кукольный дом». Ткань предоставил Борис Алексеевич Журавлев… Валерий Алексеевич Кечкин, возглавляя местный минсельхоз, помог с приобретением нового автобуса. Бывали случаи, когда во время малых гастролей по районам республики я сам вынужденно садился за руль… Да, это было нарушение правил, но жизнь порой подкидывает задачки, которые надо решать здесь и сейчас. И разумная дерзость — одна из черт, присущих моему характеру. В те годы Мордовский национальный театр принял участие в Первом международном фестивале театров финно-угорских народов в Ижевске. Наши артисты Евгений Пулов и Тамара Весеньева стали лауреатами главных премий за лучшие роли. Меня признали лучшим финно-угорским драматургом. Это стало новым серьезным достижением. До сих пор с большой благодарностью вспоминаю национальный театр, который дал мне возможность развиваться как творческой личности, освоить навыки руководителя… Видимо, тот самый «общественный темперамент», о котором я говорил выше, предлагал другие увлечения. Не самые плохие — государственная служба, журналистика, где я тоже реализовывался как творческая личность, профессионал и гражданин. Многие годы возглавлял собственный центр поддержки новых социальных инициатив «СоцИнФорум». Все это было для меня всегда органично. Еще одним плодотворным периодом стала работа в Ростовском академическом театре драмы имени Максима Горького, который я возглавил в 2014 году. Мне удалось найти новый вектор его развития. В репертуар вернулись донские произведения. Я стал художественным руководителем и продюсером самой масштабной постановки в истории театра. Речь идет о трилогии по книгам «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Цыган» Анатолия Калинина и «Матерь человеческая» Виталия Закруткина. Спектакли поставил режиссер Геннадий Шапошников, которому помогали художник Виктор Герасименко и композитор Алексей Шелыгин. Трилогия была показана в Москве на исторической сцене Малого театра. Проникновенные истории непростой степной жизни казаков, оказавшихся в центре эпохальных перемен, нашли и находят отклик у публики. Трилогия получила множество наград. Воссоздание на сцене этих произведений было одним из лучших решений в моей профессиональной деятельности. Театр при моем руководстве получил премию Правительства России. Благодаря этому нам удалось увеличить ежегодное финансирование новых постановок с 5 миллионов рублей до 45 миллионов. В целом экономика была примерно такая: 1 рубль бюджетный — 1 рубль наш, собственный, нами заработанный, и тоже, конечно же, в итоге казенный.
«С»: Как вы оцениваете развитие театрального искусства в Мордовии?
— Самый сложный вопрос… 7 лет проживая в Зубовой Поляне, я редко выбирался в Саранск. Знаю, что у всех театров есть определенные успехи. Для этого в принципе созданы хорошие условия. В первую очередь речь идет о шикарной материальной базе, талантливых актерских кадрах, заинтересованном внимании и поддержке со стороны Министерства культуры. Чувствуется конкуренция между театральными коллективами, которые стремятся участвовать в престижных конкурсах и фестивалях, повышая уровень мастерства и принося славу республике. Это радует. Накануне грядущего Дня театра желаю всем своим коллегам в родной республике зрительского признания, заслуженных наград, позитива, счастья, мира, добра, большого творческого успеха!

Личное дело
Александр Иванович Пудин родился 16 января 1958 года в селе Мордовский ПимбурЗубово-Полянского района. Окончил с красным дипломом саранский техникум электронных приборов и отделение поэзии Московского литературного института имени Горького. Драматург. Поэт. Переводчик. Работал режиссером-постановщиком в Тамбовском областном драмтеатре, художественным руководителем и директором Мордовского национального драматического театра, редактором в Мордовском книжном издательстве, директором российского государственного «Театра на Покровке», пресс-секретарем Главы РМ, главным редактором газеты «Известия Мордовии». В течение почти 14 лет был советником Людмилы Швецовой, когда она занимала должности первого заместителя мэра Москвы и заместителя председателя Госдумы России. Трудился художественным руководителем — директором Ростовского академического театра драмы имени Горького.
Народный писатель Мордовии. Заслуженный деятель искусств России. Член Союза писателей СССР и России, Союза театральных деятелей России и экспертной комиссии по вопросам театра Общественного совета при Министерстве культуры России. Кавалер почетного знака «За заслуги перед городом Ростовом-на-Дону».
Почетный гражданин Зубово-Полянского района Мордовии.