Четверг, 3 апреля
Спорт

«Сил физических хватает, но эмоций почти не осталось»

Максим Тишкин завершил игровую карьеру и стал куратором юношеского футбола в калининградской «Балтике»

Он прошел путь от второго дивизиона до Премьер-лиги. Его трансфертная стоимость, по данным ресурса «Трансфермаркт», на пике оценивалась в 800 тысяч евро. Один из самых ярких воспитанников мордовского футбола Максим Тишкин объявил об окончании игровой карьеры. Последний матч талантливый защитник провел 3 июня 2023 года за калининградскую «Балтику». Почему 33-летний уроженец лямбирской Большой Елховки принял такое решение? Где он собирается жить? Как он едва не оказался в столичном «Динамо»? Эти и другие вопросы ему задал Евгений Наумов.

«С»: 33 года — отнюдь не критический для футболиста возраст, однако вы уже повесили бутсы на гвоздь…

— Решение мне далось очень нелегко. Думал не один день. Физически я себя чувствую хорошо, сил хватает, чтобы справляться с нагрузками на футбольном поле. Но психологически, кажется, я почти выгорел, эмоции заметно поугасли. А играть без большого желания нельзя. Выходя на поле, человек должен гореть, не думать ни о чем, кроме родного вида спорта. А я чувствую, что игровой заряд у меня уже не тот. Поэтому и принял судьбоносное для себя решение.

«С»: Игровая карьера закончена, можно уже подводить итоги. Какой сезон оказался наиболее успешным для вас?

— Хорошие периоды в футбольной жизни у меня действительно были. Есть что вспомнить. Но я не стану слишком углубляться, на первое место поставлю сезон–2022/2023, который провел в калининградской «Балтике» (команда заняла второе место в ФНЛ и вышла в Премьер-лигу — «С»). Для меня он стал основополагающим, подвел черту в карьере игрока и предопределил дальнейшую судьбу. Надеюсь, в новой профессии тоже удастся реализоваться и добиться хороших результатов.

«С»: На профессиональном уровне вы провели более 350 матчей. Сможете выделить одну-две игры? Когда, например, удостоились высокой оценки со стороны болельщиков, специалистов и сами получили удовольствие от своих действий…

— Хорошие матчи, безусловно, тоже были, но… Какой-то один или даже два выделить не получится. Всегда старался не оборачиваться назад. Живу сегодняшним днем и мыслю о своих дальнейших перспективах. При этом никогда не жалуюсь на судьбу. Радуюсь тому, что есть, благодарен и солнцу, и дождю. Родные и близкие живы, все в порядке в семье, дети мои здоровы, для меня это главное! И дай Бог, чтобы так было всегда.

«С»: По сведениям, теперь займетесь развитием молодежного футбола в прибалтийском регионе?

— Важно, что я остаюсь в структуре клуба. А юношеский футбол всесторонне развивается в Калининградской области. Во-первых, у нас здесь функционирует академия, где проходят обучение талантливые мальчишки от 5 до 15 лет. Три коллектива играют в ЮФЛ. С выходом в Премьер-лигу была сформирована команда для выступления в молодежной лиге страны. Там выступает ближайший резерв «Балтики». Ребята, которые недотягивают до национального первенства, соперничают в ведущем чемпионате Калининградской области, бьются с мужиками. Лучшие из них затем вливаются в состав основной молодежки. Кроме того, «Балтика-БФУ» участвует во втором профессиональном дивизионе. В нашем клубе создана так называемая пирамида, иерархическая лестница, и я являюсь одним из ее координаторов. Точнее сказать, эти функции мы выполняем вместе с Маратом Рамазановым. Он опытный специалист, работал в «Анжи», когда махачкалинский коллектив возглавлял Гус Хиддинк. Также Марат трудился в московском филиале французского клуба «ПСЖ». Рамазанов является основным куратором, я его непосредственный помощник. Приходится выполнять достаточно серьезные нагрузки, заниматься аналитикой, селекционной деятельностью, выезжать в районы области, где функционируют филиалы академии. Но работа мне нравится. На данном этапе это главное. Хочу сказать, что у меня были и другие варианты трудоустройства в «Балтике». Например, войти в тренерский штаб. Но, взвесив все за и против, я отказался. Выбрал наиболее близкую для себя сферу деятельности. Считаю, кураторская работа мне больше подходит по будущей специальности. Я учусь в магистратуре филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Один семестр позади, диплом получу через два года. Работа с молодыми футболистами для меня как раз кстати. Необходимый запас знаний у меня имеется. И, повторяю, есть цель развиваться. Чтобы внести свою лепту в развитие спорта Калининградской области. И не только как футболист-профессионал, но и как управленец.

«С»: Почему после завершения игровой карьеры решили связать свою судьбу именно с Калининградом?

— Изначально планировали осесть в Уфе. После нескольких лет, проведенных в этом городе, мы с супругой решили, что именно столица Башкортостана станет нашим домом. Купили в Уфе квартиру, обставили. Но когда я стал игроком «Балтики», семейные планы пришлось подкорректировать. Потому что нам очень понравился Калининград. Этот город и есть наш дом. Фактически мы уже коренные жители Балтийского региона. Пять последних футбольных лет я провел именно в «Балтике» (за которую сыграл более 100 матчей — «С»). Дольше ни в одном другом клубе не задерживался. Супруга с детьми постоянно находились рядом со мной. Поэтому, принимая судьбоносное решение, знали, где будем жить. Море, исторические памятники, великолепная архитектура — места здесь неописуемые. Это касается не только Калининграда, вся область привлекательна. В какой район ни приезжай, везде найдешь для себя что-то интересное. В этих краях человек априори не может скучать. И туристы, которые посещают Калининград, снова и снова возвращаются сюда.

«С»: А ваша жена из Саранска?

— Да. Регина — дочь известного в Мордовии спортивного специалиста Рината Хайрова. К сожалению, он рано покинул этот мир, не дожив даже до 50 лет. Ринат Асымович был очень порядочным человеком, беззаветно преданным спорту и заботившимся о его развитии. К нему все относились с большим уважением. В молодости мой будущий тесть проявил себя как блестящий спортсмен, одерживая яркие победы на борцовских коврах. Затем трудился тренером и стоял у истоков создания республиканского филиала «Юности России» — организации, ставшей правопреемницей популярного спортобщества «Трудовые резервы». Ринат Асымович и для меня был наставником, консультировал меня. Я до сих пор следую его советам.

«С»: В 2018-2023 гг. в российских соревнованиях за футбольную приму Калининградской области вы провели более ста матчей. В заявке «Балтики» присутствовали и в сезоне–2017, но так ни разу и не вышли на поле. Почему так сложилось?

— Из-за травмы. Неприятности подобного характера начались еще в 2016 году, когда я выступал в «Томи». В одном из матчей я серьезно повредил ногу и перед самым Новым годом перенес операцию. В Москве мне ее делал ведущий травматолог страны. Я довольно быстро восстановился и получил ряд предложений от различных клубов Премьер-лиги, а также столичного «Динамо». Правда, бело-голубые в тот момент выступали не в высшем дивизионе, а в ФНЛ. Но я понимал, что возможности у «Динамо» серьезные, поэтому предложение московского клуба для меня являлось приоритетным. Однако динамовцем я так и не стал. Потому что на регистрацию новых футболистов в команде был наложен запрет. Из-за финансовых задолженностей бывшие игроки «Динамо» Виталий Дьяков и Игорь Денисов подали иски в апелляционный комитет, поэтому РФС и вынес столь жесткий вердикт. Я до последнего ждал, когда разрешится ситуация, но…

«С»: В итоге перебрались в «Балтику»?

— Да. Медлить было нельзя, до закрытия трансфертного окна оставались считанные дни. Пообщавшись с руководителями калининградского клуба, я рванул на балтийский берег. Точнее, в тот момент команда проводила межсезонные сборы на Кипре. Я прилетел, присоединился к ним. Встретил там Женю Фролова. Он тогда перебрался в «Балтику» из «Кубани». Я участвовал в двух контрольных матчах, все было хорошо. Наигрывалась основа для стартового тура первенства. Я тоже был в составе. В этой встрече и случился рецидив старой травмы. Прошел медобследование, сделали снимки, вроде ничего серьезного. Сделал двухнедельную паузу, восстановился, вышел на поле… Снова боли. Пришлось лететь в Германию на повторную операцию. Мне ее делал опытнейший немецкий специалист. Около миллиона рублей пришлось потратить из собственных денег. Просить средства на операцию у клуба я не имел права, поскольку только заключил контракт с «Балтикой». Немецкий доктор выявил реальную причину травмы. Сказал, что все проблемы из-за отслоения мениска. Мол, либо его удалять, либо вшивать. В итоге мениск удалили. В матчах первенства, разумеется, я участвовать не мог, восстанавливался после операции.

«С»: И летом 2017-го совершили уникальный переход из одной части России в другую. Из Калининграда — в Хабаровск…

— Так и было. «Балтика» по итогам первенства тогда финишировала в ФНЛ на 17-й позиции, однако сохранила прописку в первом дивизионе, заменив прекратившую существование нижегородскую «Волгу». Но я уже покинул калининградский коллектив, меня пригласили в «СКА-Хабаровск». Были сомнения, но после некоторых колебаний я все-таки подписал контракт с дальневосточными армейцами. Принял такое решение, поскольку в предыдущих клубах, цвета которых я отстаивал, постоянно сталкивался с финансовыми проблемами. Так было и в «Мордовии», и в «Томи», и в «Балтике». Как-то я почти два года жил за счет собственных накоплений. Поэтому и принял предложение от «СКА-Хабаровск». И допустил серьезную ошибку. Не пошли мои дела на Дальнем Востоке. Я не успевал восстанавливаться после дальних перелетов, и оперированное колено меня сильно беспокоило. Да и с семьей практически не общался. После игр приходил домой в три часа ночи, дети уже спали. Утром супруга их провожала в садик, а я в это время отсыпался. Потом у нас тренировка и снова вылет. Очень много времени мы проводили в воздухе. В силу названных причин я не смог проявить свои лучшие качества в дальневосточном клубе, поэтому твердо решил покинуть «СКА-Хабаровск».

«С»: И снова оказались в «Балтике»…

— Да. Из балтийского клуба пришло повторное предложение. Говорят, дважды в одну реку не входят, но для меня было делом чести вернуться в эту команду. Доказать, что годом ранее не просто так вливался в коллектив из Калининграда. Чувствовал ответственность перед балтийцами, была недосказанность перед ними. В тот период в команде сменилось руководство. Слишком часто менялся тренерский штаб. С «Балтикой» поочередно работали Игорь Черевченко, Валерий Непомнящий, Игорь Ледяхов… Все произошло за один календарный год. Наконец с приходом Евгения Калешина началась новая история калининградского коллектива. Команда погасила долги, вылезла из финансовой ямы, и дела пошли в гору. В итоге все завершилось триумфом, в этом году «Балтика» завоевала путевку в РПЛ. Хочу сказать, что я ни на секунду не пожалел, что вместе с балтийцами прошел столь длительный путь. И с большим удовольствием остался в системе в клубе.

«С»: Успех балтийской команды — это заслуга прежде всего тренерского штаба, футболистов или руководства клуба?

— Все в комплексе. Когда речь идет о выходе в РПЛ, только за счет чего-то одного добиться заветной цели не удастся. В этом случае все должны сработать как нужно. В «Балтике» хорошо провели селекционную работу, пригласив квалифицированных футболистов. Тренерский состав очень требовательный. Дисциплина и порядок в коллективе на первом месте. Руководители клуба решали все административно-организационные вопросы. Чтобы ничто не мешало качественно подготовиться к играм. И потом нельзя забывать про болельщиков. «Балтика» была одной из самых посещаемых команд в первой лиге! Практически каждый месяц мы встречались с фанатами, отвечали на их вопросы.

«С»: Со вчерашними партнерами, которые теперь отстаивают цвета «Балтики» в Премьер-лиге, поддерживаете связь?

— Обязательно. С ребятами я постоянно на связи. А Аслан Дудиев, с которым вместе выступали и в «Мордовии», стал капитаном «Балтики». На встрече с болельщиками я торжественно передал ему капитанскую повязку. Фанаты меня очень хорошо встретили, сожалеют, что в новом сезоне не видят меня на футбольном поле. Но я остаюсь в Калининграде, поэтому будем видеться.

Были трудности в семье. Затем последовало непростое решение о завершении карьеры. До последнего было непонятно, останусь я в структуре клуба или нет. В результате футбол ушел в сторону. И за минувшие два месяца я лишь один раз выходил на поле

«С»: Форму спортивную поддерживаете?

— Минувшие два месяца для меня оказались довольно сложными. Были трудности в семье. Затем последовало непростое решение о завершении карьеры. До последнего было непонятно, останусь я в структуре клуба или нет. В результате футбол ушел в сторону. И за минувшие два месяца я лишь один раз выходил на поле. Меня позвали на награждение призеров турнира бизнес-лиги. В финале я даже отыграл за одну из команд, которая и победила. Сейчас четыре раза в неделю занимаюсь в тренажерном зале. Для поддержания физической формы этого достаточно. Со всех сторон дергают, чтобы я поиграл за одну команду, за другую… Но я отказываюсь. С основными делами разобраться бы. Поэтому пока не до футбола — работа, работа… Повторяю, мне интересно то, чем я сейчас занимаюсь.

«С»: Антироссийские санкции, введенные Западом в связи со специальной военной операцией, отражаются на ситуации в приграничном Калининграде?

— Не без этого. Гораздо сложнее стало пересекать границу. Раньше, даже не имея визы, с помощью грин-карты, за которую платили всего полторы тысячи рублей в месяц, калининградцы выезжали за границу без проблем. Одни — чтобы закупить продукты либо другие товары, другие — в качестве туристов. Например, в пятницу выезжали, а в воскресенье возвращались домой. Теперь этого нет. Вначале в ситуацию вмешалась пандемия коронавируса, а теперь российско-украинский конфликт. Мы планировали строить в пригороде Калининграда дом. Прикупили участок. Но цены на стройматериал так взлетели, что от этих планов пока пришлось отказаться. Но губернатор области Антон Алиханов делает все возможное, чтобы ситуация нормализовалась. Чтобы жители региона не заметили этих потерь. К слову, когда москвичи приезжают в Калининград, говорят, что цены здесь значительно ниже, чем в столице. И они закупают все, что можно. А ведь у нас — курортная зона, она привлекательна для столичной элиты. В Калининграде очень серьезно развивается туристический бизнес. Отдыхающие сюда приезжают круглый год. Хочу сказать, что местное население в Калининградском регионе старается именно жить, а не существовать. Люди здесь наслаждаются жизнью. И губернатор делает все, чтобы повысить уровень жизни людей. Мгновенно реагирует на просьбы граждан, пытается решить все возникшие у людей вопросы.

Личное дело

Максим Викторович Тишкин родился 11 ноября 1989 года в селе Большая Елховка Лямбирского района. Защитник «Балтики». Рост 183 см, вес 73 кг. Воспитанник ДЮСШ «Мордовия». Первый тренер — Марат Мустафин.

Игровая карьера: «Мордовия» (2007–2009, 2015–2016), «Звезда» Рязань (2010), «Спартак» Кострома (2011–2012), «Уфа» (2012–2015), «Томь» Томск (2016), «СКА-Хабаровск» (2017), «Балтика» (2017–2023).

Женат. Отец двух дочерей и сына.

Материалы по теме
Закрыть