Площадь золотая
Идея Тысячелетия окончательно канула в Лету: горожане забыли о юбилее, а одноименная площадь приобрела неприличный вид. Разбитая тротуарная плитка, разрушенная лестница, унылое пространство… По словам мэра Саранска Игоря Асабина, на ремонт объекта требуется порядка 200 миллионов рублей. Об истории этого места, создании площади и задачах ее реконструкции Елизавете Янькиной рассказал архитектор, член Градостроительного совета Виктор Махаев.

«Спартак», «Светотехника», «Саранск Арена»
По словам Виктора Махаева, первый советский генплан Саранска 1940 года не предусматривал на месте современной площади Тысячелетия открытого пространства, а главный городской стадион, названный впоследствии «Светотехникой», собирались построить на пересечении улиц Хмельницкого и Ботевградской. Но в конце 1930-х возле пединститута, построенного на углу улиц Хмельницкого и Большевистской, начали создавать спортивный комплекс, который в 1946 году превратился в деревянный стадион «Спартак», вмещавший три тысячи зрителей. Через 10 лет его реконструировали саранские архитекторы Валерий Борисов и Владимир Романовский. Стадион «Светотехника» с футбольным полем и беговыми дорожками стал одним из первых в череде крупных общественных комплексов, построенных в Саранске в 1960–1970-е годы. Он вмещал уже 14 тысяч зрителей. В 1980-е годы арену модернизировали, установили пластиковые сиденья и осветительные мачты. «Перемещение главного стадиона с западной окраины города в центр было вынужденной мерой, связанной с отсутствием в послевоенные годы средств на создание полноценной спортивной зоны, — говорит Махаев. — Но время показало нерациональность, ошибочность данного решения. Квартал в центре города мог получить плотную жилую застройку, место обязывало бы искать качественные архитектурные решения, включать в жилую зону общественные здания. В 1990-е годы градостроительная ситуация усугубилась. Улица Полежаева имела низкую пропускную способность транспортной сети, автостоянки организовать было невозможно, а перед воротами стадиона не было полноценной входной площадки».
Стадион сносили с 15 июля по 6 сентября 2010 года, одновременно обсуждая проекты новой площади. Открытое спортивное сооружение меняли на спортивное здание. Ни у кого тогда не возникло сомнений, что центром пространства должен стать спорткомплекс. Его проект подготовил архитектор Николай Безбородов. Параметры крупного двухзального здания определились сразу: высота крытого «колизея» составила около 30 метров. Это здание поразило Валентину Матвиенко несусветной гигантоманией, когда она приезжала в 2018 году в Саранск. Объект строился долгие восемь лет и открылся лишь в конце 2021 года. Долгострой объясняется просто: внимание властей было переключено на чемпионат мира по футболу, и стройка была временно заморожена.


Площадь Тысячелетия
«В начале 2010 года у республиканской власти созрела идея: надо создать в городе новую площадь, противопоставленную Советской, которая ассоциировалась с ушедшей эпохой, — рассказывает Виктор Махаев. — Советская площадь была плоха не тем, что на ней сконцентрировались символы власти, а своей архитектурой: два обкома с советскими эмблемами, статуя Ленина. Требовалось создать парадное пространство с несоветской архитектурой, предназначенное для проведения многотысячных мероприятий, которые также стали бы антитезой советским демонстрациям трудящихся».
Как вспоминает наш собеседник, республиканская власть распределила задания между ведущими проектными организациями, в работу также включился университет. Все проекты были рассмотрены на правительственном совещании в феврале 2010 года. Оно длилось 6 часов, причем заказчики удивили своей некомпетентностью. Главный архитектор Саранска уволился в 2009 году, поэтому некому было разъяснить, что диктует генеральный план города, какие существуют градостроительные нормы… Вместо этого от начальства слышались какие-то бессвязные реплики, а относительно представленных проектов никто внятно высказаться не смог. Первым предложением стал транспортный путепровод, проходивший по улице Хмельницкого над площадью. Вскоре нелепость такого решения была осознана, и площадь разорвала улицу на две части. Вторым обсуждаемым объектом стал главный корпус университета. Архитектор Назим Абдуллин придерживался мнения, что в Саранске не нужно возводить высокие здания, что новый корпус должен по высоте соответствовать старому, потому что учебные заведения выше пяти этажей очень неудобны. Проект архитектора Сергея Ходнева повторял старое здание, но с добавлением купола. Но в утвержденном в 2013 году проекте здание выросло до 17 этажей и стало напоминать московскую гостиницу «Пекин». Архитектор Фарида Казакова и студентка Анастасия Варнавина, наоборот, доказывали, что новая площадь будет настолько обширной, что потребуется несколько высотных зданий. Авторы предложили напротив Пушкинской библиотеки высотную гостиницу умопомрачительной угловатой формы. Тогдашний руководитель республики Николай Меркушкин не выдержал и спросил: «Этот проект — что-то ультрасовременное. Может быть, именно такой вариант примем за основу? А что сейчас строят в мире? В каком стиле? Какая архитектура считается самой современной?» Архитектор Владимир Годунов предложил создать ансамбль, который бы символизировал десять веков дружбы мордовского народа с народами Российского государства. Площадь с востока оформлялась десятью пилонами со скульптурами. Университетские здания объединялись в многоэтажную структуру: административно-библиотечный корпус соединялся мостом с угловым корпусом, таким же высоким. Самым неожиданным стал студенческий проект, выполненный командой интеллектуалов в составе Марата Невлютова, Валерии Папковой и Алексея Пивеня. Студенты придумали не банальную прямоугольную площадь, а форум, представлявший многоуровневое нагромождение объемов. Студенческое трио предложило пешеходное пространство, систему зон, предназначенных для разных слоев горожан, в том числе студентов. И множество дизайнерских придумок, из которых Меркушкин выбрал каток. «Но при колоссальном размахе преобразовательных планов все оставались в плену стереотипов, — продолжает Виктор Махаев. — Например, никто не задавал вопроса: почему на одной площади находятся два дублирующих друг друга крупных учреждения — Пушкинская и университетская библиотеки? Одинаковые по вместимости и наполнению, обе давно утратившие читателя и не превратившиеся в современные интеллектуальные центры, как, например, Национальная библиотека Татарстана. Вместо рационального решения этой острой проблемы власти были озабочены украшением фасадов двух больших зданий. Ни один из проектов не был взят за основу, поэтому назначили второй тур проектирования, но выбранные властью проектные организации доработали свои проекты, и после обсуждения в верхах они были воплощены. При этом никто не собирал их в единый архитектурный комплекс. Если общее градостроительное решение сложилось логичное, то облик зданий между собой никак не был согласован…»
В 2011 году было запроектировано благоустройство площади с использованием с национального орнамента. Центром стал светомузыкальный фонтан диаметром 60 метров и высотой струй 45 метров. Но у власти оставалось чувство неудовлетворенности: дизайн площади не соответствовал ее горделивому названию. Поэтому в начале 2012 года министр культуры РМ Петр Тултаев собрал рабочую группу для обсуждения благоустройства площади. «Я предложил средствами современного искусства рассказать об истории региона, — вспоминает Махаев. — Вместе с профессором Валерием Юрченковым мы составили список персонажей, которые создавали тысячелетнюю историю. Но когда стали обсуждать, какими художественными средствами его воплотить, дело остановилось. Все рассмотренные нами аналоги являлись крупными скульптурными ансамблями, а денег на заказ бронзовых изваяний Зурабу Церетели в республике не было. Никто тогда не подозревал, что тему можно решить простыми средствами. Через девять лет на тульской набережной местную историю нарисовали на фанерных щитах высотой 6 и длиной 40 метров. И набережная стала одним из самых модных мест в России…»






Площадь Тысячелетия открыли 25 августа 2012 года. Положительно Махаев оценивает то, что были задействованы не советская, а национальная эмблематика, отсылка не к «убогим» 74 годам советской власти, а к «великой тысячелетней истории». Но почему центром площади стала «Саранск Арена»? Потому что в советское время за кварталом прочно закрепилась спортивная функция, на которую республиканские власти возлагали особые надежды.

Парковка, камень, розетка
«После чемпионата мира по футболу — 2018 площадь перестала удовлетворять потребности горожан, — подводит промежуточный итог существования пространства градозащитник. — В повседневном режиме она работает плохо. Не надо обвинять власть и архитекторов в ошибках, потому что поставленная цель была достигнута, а задача блестяще выполнена. Кто-то повторяет нелицеприятные оценки, вынесенные столичными блогерами, например вспоминая антирейтинг Ильи Варламова о самых ужасных постройках последних лет в России. Отбросим комплексы. Благодаря Варламову саранские здания стали известны россиянам. Необходимо проводить экскурсии и рассказывать правдивую историю нашей архитектуры». Виктор Махаев прогнозирует, что будет с площадью. Во-первых, когда в полную силу начнет работать «Саранск Арена», она для себя что-то потребует. Например, парковок. Чтобы площадь была живой, ее периметр должен стать активным, здания должны раскрыться своими функциями. Улица Толстого с торговой галереей получилась очень привлекательной, но она изолирована от площади. Не надо требовать от власти, чтобы она все сама предусмотрела и придумала. Власть задает тренд, общую функциональную и пространственную структуру. А перед горожанами стоит задача ее обжить, наполнить содержанием, смыслами, образами. Обыватели должны осознать, чем бы они хотели заниматься на площади. Бизнес должен сказать, какие проекты на площади можно развернуть. Располагающиеся по периметру площади учреждения должны предложить, как они могут раскрыться своими сервисами. «Концепция площади должна быть пересмотрена, при этом, конечно, не надо убирать символы Тысячелетия, потому что они не навязчивые, — считает Махаев. — Мордовская розетка не воспринимается с уровня мощения, но она очень интересно раскрывается, когда зритель поднимается по этажам университета, библиотеки, дома быта или «Саранск Арены». И розетка замечательно смотрится с обзорной площадки университета, которая является важной туристической точкой в городе. Камень с письменами, который раздражал нас десять лет, может быть закрыт деревьями, так будет символичнее, ведь древняя мордва — народ лесной. Все остальное надо придумывать городским активистам — бизнесу, вузовской профессуре, спортсменам, музейщикам, библиотекарям…»