«По решению следственных органов Байгушкина должна со мной расписаться в ближайшее время!»

«Эти люди лучше бы освещали ситуацию в Луганске и Донецке!» — не захотел видеть в храме Фемиды журналистов подсудимый Вячеслав Брыков. Хотя в недавнем прошлом депутат Госсобрания РМ буквально купался в фотовспышках на приятных для него мероприятиях. С такими «пожеланиями» в адрес прессы 22 июня перед Ленинским райсудом предстал экс-председатель совета директоров Мордовпромстройбанка (МПСБ). По данным следствия, пока еще холостой 53-летний мужчина провернул грандиозную сделку по продаже на баланс республики выставочного комплекса. Причиненный бюджету РМ ущерб составил 271 миллион рублей. Как стало известно при старте громкого процесса, Вячеслав Брыков пожелал, чтобы его дело было рассмотрено в особом порядке. Для чего заключил сделку с прокурором. Как бы «в ответ» служители Фемиды продлили еще на 3 месяца меру пресечения, избранную в отношении экс-слуги народа. А в перерыве завидный жених, обвиняемый в особо крупном мошенничестве, поведал, что он уже успел вырастить к свадьбе на своем садово-огородном участке. Из зала суда — Валерий Ярцев.
Брыков. Начало
В зале суда недавний слуга народа появляется в медицинской маске, натянутой по самые глаза. Хотя в храмах Фемиды уже разрешено находиться без нее. Ношение этого атрибута носит рекомендательный характер. Но Вячеслав Брыков строго придерживается рекомендаций. Наверное, чтобы не светиться перед журналистами «всем своим лицом»? «На заседании присутствуют представители СМИ, — сообщает председательствующий. — Будут возражения?» — «Да, ваша честь, мы возражаем! Не желаем, чтобы они присутствовали!» — немедленно заявляет Людмила Мельникова, адвокат Брыкова. «Причины?» — «Причины?.. Ну, не хотелось бы огласки каких-то личных высказываний в прессе о подсудимом!» — «Ваша честь, эти люди лучше бы освещали, как наши ребята воюют в определенной ситуации в Луганске и Донецке. Пусть они время потратят не на эту… так сказать», — «выдает» тут «масочник» Брыков. «Заседание является открытым, поэтому следует разрешить СМИ присутствовать! Это их работа — освещать не только военную спецоперацию в Донецкой и Луганской республиках, но и другие события!» — доступно растолковывает судья «неразумному» бывшему парламентарию.
…Они обливали грязью так, что я узнал то, чего про себя раньше не знал…
«Родился 14 мая 1969 года в Воронеже, — начинает с готовностью частить недавний народный избранник, когда суд переходит к установлению его личности, скрытой под спасительной маской. «Секундочку, секундочку, — умоляет судья. — Не так быстро!» — «Не женат! — замедляет темп Брыков. — Проживаю в Саранске по ул. Невского. Образование высшее. Экономическое». (Окончил МГУ им. Огарева по специальности «бухгалтерский учет, контроль и анализ хоздеятельности» — «С».) — «Работаете?» — «На сегодняшний день — безработный!» — «Военнообязанный?» — «Да, офицер запаса!» — восклицает подсудимый. Правда, далее выясняется, что боевым офицером Брыков никогда не являлся, да и в армии ни одного дня не прослужил. «Освоил» всего лишь военную кафедру. «По возрасту я уже не призывной!» — при этом зачем-то торопливо добавляет бывший руководитель многострадальной «Лисмы», как будто кто-то из присутствующих в зале хочет его немедленно отправить освобождать Лисичанск. «Хронические заболевания?» — продолжает судья. «Да, много! — отзывается экс-политик. — Адвокат вам все предоставит!» — «По состоянию здоровья вы можете участвовать в судебном заседании?» — «Да!» — «С кем проживаете?» — «С Байгушкиной Оксаной Васильевной». — «Гражданским браком», — подсказывает адвокат. «Да, гражданским браком! По решению следственных органов мы с ней должны расписаться в ближайшее время! — докладывает жених. — У супруги заболевания тоже есть. Да, на момент возбуждения уголовного дела являлся депутатом Госсобрания РМ. Сейчас не являюсь…» Далее выясняется, что на первое заседание почему-то не явился представитель потерпевшей стороны, каковой является «Корпорация развития РМ». В итоге суд постановляет: продолжить рассмотрение без потерпевшего. Далее становится известно, что Вячеслав Брыков вину признал в полном объеме и успел заключить с прокуратурой соглашение о рассмотрении своего дела в особом порядке. Чтобы получить минимальный срок. Потому что если брать по максимуму, то за «особо крупное мошенничество с использованием служебного положения… в составе организованной группы» грозило бы до 10 лет неволи со штрафом до миллиона рублей.

Как установили сотрудники СК по РМ, в 2015 году Мордовпромстройбанк на основании соглашения об отступном, заключенного с Торгово-промышленной палатой РМ, получил в собственность выставочный комплекс «Мордовэкспоцентр», который оценивался в 54 миллиона рублей. Вячеслав Брыков, занимая должность председателя совета директоров МПСБ, вместе с подельниками умудрился «толкнуть» эту собственность ООО «Корпорация развития РМ» за 271 миллион рублей. При этом «заговорщики» понимали, что балансовая стоимость недвижимости существенно завышена и не соответствует рыночной цене. А одним из подельников, помимо экс-председателя МПСБ Татьяны Гришиной, выступал Алексей Меркушкин. Младший сын экс-Главы РМ в те годы занимал должности вице-премьера и министра целевых программ РМ. А также являлся бенефициарным владельцем этого банка, который затем приказал долго жить. Таким образом, по «брыковскому» делу судебного следствия с вызовом свидетелей не предусмотрено. Экс-народный избранник избрал тот же путь, что и прежде осужденная по аналогичному делу Татьяна Гришина. Напомним, Ленинский райсуд приговорил ее к 4,5 года общего режима, а Верховный суд РМ минувшей весной оставил решение в силе.

Между тем представитель прокуратуры предлагает продлить срок меры пресечения в отношении подсудимого Брыкова, так как наложенный запрет на определенные действия истекает уже 24 июня. А до этого времени участь этого мужчины точно не решится. Поэтому, по словам гособвинителя, нужно продлить ограничения с таким расчетом, чтобы за этот отрезок времени суд мог вынести свое судьбоносное решение. «Брыков обвиняется в тяжком преступлении, за которое предусмотрен длительный срок заключения. Он разведен и официально не трудоустроен, — обосновывает прокурор свое ходатайство. — На иждивении несовершеннолетних детей не имеет. При таких обстоятельствах, в случае оставления на свободе без частичной изоляции от общества, Брыков может скрыться от суда. И продолжит заниматься преступной деятельностью!» — «Мы не возражаем!» — заявляет Мельникова. Точно так же, наверное, мамочки произносят за своих детишек: мы покушали, мы погуляли. «И я не возражаю!» — произносит в свою очередь бывший заместитель председателя комитета Госсобрания по бюджету, финансам и налогам.
Суд приступает к оглашению письменных материалов, характеризующих в недалеком прошлом мордовского политика. Соседи оценивают Вячеслава удовлетворительно. Жалоб от них не поступало. В психбольнице он не наблюдается. В наркодиспансере не числится. А вот председатель Федерации самбо РМ характеризует Брыкова «абсолютно положительно». Для развития самбо в Мордовии обвиняемый приложил много усилий. Организовывал спортивные турниры, лично закупал форму для команды. Брыков, как далее оглашается, награжден медалью в честь «Тысячелетия». Оказывал благотворительную помощь малоимущим и многодетным семьям, детям-сиротам и инвалидам, а также медицинским учреждениям. В коллективе пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Член «Единой России» (сейчас членство приостановлено «до выяснения»). Требователен к себе и к людям. В том числе в плане выполнения намеченных задач. Партиец энергичен, аккуратен и доброжелателен. А еще Брыков начиная с 2010 года довольно регулярно получал благодарности и почетные грамоты от «Единой России». В 2015, 16 и 18 годах. То есть даже тогда, когда намечал и исполнял свои коррупционные злодеяния… А вот еще — грамоты и благодарственные письма от председателя Совета Федерации РФ, от МГУ им. Огарева, от прежнего Главы республики и его правительства… Наконец, суд удаляется на 20 минут в совещательную комнату, чтобы «разобраться» с дальнейшими запретами для ныне опального активиста.

Брыков. Ягода-малина
«Они обливали грязью так, что я узнал то, чего про себя раньше не знал!» — негромко, но с явственной обидой на кого-то жалуется в перерыве Вячеслав Брыков своему адвокату. «Об этом в суде ни слова, — предупреждает Людмила Мельникова. — Ни полслова!» А затем, чтобы, видимо, отвлечь клиента от нехороших мыслей и снизить градус эмоционального накала, матерый защитник меняет тему. «В огороде что вырастили?» — озадачивается Мельникова вопросами земледелия и садоводства. «Виктория пошла! — не без гордости откликается Брыков. — Слава Богу, я ее сохранил год назад! Вот такая выросла!» (Подзащитный показывает размер ягоды на пальцах — «С».) А ведь два года назад мы ее чуть не потеряли! Этот сорт называется Кардинал. Такая сладкая, блин!» — «А огурцы удались?» — поощрительно переходит адвокат с фруктов на овощи. Но лучше бы она этого не спрашивала! «Огурцы вот какие-то непонятные! — впадает в печаль Брыков. — Раньше их это, ведрами…» — «Ведрами ели!» — подхватывает защитник напрашивающийся глагол. Но не угадывает. По реакции Брыкова угадывается, что он все-таки хотел сказать — собирали. «А сейчас… — вздыхает обвиняемый. — Погода такая — май был холодный…» — «А виноград?» — снова переходит Мельникова на проверенные фрукты и ягоды. «А вот по винограду — полное не хочу! Он даже вызреть не успеет в этом году!» — снова кручинится клиент. «А смородина?» — «А смородина — хороша! — не нарадуется Брыков. — И яблоки в этом году будут! Яблоки прямо «выстрелили»! В этом году первый раз такое. А вот раньше они не «выстреливали» — из-за небольшого возраста…» — «А сливы?» — «А сливы — средние. Но очень много вишни!» — «Груши?» — «Груши тоже будут! — твердо обещает бывший депутат и тут же добавляет: — Но не много… Не так, как всегда…» — «Слива?» — спрашивает адвокат и снова, как опытный психолог, попадает в цель. «Слива всегда хорошая! — заверяет экс-избранник. — Самое главное, чем меньше она родится, тем крупнее!» Судья все не возвращается. Сторона защиты интересуется жимолостью. Так корр.«С» узнает, что из жимолости получается отличная живая изгородь. Обзавидоваться можно! После чего разговор возвращается к сливам. «Из сливы шикарнейший соус получается! — нахваливает Брыков. — У меня приятель любит… И если его не посадят…» — «Оговорка!» — с доброй улыбкой, понимающе кивает адвокат. «Я и жимолость посадил, и абрикос!» — уносится мыслями Вячеслав Брыков в свой цветущий сад.
Тут в сад, точнее в зал суда, возвращается председательствующий. Он объявляет, что в отношении Вячеслава Брыкова следует продлить наложенные ограничения в виде запрета определенных действий. Сроком на 3 месяца. При этом мужчине нельзя покидать свой дом в определенное время. Например, ночью. А также запрещено общаться с определенным кругом лиц. Но при этом разрешается общение с невестой Байгушкиной, которая является директором компании «Центр туризма «Русский мир»». Всего два года назад дама любила гонять по Саранску на своей иномарке без прав и однажды устроила ДТП. Кстати, водительского удостоверения ее лишали за пьяную езду. Но свадьбе, один цвет, быть! Главное, чтобы молодожены не злоупотребляли алкоголем. По некоторым данным, сейчас женщине вроде как 38 лет. Напомним, что жениху Брыкову — 53. Самый возраст для зрелых отношений.

Судья объявляет перерыв до следующего месяца, который в народе считается самым ягодным. На садово-огородных участках Вячеслава Брыкова к макушке лета должны поспеть практически все ягоды, включая крыжовник, малину, клубнику и все виды смородины. Ближе к осени ожидается большой урожай яблок…