Перевозчики — заразы

Как справиться с нелегальными бомбилами

В Мордовии давно назрела проблема с незаконными перевозками пассажиров. Услугами «серых» таксистов пользуются не только клиенты автовокзалов, но и организаторы различных мероприятий. Разумеется, с целью сэкономить. О здоровье водителей-нелегалов и технической исправности их транспорта мало кто задумывается. В итоге пассажиры рискуют своими жизнями. Также сложившаяся тенденция отрицательно сказывается на официальном транспортном бизнесе. Из-за снижения пассажиропотока сокращается количество рейсов, а некоторые маршруты уже отменили. Подробности — в материале Ирины Васнецовой.

Мордовии выгодны легальные перевозки. Фото: Столица С

С 1 марта 2019 года коммерческий общественный транспорт стал подлежать обязательному лицензированию. Стоимость услуги — 7,5 тысячи рублей. Для получения разрешения перевозчик обязан иметь водительское удостоверение, трудовую книжку, медицинскую справку… Кроме того, следует оснастить транспорт аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС-GPS, установить тахограф и получить заключение о его проверке, подписать договоры ОСАГО и на прохождение медосмотров, выполнить процедуру категорирования автобуса в Росавтодоре. Перевозить пассажиров без лицензии строго запрещено. Иначе грозят штрафы: для организаций — 400 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей — 100 тысяч, должностных лиц и граждан — 50 тысяч. При повторном нарушении может последовать конфискация транспортного средства сроком на 3 месяца. Но поймать нелегалов за руку сложно. Поэтому автовладельцы не желают оформлять ИП или юрлицо, учитывать законодательные нюансы. Ведь тогда придется платить еще налоги, страховку пассажиров…

На днях в редакцию нашей газеты поступило сообщение о том, что перевозкой юных спортсменов зачастую занимаются именно нелегалы. Чтобы проверить эту информацию, корр.«С» решили посетить парковки около стадиона «Старт», где проходили игры юношеского первенства страны по футболу, и парк Ленинского района, на стадионе которого шли соревнования республиканского масштаба. Корр.«С» сфотографировали и сняли на видео транспорт, занимавшийся перевозками спортсменов, — 2 автобуса и 7 микроавтобусов. Затем этот материал вместе с письменным запросом был направлен в региональное отделение Транспортной инспекции. Ответ не заставил себя долго ждать. «По вашему обращению нашими сотрудниками были проведены рейды, — сообщил руководитель ведомства Николай Бояркин. — Установлено, что перевозчиками являются индивидуальные предприниматели Алексей Филяев и Александр Голованов, имеющие лицензии. Но у них выявлены некоторые нарушения.. Зафиксированные на снимках автобусы К050 ВТ/13, М436НВ/13, К016КС/13, Е959АЕ/13 и Е975ТЕ/13 не внесены в реестр лицензий, то есть осуществляют деятельность без разрешительных документов. В настоящий момент устанавливаем собственников». «Уведомления об организованной перевозке групп детей на 25 мая подавалось лишь на CitroenJamper № К082УУ/13, MercedesBenzSprinter № M436НВ/13 и MercedesBenzSprinter № К016КС/13», — отметил врио начальника УГИБДД МВД по РМ Олег Дорошенко.

«Чтобы решить проблему с нелегальными перевозчиками, нужно увеличить штат транспортной инспекции или менять законы, — выразил мнение один из жителей Саранска. — Например, приравнять покупку автобуса или мик­роавтобуса к оформлению юридического лица. Ведь всем понятно, что этот транспорт не нужен для личного пользования. Знаю, что с нелегалами активно борются сотрудники ГИБДД Ичалковского района. Местное руководство поставило перед ними такую задачу…»

Реклама

Заказные автобусы без соответствующих документов — это одна часть проблемы, другая — дежурящие на автовокзалах бомбилы. Корр.«С» пообщалась с теми, кто занимается официальными пассажирскими перевозками. «Граждане предпочитают услуги «серых» таксистов из-за относительно низкой стоимости проезда, — говорит собеседник, пожелавший не называть своего имени. — Нелегалы увели у нас большую часть клиентов. Пассажиропоток сильно упал. Если сравнивать с 2007 годом, то примерно в 3 раза. Соответственно, снизился доход. Тем не менее мы платим налоги, 20 % от стоимости билета отдаем автовокзалу. На ведение бизнеса остаются копейки. Не на что обновить автопарк. Клиентов приходится возить на транспорте 1981–2000 годов выпуска. С нами также сильно конкурирует онлайн-сервис поиска попутчиков БлаБлаКар. Бизнес пассажироперевозок вообще стал невыгодным».

По словам собеседника, в Москве и Санкт-Петербурге ситуация лучше. Там практически искоренили бомбил. Местные власти распорядились изымать транспортное средство до выяснения всех обстоятельств совершенного нарушения. Иногда это может затянуться на месяц. На такой срок мало кто хочет лишаться личного авто. «Если пассажир покупает билет, его жизнь застрахована, — подчеркивает предприниматель. — В случае серьезного ДТП страховая компания выплатит ему до 2 миллионов рублей… Кстати, слышал, что директора пензенского и нижегородского автовокзалов берут процент с нелегальных перевозчиков. То есть они сами поощряют черный рынок пассажирских перевозок. Руководитель саранского автовокзала отличается в этом вопросе принципиальной позицией. Он старается выгонять наглецов. А что толку? Только отойдет — вновь приезжают. Это все равно что рассыпать зерно и гонять ворон…»

«Одна из основных причин отмены рейсов во многие села — нелегальные перевозчики, — вступает в беседу еще один бизнесмен. — Какой смысл нам туда ездить, если мало пассажиров? Сначала сельчане соглашаются доехать с «серыми» таксистами, а потом жалуются на отсутствие маршрутных автобусов. Когда-то в Чувашии был точно такой же беспредел. По слухам, нелегалов навсегда разогнали при помощи Росгвардии и ОМОНа. При саранском автовокзале есть автостоянка, которая относится к городской собственности. За парковку там никто не платит. Бомбилы могут оставить машину хоть на весь день… Понимаю, что у каждого есть семья, которую надо кормить. Но открой ИП и зарабатывай спокойно! Хотелось бы донести эту информацию до Главы Мордовии Артёма Здунова». По словам мужчины, саранский автовокзал страдает от нелегалов не меньше, чем официальные перевозчики. Якобы у организации возникли финансовые проблемы. По этой причине сократили часть штата и размеры заработной платы. «Кстати, около пензенского автовокзала стоит будка. Там сидит человек и собирает с бомбил по 300 рублей, — продолжает бизнесмен. — Я подхожу и спрашиваю: куда потом идут эти деньги? Ответили, что директору автовокзала. Я был в шоке…»

«Для борьбы с нелегальными перевозками у нас нет юридических оснований, — объясняет директор саранского автовокзала Василий Ильин. — На протяжении 10 лет обращаемся в МВД, прокуратуру, ФСБ по поводу данного вопроса. Но проблема не решается. Мы не можем поставить охрану, чтобы выгонять нелегалов. Потому что автовокзал — это общественное место. К сокращению количества рейсов мы не имеем отношения. Это делают органы исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Мы всего лишь являемся агентом по продаже билетов на маршруты».

В июне 2019 года тему незаконных перевозок подняли на заседании Госсовета в Кремле. Тогда Президент РФ Владимир Путин сказал: «Ради наживы нелегальные перевозчики игнорируют закон, подвергают риску жизнь граждан. Мы должны делать все для предупреждения опасного, безответственного поведения на дорогах. В последние годы это направление стало одним из приоритетов в государственной политике». Корр.«С» решила узнать, как решается проблема на региональном уровне. Направила письменный запрос в Государственный комитет РМ по транспорту и дорожному хозяйству. Согласно закону о СМИ, на ответ отводится 7 дней. Срок давно истек. Поэтому можно считать, что ведомство решило отказаться от комментариев.

Закрыть
Закрыть рекламу