Понедельник, 17 января

План идет с опережением стройки

Что происходит с возведением самого большого в Саранске путепровода: фоторепортаж

Столица Мордовии, так и не обретшая градоначальника после господина Тултаева, влачит свое существование, еле находя средства на банальные нужды… Так можно было бы сказать, если не знать, какая стройка идет неподалеку от элеватора, возле проспекта Ленина. Там возводят путепровод, который должен стать самым длинным в городе. Это один из наиболее финансово затратных (почти 3,3 миллиарда рублей) объектов столицы со времен появления футбольного стадиона. Денис Тюркин, посетив стройплощадку в декабре, констатирует гигантские подвижки в работах по сравнению с предыдущим визитом в начале июня. При этом сохраняется отставание от плана.

Балковоз на кольце у элеватора. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Госконтракт на строительство четырехполосного путепровода (с тротуаром) длиной 1 километр 226 метров 50 сантиметров с подмосковной компанией «Хотьковскийавтомост» был заключен Управлением автомобильных дорог РМ 29 декабря минувшего года. Также заключены три дополнительных соглашения от 30 декабря 2020 года, 21 апреля и 27 июля нынешнего года. В апреле генподрядчик получил от заказчика аванс в размере почти 170,5 миллиона рублей, но до 20 августа было выполнено работ лишь на 4,4 миллиона. Это вынудило представителей Упрдора написать письмо на имя и. о. председателя Правительства РМ Владимира Сидорова. Затем состоялась встреча крупного российского бизнесмена, бенефициара «Хотьковскогоавтомоста» ТуфанаСадыгова с руководством региона-13. По данным «С», господин Садыгов заверил мордовских чиновников, что работы войдут в график, но… Согласно имеющимся у «Столицы С» сведениям, на 8 декабря заказчик принял работы на 224,1 миллиона рублей, тогда как по плану должна фигурировать такая сумма: 621,3 миллиона. При этом за год нужно наработать почти на 890 миллионов рублей.

Задняя тележка балковоза. Фото: Денис Тюркин I Столица С

2 декабря состоялась рабочая встреча первого заместителя прокурора республики Александра Иванова с региональным министром строительства и архитектуры Алексеем Гришакиным, в ходе которой, как сообщала пресс-служба «государева ока», были озвучены «проблемы при реализации мероприятий национального проекта «Безопасные автомобильные дороги»…, а также возможные риски невыполнения предусмотренных на 2021 г. работ по строительству капиталоемкого объекта «Автомобильная дорога по ул. Строительной от ул.Победы до ул. Гожувской с путепроводом через железную дорогу и р. Инсар» (за длинным названием кроется интересующий нас объект). В пресс-релизе говорится, что процент освоения бюджетных средств по нацпроекту к началу декабря составляет 82,1, то есть не освоено около 800 миллионов «федеральных» рублей. Как вы понимаете, почти вся сумма касается строящегося путепровода. Как результат рабочей встречи зампрокурора — министру (с которого, кстати, ввиду лишь недавнего появления на чиновничьем Олимпе и спроса быть никакого не может за дела предшественника) объявлено предостережение «о недопустимости нарушения сроков реализации мероприятий, предусмотренных региональными проектами национального проекта «Безопасные автомобильные дороги».

Вид на опоры будущего путепровода со стороны реки Инсар. Фото: Ярослав Холопов I Столица С
Вид на новый мост через Инсар. На заднем плане виден Химмаш. Фото: Ярослав Холопов I Столица С

Если в июне, когда я в предыдущий раз посещал стройплощадку, «Хотьковский мост» только, по сути, набирал обороты (было забито несколько свай), то в начале декабря работы вошли в активную фазу. На участке от железной дороги в сторону моста через Инсар (о нем — позже) забетонировано 36 стоек на девяти ростверках (так называют верхнюю часть свайного фундамента). Также забетонировано 18 ригелей (детали на верхней части стоек, на которые опираются балки). Но готовы не все технологические площадки, не выполнены работы по переустройству ж/д коммуникаций, не готовы 16 опор, хотя все это включено в график. При этом начались работы с западной стороны от проспекта Ленина (забиты часть свай, началась заливка опор), расчищена площадка недалеко от перекрестка улиц Строительной и Пролетарской.

Реклама

На объекте трудится почти 90 рабочих в две смены, причем в ночную — даже чуть больше, чем в дневную. Техника задействована дорогая. Например, сваебойная установка «Либхерр-155», которая в данный момент стучит возле строймагазина «Муравей» на проспекте Ленина, может стоить около 60 миллионов рублей, и это цена за десятилетний экземпляр. Гусеничный кран «Либхерр-1130» грузоподъемностью 137 тонн, которым перемещают балки, тоже крайне недешев…

Идет заливка ригелей. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Кстати, насчет балок! 3 декабря начался подвоз на стройплощадку этих деталей и их установка на ригели. Балки везут по железной дороге из Московской области, с Дмитровского завода мостовых железобетонных конструкций (оттуда же «родом» и балки для путепроводов на новом участке М5 «Урал» в Мордовии и Рязанщине). Они приходят на ветку на 1-ю Промышленную улицу в Саранск. Оттуда автомобильным транспортом их и доставляют на стройплощадку. И это целая спецоперация, свидетелем которой мне довелось стать однажды ночью.

Как провезти балку длиной 33 м по городу? На балковозе в сопровождении патрульной машины ГИБДД (она с включенной «люстрой» движется впереди) и «Газели» «прикрытия», «ползущей» на аварийках. Балковоз — это обычный тягач с необычным четырехосным полуприцепом. Передняя часть полуприцепа цепляется за седло тягача и напоминает, например, трал, только короткий. А вот вторая пара осей отнесена от первой… на добрых 20 метров. Между ними натянуты тросы. Поначалу я подумал, что они нужны для страховки (так как балка держится, в сущности, за счет силы трения), но оказалось, что это рули. Да-да, на поворотах тросы подтягивают «хвостик» в относительно нужном направлении, не позволяя ему уходить в свободное плавание.

Хотя и так движение балковоза МАЗ, у которого семь осей и 26 колес, может напомнить дрейф крупного судна в открытом море. С 1-й Промышленной улицы он мимо «ВКМ-Сталь» выезжает на Александровское шоссе, затем прямиком попадает на проспект Ленина и на кольце возле элеватора сворачивает на Рабочую. Понятно, что он не делает круг, а режет его по ближней траектории, но даже в такой ситуации не задеть дорожные знаки, или столбы, или элементы инфраструктуры железнодорожного переезда — дорогого стоит. Шоферы подобной техники — суперпрофессионалы. В Саранске задействованы два балковоза, 580-сильная «Скания» (у этой сцепки, кстати, аж восемь осей и 28 колес) и МАЗ. Оба водителя — из других регионов. Возят балки они по спецразрешениям строго с 23.00 до 6.00 (в это время на дорогах минимум лишнего транспорта), успевая сделать в общей сложности четыре рейса. Путь от железнодорожной площадки до стройобъекта занимает около 40 минут.

Ну а теперь несколько слов о 220-метровом мосте через реку Инсар, который так же, как и путепровод, должен стать частью дороги Светотехстрой — Химмаш. Его строительство началось в 2016 году, «зависало» на несколько лет из-за отсутствия средств, потом возобновлялось благодаря привлечению «федеральных» денег… Честно говоря, я уже запутался в цифрах и не смогу вспомнить, во сколько обошелся объект государству и региону. Но теперь вроде как его мытарства завершились: специалисты саранской компании «СК Мостострой» на днях исполнили последний контракт стоимостью 25 миллионов 744 тысячи 630 рублей на финальные работы на объекте. Установили барьерное ограждение, уложили финишный слой асфальта на мостовой и доделали регуляционную дамбу вокруг строения. Все эти работы входили в прежний контракт (исполняемый другой компанией), но он был расторгнут по решению суда, связанного с иском подрядчика. Последний посчитал, что стоимость материальных ресурсов по смете гораздо ниже, чем рыночная стоимость материалов. Поэтому заказчику пришлось устраивать новые торги. Кстати, согласно контракту (если, конечно, не было никаких допсоглашений), «СК Мостострой» должен был завершить работы до 12 ноября…

Ранее Упрдор для «Столицы С» анонсировал торги по двум другим объектам новой дороги: земляной вставке, которая соединит мост с путепроводом, и насыпи от моста через пойму Инсара до частного сектора. Но пока таких лотов на Госзакупках нет. Также не исполнен контракт, заключенный еще в начале года с новосибирской фирмой на археологические раскопки под будущей насыпью. Ждем…

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу