Понедельник, 6 декабря

Был ВАЗ, стал ВИС

Патрульные «Лады-Весты» ГИБДД: что они собой представляют?

Когда по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в региональные подразделения ГИБДД начались поставки лифтбэков «Шкода-Октавия», патриотично настроенная общественность, не слезая с диванов, возмутилась: а где же наши посконные «Лады» с гоночными моторами 1,8??? Встречайте, вот они. «Патрульный автомобиль (тип 1) ВИС-298050». Так в документах ГИБДД именуются переоборудованные для дорожной службы «Лады-Весты». В Мордовию недавно пришли 19 подобных седанов стоимостью чуть больше 1,2 миллиона рублей каждый. Чем они интересны, расскажет Денис Тюркин.

Фото: Денис Тюркин I Столица С

Если быть точнее, то каждая «Веста», точнее ВИС-298050, поставленный в нашу республику, стоил 1 миллион 243 тысячи 230 рублей. В один контракт ценой 360 миллионов 536 тысяч 700 рублей на поставку 290 машин помимо Мордовии также вошли Башкирия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Пензенская и Оренбургская области. Всего у Центра специального назначения (ЦСН) в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, который выступает заказчиком приобретения техники для ГИБДД, на сайте Госзакупок я нашел 7 тендеров на поставку 1735 автомобилей ВИС-298050 со сроком исполнения до 31 октября. Общая их стоимость — немалые 2 миллиарда 247 миллионов 944 тысячи 690 рублей, но это не все траты на патрульные машины в стране (подробнее читайте в отдельном блоке «Не «Ладой» единой»).

19 машин, прибывших в Мордовию, пока стоят во внутреннем дворе Управления ГИБДД. Им уже закупают зимние шины, оформляют страховку. Но точную дату выезда на дороги общего пользования мне пока не назвали. Зато позволили ознакомиться с патрульками поближе. И задали задачку, сообщив, что они сделаны на базе «Весты-Кросс»! Мне пришлось едва ли не телефонный консилиум из разных специалистов по «Ладам» собирать, уточняя, так ли это. Инструментально проще всего понять, какая версия перед нами, — измерить дорожный просвет, ведь у «Кросса» он на 2,5 см больше (а колея шире на 1 см). Но у меня не хватило ума это сделать… Поэтому — другой вариант: у «кроссовых» версий должны быть некрашеные пластиковые накладки «по кругу», но тут их нет (и, как пояснили потом представители дилера «Лада», накладки не просто сажаются на клей, для них предусмотрены клипсы с отверстиями в крыльях и порогах). Далее. У «кросса» уже «в базе» идут 17-дюймовые литые диски, а здесь — 15-дюймовые «штамповки» с колпаками (бережно уложенными в мешочек в багажнике на время перевозки на автовозе). И все-таки патрульки действительно представляют собой «Весты-Кросс»! Хотя бы по одному такому факту: под капотом у них стоят моторы объемом 1,8 л и мощностью 122 л. с. Был период, когда такими агрегатами оснащались и «обычные» «Весты», но с апреля этого года их ставят только на «кроссовые» версии седанов и универсалов.

То есть формально в гамме автомобилей АвтоВАЗа нет моделей в такой конфигурации. Как видится, это одна из причин чудного наименования ВИС-298050. Напомню, что компания «ВИС-Авто», производитель автокомпонентов и специальных транспортных средств (вроде «каблучков» на базе «Гранты» и «Ларгуса»), стопроцентная «дочка» АвтоВАЗа.

Реклама

Инспекторам повезло: они будут ездить на довольно «жирных» «Вестах». В комплектацию входит полный электропакет (с задними электростеклоподъемниками), кондиционер, круиз-контроль с ограничителем скорости), подогрев руля, передних кресел и лобового стекла, а также мультимедийная система «Энджой» с камерой заднего вида. И вот с последней опцией получилось любопытно.

Главное отличие патрульной «Весты» от обычной внутри — тангетка рации (проводка проложена сквозь огромное грубо прорезанное окно в консоли) и «борода» с кнопкой управления регистраторами, а также с различными зарядными разъемами. Фото: Денис Тюркин I Столица С

По сути, она будет использоваться… примерно никогда. Поясняю. Во внутреннем регламенте инспекторам ДПС во время несения службы запрещено слушать музыку (попробовали бы авторы документа 12 часов патрулировать улицы в тишине). И ВИС-298050 жестко соблюдает регламент! Как только инспектор в начале смены нажимает кнопку с надписью «Спецчасть» внизу центральной консоли, начинают работать два видеорегистратора (в каждой машине — жесткий диск на 1 терабайт!) с тремя камерами (одна «смотрит» вперед, другая — в салон, третья — назад). И изображение с них выводится на цветной экран мультимедийной системы «Лады». При этом сам экран перестает реагировать на нажатие своих кнопок. Тут не только музыку не послушать. Даже изображение с камеры заднего вида во время движения задним ходом не появляется! Хотя местечко для него есть, четвертое окно пустует… Остается надеяться, что это сбой конкретного автомобиля.

Здесь самое время сравнить «Весту» с патрульной «Шкодой-Октавией». Там установлена аналогичная система регистраторов (они должны непрерывно работать всю смену инспекторов), но программного запрета на работу собственной мультимедиа нет. Возможно, потому, что изображение с камер выводится не на шкодовский экран, а на отдельный монитор, который прячется в бардачке.

В «Шкоде» есть второй аккумулятор, который инспекторы считают за благо. Работающие регистраторы и светодиодная балка могут быстро высадить единственную батарею, и дополнительный придет на помощь. В «Весте» таковой не обнаружился. Еще одно отличие (номинально) чешских и российских машин — в модели светодиодной балки и подводки к ней проводов. Те, кто укомплектовывал «Весту» спецоборудованием, не постеснялся… просверлить дыру в крыше. В «Шкодах» провода просто пропускали между дверными уплотнителями…

Ну и напоследок сравнение двух машин по техническим характеристикам. «Шкоды» оснащены 180-сильным мотором объемом 1,8 л с гениальным скорострельным семиступенчатым «роботом» DSG. Такие машины легко выезжают из 8 с в разгоне до 100 км/ч. Вестовский мотор того же объема агрегатируется с механической пятиступкой. Удел таких машин — кое-как преодолеть 10 с в разгоне до сотни. Зато вестовская всеядная подвеска позволяет без опаски двигаться на высокой скорости по неровной дороге.

В салоне два добротных и мощных не вазовских светодиодных потолочных плафона освещения. Один — над правым передним сиденьем, второй — на задним диваном. Кнопка ГЛОНАСС вынесена на потолок в отдельное место. Фото: Денис Тюркин I Столица С

Часть поступивших в Мордовию машин останется в Саранске на службе спецбатальона Управления ГИБДД, оставшиеся будут переданы в районные подразделения службы и, очевидно, заменят устаревшие еще в прошлом веке «Приоры». Ну наконец-то.

Не «Ладой» единой

Единым поставщиком патрульных «Вест» для ЦСН МВД РФ стала компания «Центральная СТО» из Тольятти. В Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области поступило 237 подобных машин стоимостью 294 миллиона 645 тысяч 510 рублей. Больше всего — 197 — в Самарскую. Цена за один автомобиль — 1 миллион 243 тысячи 230 рублей. В Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, в Хабаровский, Забайкальский, Приморский и Камчатский края, а также в Еврейскую автономную область и Якутию — 226 (больше всего — 67 — в Амурскую). Стоимость этого контракта составила 327 миллионов 926 тысяч при цене за одну «Весту» в 1 миллион 451 тысячу рублей. Третий контракт обошелся государству в 408 миллионов 865 тысяч 480 рублей. За эти деньги в Свердловскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа поступят 311 «Вест» стоимостью 1 миллион 314 тысяч 680 рублей каждая (в первый регион больше всего — 169). Четвертый — в 392 миллиона 989 тысяч 290 рублей при цене в 1 миллион 271 тысячу 810 рублей за каждое из 309 транспортных средств. Они будут служить в Курганской, Тюменской, Челябинской областях и в Ямало-Ненецком автономном округе. В Карелию, Коми, Архангельскую, Калининградскую и Вологодскую области направлено 154 «Весты» при цене каждой 1 миллион 278 тысяч 955 рублей. Общая цена этой закупки — 196 миллионов 959 тысяч 70 рублей. 208 автомобилей (цена каждого аналогична той, что в предыдущем лоте) общей стоимостью 266 миллионов 22 тысячи 640 рублей выделены в Мурманскую, Новгородскую, Псковскую область и Санкт-Петербург (вместе с Ленинградской областью). У вас возник вопрос: отчего в каждом лоте скачет цена на один и тот же автомобиль? Инфляция, сэры и сэрихи. Тендеры проводились ведь в течение нескольких месяцев, а с авторынком сами знаете какая ситуация в стране творится… Но не только «Весты» в этом году получат российские гаишники. Подмосковная компания «Мэйджор Автомобили» поставит в региональные подразделения ГИБДД 2252 патрульных «Хендая-Соляриса». Стоимость каждого автомобиля сопоставима с одной «Вестой» и варьируется от 1 миллиона 236 тысяч 85 рублей  до 1 миллиона 429 тысяч. В Центральный федеральный округ (в том числе в Москву) направлены 1293 единицы, в Сибирский федеральный округ — 305, в Южный федеральный округ — 293, в Северо-Кавказский федеральный округ — 357. Стоимость этих контрактов составляет 2 миллиарда 954 миллиона 250 тысяч 295 рублей.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу