«Никто его на маршрут Саранск — Рузаевка отправлять и не собирается»

Столица Мордовии — в ожидании обновления парка «рогатых». Последний раз поставка для муниципального предприятия была в 2017 году, поэтому, когда на днях на саранских улицах появился новый белоснежный троллейбус, сильно напоминающий автобус МАЗ, соцсети завалило позитивными комментариями. Горожане даже решили, что он будет ездить между столицей и Рузаевкой (это оказалось неправдой). Денис Тюркин познакомился с новинкой.

Представители республиканской власти впервые заговорили о возможных покупках новых троллейбусов во второй половине прошлого года. Обновление же автобусного парка произошло аккурат к Новому году, когда в «Горэлектротранс» поступило несколько единиц автобусов МАЗ второго и третьего поколений. «Столица С» в те дни как раз посетила предприятия МАЗ в Белоруссии. На одном из них, в городке Жодино, мы посмотрели на производство троллейбусов и электробусов (все собраны на автобусном шасси и внешне почти идентичны). По дизайну, качеству сборки, характеристикам и удобству салона мазовская продукция (особенно новейшей, третьей серии) очень крутая. И, осматривая «электрички», мы робко мечтали: вот бы и в Саранск такую технику…

И когда на днях в соцсетях стали появляться фото и видео знакомого внешне белого троллейбуса на саранских улицах… Неужели МАЗ? Но непонятный логотип на передней маске опровергал это. Данная техника произведена на Уфимском трамвайно-троллейбусном заводе (модель называется «Горожанин»), и схожесть с «минчанами» не случайна: МАЗ сотрудничает с российским предприятием, отправляя в Уфу автобусную «тележку» и многие компоненты.

Как он вообще оказался в Саранске? Взят муниципальным предприятием на бесплатную тестовую эксплуатацию сроком примерно на месяц. Это была идея директора «Горэлектротранса» Рушана Умярова. Предприятие готовится к закупке техники (точное число неизвестно, все зависит от возможностей республиканского бюджета), поэтому выбирает подходящие варианты. Ситуация двоякая: так как тендеры будет проводить саранская администрация, напрямую купить понравившиеся модели не получится. Но вот прописать в аукционной документации желаемые характеристики, имея опыт эксплуатации (пусть и тестовой), можно.

Познакомимся с «Горожанином» поближе. На фоне закупленных 20 лет назад троллейбусов ЗиУ (проект уходит корнями в 1960-е) «Горожанин» смотрится свежо. Да и на фоне более современной «Тролзы» с примитивными квадратными фарами — тоже (подробнее о том, какие модели служат в муниципальном предприятии, — в таблице «Рогатый» парк Саранска»).

Но посмотрите на мазовские «электрички» третьего поколения: совсем другой облик, сформированный крышными панелями. «Горожанин» не такой красивый. Окраска внешних панелей и их подгонка у МАЗа тоже выглядят лучше. Что уж говорить про примитивную панель приборов «Горожанина»… Словно из начала 2000-х. Да и в салоне тоже скучно, нет никакого дизайнерского штришка.
Зато есть: а) кондиционер не только кабины, но и салона; б) полностью низкий пол. Все это — внове для Саранска. Главное, на что напирают в «Горэлектротрансе», рассказывая про тестовый «Горожанин», — это якобы первый в истории Саранска троллейбус с автономным ходом. Правда, старожилы предприятия вспоминают и другие модели, работавшие в городе. Но у тех на свинцовых аккумуляторах можно было проехать лишь один-два км. И то когда техника была новой. С годами батареи деградировали и сейчас просто не имеют емкости.

«Горожанин» оснащен современными литий-железо-фосфатными аккумуляторами, емкость которых может в зависимости от комплектации доходить почти до 100 кВт*ч. По паспортным характеристикам это позволят проехать на троллейбусе со спущенными токоприемниками 20 км. «Горэлектротранс», тестируя «свой» экземпляр, «гонял» до Рузаевки и успешно вернулся обратно, преодолев 26 км. Понятно, что троллейбус был пустой, а с пассажирами, да со включенными потребителями вроде салонных печек или кондиционеров запас хода будет меньше, но все равно более 10 км он сможет проехать. В теории такую технику можно будет загонять в те места, где нет контактной сети. Сделал кружок по условному микрорайону «Юбилейный» на аккумуляторах, вернулся туда, где есть контактная сеть, поднял токоприемники — поехал дальше.

Поездка в Рузаевку, благодаря сюжету телевизионщиков широко разошедшаяся по соцсетям, массовым сознанием была принята чуть ли не за планируемый в ближайшее время маршрут. Что, конечно, неправда. «Никто такой троллейбус на маршрут Саранск — Рузаевка отправлять и не собирается, — рассказал корр.«С» Рушан Умяров. — Мы просто делали испытания, насколько хватит автономного хода у тестового экземпляра».
Какие именно троллейбусы закупят для нужд муниципального предприятия — пока неизвестно. Но в планах у руководства «Горэлектротранса» — еще и взять на тест камазовский троллейбус. В мае завод НЕФАЗ получит сертификацию на своих «рогатых», после чего в Саранск попробуют завезти один экземпляр. Горожанам остается только ждать. Какая бы модель ни была, единственное, что точно можно сказать: кондиционер для пассажиров в ней будет. Таковы требования современного законодательства.
«Рогатый» парк Саранска*
№ | Марка ТС | Год изготовления | Количество, шт. |
1 | ЗИУ-682Г-016-02 | 01.12.2005 | 1 |
2 | ЗИУ-682Г-016-02 | 01.01.2006 | 2 |
3 | ЗИУ-682Г-016-02 | 01.10.2007 | 8 |
4 | ЗИУ-682Г-016-02 | 01.10.2009 | 8 |
5 | «Тролза-5275-07» | 01.08.2011 | 18 |
6 | «Тролза-5275-03» | 01.03.2014 | 5 |
7 | «Тролза-5275-03» | 01.06.2015 | 2 |
8 | «Тролза-5275-03» | 01.11.2016 | 30 |
9 | ЗИУ-682Г (учебный) | 1994 | 1 |
* Количество, марки и модели троллейбусов на балансе «Горэлектротранса» по состоянию на 4.04.2025. Данные МП.