Пятница, 4 апреля
Общество

19 миллионов в год

зарабатывает видный уроженец Мордовии Виктор Гришин. Какие претензии имеют ректор Плешки и его сын-проректор к «Столице С»? Чем недовольна...

69-летний уроженец большеберезниковского села Судосево, ректор Российского экономического университета им. Плеханова Виктор Гришин опубликовал доходы за прошлый год. Он заработал более 19 миллионов рублей. У его супруги доход превысил 2 миллиона. Сын Алексей — ​бывший министр строительства Самарской области и нынешний проректор МГУ им. Ломоносова — в отличие от папы пока не спешит отчитываться о «честно заработанном». Также в декларации у Гришина-старшего указаны 9 земельных участков общей площадью 5 миллионов 791 тысяча 582 квадратных метра. Кстати, по данным оппозиционера Алексея Навального, дом Гришина-младшего, расположенный в селе Дмитровское Красногорского района Москвы, оценивается в 360 миллионов рублей. Как семейство госслужащих смогло «потянуть» такой «дворец»? Подробности выяснял Василий Пьянчугин.

Доходы и письма

В мае «С» опубликовала материал «Уроженец Мордовии Виктор Гришин «спрятал» доходы?!», где немного рассказала о том, чем владеют ректор Плешки (так в определенных кругах называют Плехановский университет) и его семья. Согласно открытым данным, в 2018 году он задекларировал доход — ​18 миллионов 453 тысячи 237 рублей 41 копейку, а его жена — ​2 миллиона 412 тысяч 794 рубля 33 копейки! Среди прочего имущества были указаны 9 земельных участков общей площадью 5 миллионов 791 тысяча 582 квадратных метра, дом (536,2 кв. м), две квартиры (119,5 и 111,5 кв. м) и гараж (20 кв. м). В собственности жены числились квартира (111,5 кв. м) и земельный участок (546 кв. м). Следует отметить, что ректор Виктор Гришин начиная с 2015 года подписал специальное положение о закрытии своих персональных данных от общественности. Согласно этому документу, доступ к ним имели только сотрудники МВД и различные ведомства по предварительному запросу. Цель указанного положения — ​«обеспечить защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Спустя два месяца после публикации в редакцию «Столицы С» пришли два послания — ​одно было подписано сыном Виктора Гришина — ​Алексеем, пока еще занимающим пост проректора МГУ имени Ломоносова по общим вопросам. Второе — ​отпечатано на фирменном бланке Российского экономического университета имени Плеханова и завизировано начальником правового управления и архивного обеспечения Р. Ю. Евдокимовым…

Алексей Гришин, занимавший когда-то пост министра строительства Самарской области, требует убрать с сайта «Столицы С» материал под заголовком «В обмен на свободу «главарь» Иоффе сдал двух Алексеев — ​Меркушкина и Гришина?». В противном случае обещает судебные разбирательства. Во втором господин Евдокимов намекает на «обращение в судебные органы и органы следствия» из-за публикации «Уроженец Мордовии Виктор Гришин «спрятал» доходы?», в которой он лично усмотрел «характеристики предвзятости и профессиональной недобросовестности». «Этот материал однозначно выходит за границы журналистской этики», — ​заключает начальник правового управления и добавляет, что «размещение данного материала свидетельствует о явном желании анонимного автора опорочить в публичном пространстве честь и достоинство В. И. Гришина и членов его семьи…».

Этот гришинский домик в Подмосковье Алексей Навальный оценил в 360 миллионов рублей. Фото: ФБК

А спустя некоторое время «случилось чудо»! В общественном доступе появились данные о доходах ректора Плешки за 2019 год. Тем самым он словно заявлял: «Все честно, ничего не прячу и не скрываю». Согласно декларации, его доходы составили более 19 миллионов рублей. А супруга пополнила семейный бюджет на 2 миллиона 422 тысячи рублей. Для Мордовии, где средняя зарплата с натяжкой от статистов составляет 20 тысяч рублей, это огромные деньги! Любопытно: что же так печалит Гришиных? То, что их ассоциируют с семьей Меркушкиных? В свете последних событий, конечно, неприятно. Но как говорится, за все нужно платить. Виктор Гришин давно известен как бизнес-партнер семейства экс-Главы Мордовии. Начиная с 1985 года он находился на руководящих должностях в регионе: был заместителем председателя Госплана, а с 1993-го стал министром экономики. В 1996-м был назначен заместителем председателя Правительства Мордовии. С 1999 года Гришин регулярно становился депутатом Государственной Думы РФ — ​третьего, четвертого и пятого созывов. С 2002-го по 2007-й — ​председатель парламентского комитета по делам Федерации и региональной политики, затем — ​член комитета по энергетике, заместитель руководителя фракции «Единая Россия». С 16 июня 2008 года — ​и.  о. ректора Российской экономической академии имени Плеханова. С 8 сентября — ​ее ректор. В 2010 году это заведение стало Российским экономическим университетом им. Плеханова. Как говорится, Виктор Гришин ни дня не проработал в бизнесе. Дочь Татьяна возглавляла принадлежавший семье Меркушкина «Мордовпромстройбанк», который в итоге объединили с «Актив Банком». Невзирая на ее таланты, кредитно-финансовое учреждение ждала печальная судьба… Сын Алексей одно время был директором кондитерской фабрики «Ламзурь». После назначения Николая Меркушкина губернатором Самарской области в 2012 году он перебрался в этот регион, где получил должность министра строительства. Перед чемпионатом мира по футболу там можно было «хорошо развернуться». Но в 2017 году Меркушин не без скандала покинул высокий пост, и возникла перспектива уголовного дела. Алексей быстренько уволился. По слухам, требующим проверки, «золотого» мальчика пытались вернуть в Мордовию и сделать чуть ли не руководителем региона. Но что-то не срослось. Затем, по неофициальной информации, папа пытался пристроить его в транспортное управление Москвы. Тоже не сложилось. А вот в проректоры МГУ имени Ломоносова Алексея взяли, несмотря на участие в сомнительных самарских проектах… И вроде бы декларации есть и все данные указаны, но возникает вопрос: откуда в семье, где отец и сын на госслужбе, столько «элитной» недвижимости и земельных участков? Наверное, вскладчину купили или кредитов набрали…

«Взлетка»

В 2016 году Фонд по борьбе с коррупцией Алексея Навального в одном из своих роликов «засветил» усадьбу семейства Гришиных, которая, как и принято у «патриотов Мордовии», располагается рядом с московской Рублевкой. В видео под названием «Пролетая над гнездом сумасшедшего губернатора» также речь шла о собственности Алексея Меркушкина — ​сына бывшего руководителя Мордовии и Самарской области. Эксперты Навального оценили дом Гришина-младшего в 360 миллионов рублей. А вот дворец Меркушкина-младшего, по их оценкам, оказался «скромнее» и потянул только на 264 миллиона рублей. Свои данные оба «элитных» соседа не скрывают. Вся эта недвижимость зарегистрирована в налоговой службе как дачное некоммерческое партнерство. Учредителями являются Андрей Шкляев, Александр Муравьев, Алексей Меркушкин и Людмила Гришина. Последнюю СМИ называют супругой Виктора Гришина. Периодически она числилась учредителем в разных меркушкинских «конторах». Например, в ночном клубе «Гагарин». Было такое заведение в Саранске. Также женщина имела долю в «Саранскнефть». Могла ли дама с доходом в 2 миллиона рублей позволить себе столь дорогостоящую недвижимость? А может быть, жена Алексея Гришина — ​Юлия, которая, наверное, лет 10 провела в декретных отпусках, воспитывая пятерых детей, успевала обогащать семью? Может быть, материнский капитал в ход пошел? Возможно. Но на эти деньги в лучшем случае удастся купить халупу в зубово-полянском поселке Дубитель. Говорят, что главный секрет Гришиных кроется в их скупости и желании сэкономить.

За некоторое время до начала пандемии в редакцию «С» пришло любопытное письмо, которое написала «жена одного из охранников», обслуживающих семью Гришиных. Цитируем: «Мне известен интерес вашей редакции к семейству Гришиных. В вашей газете была опубликована статья про усадьбу, расположенную в селе Дмитровское Красногорского района Московской области (в Интернете Навальный выложил хорошие съемки)… Хочу рассказать о царящих там нравах… Как вы, наверное, видели в Интернете, это очень большой дом на огромном участке земли. Работники между собой называют его «взлетка». По словам мужа, при таком невероятном богатстве основным желание семейства Г является экономия. А на ком можно просто и быстро экономить? Правильно! На работягах… Охранников и технический персонал нанимают в Саранске, а домработниц ищут в Москве — ​в основном берут хохлушек и жителей Средней Азии. Народ этот бесправный. В чем состоит мухлеж? Они заманивают людей зарплатой. Охранникам обещают около 30 тысяч рублей за две недели. А когда приходит время расчета, объявляют, что они оштрафованы за какие-то нарушения и на руки выдают 15 или 13 тысяч. Так же кидают остальных работников. Обратиться в трудовую инспекцию невозможно, так как с охранниками заключают договоры на оказание услуг. Инспекция такими случаями не занимается. Интересно, что договоры с охранниками заключает не семейство Гришиных, а ООО «СДС-Управление строительства», часто упоминаемое в ваших статьях. Мне интересно — ​как это называется, когда частный дом чиновника охраняют сторожа, получающие зарплату в строительной организации. В бухгалтерии охранникам говорили, что они не получат обещанной суммы, потому что их оштрафовала Юля Г. Есть смельчаки, обещающие обратиться в прокуратуру, и тогда им изыскивают возможность отдать деньги, а остальные уходят молча. Не хотят связываться с властью. Мне хотелось, чтобы об этом узнали люди, но свою фамилию боюсь называть. Если вам интересно, можете поговорить с работниками, которые уволились и в конце концов все-таки добились чтобы им вернули заработанные деньги в ООО «СДС-Управление строительства» (далее автор сообщает имена и фамилии, которые по понятным причинам публиковать нельзя — ​«С»). Эти люди боятся только шумихи и поэтому прошу вас о помощи, чтобы другие не пострадали и задарма не охраняли неправедные богатства…»

«И эти люди запрещают нам ковыряться в носу?»

Ответ главного редактора «Столицы С» Станислава Холопова на послания Гришиных:

«…Алексей Гришин в силу своих умственных способностей и человеческих качеств требует «УДОЛИТЬ» (орфография сохранена) материал, вышедший на сайте под заголовком «В обмен на свободу «главарь» Иоффе сдал двух Алексеев — ​Меркушкина и Гришина?». В противном случае обещает судебные разбирательства. Во втором — ​господин Евдокимов как бы намекает на «обращения в судебные органы и органы следствия». Другими словами — ​угрожает уголовным преследованием с непредсказуемыми последствиями. По крайней мере, я понял именно так. Евдокимов напоминает, что на сайте «Столицы С» был размещен материал «Уроженец Мордовии Виктор Гришин «спрятал» доходы?». И делает далеко идущие (куда конкретно — ​я могу сказать лично Виктору Гришину) выводы — ​«усматриваются характеристики предвзятости и профессиональной недобросовестности». «Этот материал однозначно выходит за границы журналистской этики», — ​заключает начальник правового управления. Далее Едокимов обвиняет лично меня и редакцию в еще более страшном грехе — ​«размещение данного материала свидетельствует о явном желании анонимного автора опорочить в публичном пространстве честь и достоинство В. И. Гришина и членов его семьи». И требует (вынь да положь!) сообщить фамилию, имя и даже отчество автора материала и редактора сайта!

Из столь сумбурного письма от 14 июля 2020 года № 5656/1688 я делаю простые выводы. Первый: хреново, когда начальник целого правового управления не знает азов Закона о СМИ. А там кроется ответ на его запрос. Но пусть полистает — ​заодно просветится. Второй. Судя по всему, Виктор Иванович Гришин решил «разобраться» со «Столицей С». Третий — ​выходец из Судосева обладает серьезными связями на уровне российской власти, из чего я делаю вывод, что он может ими воспользоваться для закрытия «Столицы С». Четвертый: ректор Плехановской академии чувствует, что «Столица С» публикует материалы, которые отражают тревожную и сложную ситуацию, которая возникла вокруг его сына. А его как отца это не устраивает. Пятый: совсем худо, когда целый бывший депутат Госдумы РФ пытается мне доказать (пусть даже через некоего Евдокимова), что у него и членов его семьи есть «честь и достоинство». Исходя из этого, я намерен:

  1. Не вступать в дискуссию с каким-то мне совсем незнакомым Р. Ю. Евдокимовым.
  2. Обратиться в прокуратуру с заявлением о давлении на журналистов со стороны ректора университета имени Плеханова и его сына, о попытке воспрепятствования профессиональной деятельности издания и о грубом и даже наглом давлении на «Столицу С».
  3. Провести ряд расследований с публикацией в «Столице С» относительно возникновения капитала и недвижимости Виктора Ивановича Гришина, его сына Алексея Викторовича и его дочери Татьяны Викторовны.
  4. На основании материалов поставить вопрос, имеет ли право Виктор Гришин занимать пост ректора Плехановской академии.
  5. И еще. Виктор Иванович, если уж вы стали таким принципиальным и непримиримым борцом за «добросовестность», «мораль» и «непредвзятость» в СМИ, могли бы лично подписать сие письмецо. Или вам слабо?!

Да! Мой друг — ​Игорь Петрович Шуляев — ​про таких государственных деятелей обычно выражался так: «И эти люди запрещают нам ковыряться в носу?» Несколько витиевато, но смысл вы, надеюсь, поняли. Все-таки до ректора столичного вуза дослужились. Всегда готов к дуэли. Не только словесной, но и морально-нравственной.

Пока еще редактор «Столицы С».

P. S. Когда «война» на полное уничтожение «Столицы С» еще не вступила в активную фазу, с редактором газеты попытался связаться некий московский адвокат. В СМС-сообщении мужина пояснил, что представляет интересы Гришиных — Меркушкиных. И намекнул на то, что все проблемы можно решить. Нужна лишь встреча… Встреча пока не состоялась

Материалы по теме
Закрыть