Спорт

Вираж в пустыне

Почему мордовский спидвей заехал в тупик.

Всего-то несколько лет назад Саранск считался одним из ведущих мировых центров мотогонок на льду. Даже футбол не мог сравниться с айс-спидвеем. Возле «Светотехники» люди спрашивали лишние билетики, чтобы попасть на турниры планетарного масштаба. Сейчас нет ни старого стадиона, ни спидвея. Хотя официально мотоклуб «Мордовия» пока существует, но реально некогда приоритетный спорт в республике постепенно умирает. По мнению специалистов, проблема не в отсутствии арены, а в отношении к делу… У директора клуба Максима Захарова свое мнение о сложившейся ситуации. Подробности — в материале ЕВГЕНИЯ НАУМОВА.

Минувший сезон оказался худшим в истории регионального спидвея. В российских соревнованиях участвовали только Алексей Аброськин и Николай Шайкин. В итоговом протоколе они расположились далеко от призовых позиций. Пара провальных стартов — вот и весь ледовый сезон. Отсутствие результатов и сплошные антирекорды. Положение дел с каждым годом все хуже и хуже…

«Когда в 1996 году мы открывали клуб, основным его направлением планировался ледовый спидвей, — вспоминает первый директор «Мордовии», арбитр международного уровня Николай Жидеев. — А мотокросс собирались развивать попутно. Ставка делалась именно на спидвей. Однако в последние годы ледовые гонки полностью убили. Наша команда раньше конкурировала в Суперлиге, потом опустилась ниже, а теперь и вовсе «приказывает долго жить». Все развалили. Не понимаю, куда смотрит спортивное руководство республики? Четвертый сезон нет результата, ледовый спидвей в Мордовии уничтожается, а Максим Захаров продолжает оставаться у руля мотоклуба. Он ни с кем не общается, со знающими специалистами не советуется и вообще занимается неизвестно чем. Разве так можно?! На директорском посту нужен человек, который будет бегать, искать и привлекать спонсоров. В планах присутствует строительство трека в Саранске, поэтому необходимо выкарабкиваться из ямы. Базу надо сохранять. В качестве рефери я работаю на различных всероссийских и международных гонках, и везде спрашивают, что происходит с ледовым спидвеем в Мордовии? Почему клуб бездействует? Где ваши спортсмены? Почему не воспитываете юниоров?..».

Директор мотоклуба Максим Захаров проблемы объясняет отсутствием тренировочной и соревновательной базы. Саранским гонщикам негде оттачивать мастерство, поэтому они выглядят обреченно на российской арене. «В интервью я уже говорил, что чудес не бывает, — отмечает чемпион мира и Европы Захаров. — Пока не создадим условия, не построим трек, результата не добиться. К тому же после сноса стадиона «Светотехника» ухудшилось финансирование. Ведущие спортсмены разбежались по другим регионам. Спонсоров тоже очень сложно привлечь. Где они будут размещать свою рекламу, если у нас не проводятся соревнования? Поэтому в Мордовии сейчас гораздо целесообразнее развивать мотокросс. А среди ледовых гонщиков остались два человека: Шайкин и Аброськин, которые начинали ездить еще на «Светотехнике».

Николай Жидеев считает, что нельзя зацикливаться только на Шайкине и Аброськине. Экс-директор клуба возмущен тем, что Захаров не готовит юниоров, не вывозит молодых спортсменов на учебно-тренировочные сборы. «Говорят, среди них нет достойных. А сам он был достойным, когда его брали в клуб?! — говорит Жидеев. — Я, кстати, ему это высказал на соревнованиях в Вятских Полянах. Он тогда ничего не ответил. Например, в этом году на сборы в город Слободской Виктор Власов из Глазова привез ребят, которые вообще ездить не могли. Но буквально за неделю научились гонять. У нас разве нет таких пацанов?! Конечно, есть. Но их никуда не вывозят, и я не знаю почему».

В беседе с корр. «С» Максим Захаров объяснил причину: «На какие средства везти юниоров, если деньги выделялись только на двух человек? Поэтому я отправил на сборы только Шайкина и Аброськина. И в любом случае подготовку надо начинать в Саранске. По возможности мы проводим тренировки на пруду, расчищаем лед и катаемся. В минувшем сезоне руководство завода «Лисма» планировало залить для нас дорожки, но подвела неустойчивая погода. Машины ДОСААФ укатали снег, пожарная служба предприятия собиралась заливать трековую территорию. Однако пошел снег, потом дождь и оттепель, поэтому планы не осуществились. Должным образом поработать с юниорами на льду не удалось. Хотя я даже планировал провести чемпионат Мордовии с приглашением иногородних гонщиков. Но увы. Согласен, способные ребята есть, но обкатывать их негде».

Очень переживает за мордовский спидвей Олег Гаврилкин — квалифицированный механик и отец знаменитого гонщика Андрея Гаврилкина. Спортсмен погиб в 2014 году в ДТП, всего четыре дня не дожив до 24-летия, ушел из жизни обладателем Кубка страны. «Когда сын был жив, я активно его поддерживал. Мы всегда ставили перед собой максимальные цели, — подчеркивает отец. — Смерть Андрея я переживал тяжело, даже думать о мотогонках не мог. Махнул рукой на все, в том числе на спидвей. Но жизнь продолжается, время лечит душевные раны. Сейчас, когда вижу полную разруху в мотоспорте, становится обидно за любимый вид. Максим Захаров все списывает на отсутствие стадиона, но хороших результатов мы достигали и после сноса «Светотехники». Выиграли Кубок России, чемпионат Европы, небезуспешно выступали на командных соревнованиях. Проблема именно в отношении к делу. Я считаю, Захаров — не тот человек, на которого следует делать ставку. На мой взгляд, он пришел не на свое место. В Шадринске и Стерлитамаке клубные бюджеты еще меньше, но люди работают и воспитывают молодых гонщиков. Ежегодно выставляют команды на юниорском первенстве страны и добиваются успехов. Поверьте, чтобы вырастить нормального юниора, не требуется больших денег. Вот подготовка участника чемпионата мира и Европы — это уже другое дело. А у нас молодежь не растят, а подавляют. Не понимаю, для чего вообще существует мотоклуб? Нет смысла его содержать, если не приносит никаких дивидендов. Собственно, поэтому мы с Андреем в свое время ушли в Самару. Но когда банк-спонсор лишился лицензии, готовы были снова отстаивать «Мордовию». У нас были свои мотоциклы, причем отлично подготовленные. Мы просили оплачивать лишь командировочные расходы. Но Максим Захаров отказался с нами работать. Хотя Андрей с братьями Косовыми могли не просто усилить саранский мотоклуб, а сделать его одним из ведущих в стране. Андрей три раза подряд завоевывал Кубок страны. Это рекорд для российского ледового спидвея. Василий Косов выиграл чемпионат Европы, его брат-близнец Евгений успешно выступал на российских соревнованиях. Представляете, что было бы, если бы эти ребята выступали в одной команде?..».

Братья Косовы, слава Богу, живы-здоровы, им всего по 23 года, но спорт-смены не состоят в мотоклубе «Мордовия». «Не понимаю, почему Захаров не привлекает их в состав, — возмущен Гаврилкин. — Видимо, есть какие-то причины. Впрочем, здесь все предельно ясно: эти ребята ему просто не нужны. Максим преследует другие цели, и Косовы не вписываются в его концепцию. Не случайно Андрей и братья покинули «Мордовию», когда клуб возглавил Захаров. Они заведомо знали: ничего хорошего там не будет. Все подтвердилось».

«Косовы просились ко мне, — признает Максим Захаров. — Но им нужны хорошие новые мотоциклы, а где я их возьму?! Да, они хорошие мастера, но в данный период я не могу их принять. У меня годовой бюджет всего 4,5 миллиона рублей. Из них приличная сумма уходит на зарплату сотрудникам. Штат клуба — 10 человек. С нас требуют оптимизации, поэтому идут сплошные сокращения».

Конечно, безобразие, что клуб не может трудоустроить у себя лучших гонщиков. Зачем изобретать велосипед, когда все уже готово? В Саранске есть спортсмены, тренеры, механики. Привлекай средства — и конвейер заработает по полной программе. Братья Косовы — это же не футбольная команда. Не нужны большие деньги, чтобы их обмундировать. Но увы, этого не происходит.

«Захаров игнорирует не только спортсменов, но и опытных механиков, — подчеркивает Олег Гаврилкин. — А ведь в Саранске еще остались люди, которые могут готовить классные мотоциклы. Впрочем, я бы наверно не стал работать под его руководством. Не понимаю и не поддерживаю его политику. В команде нехорошая атмосфера. Хотя я пригодился бы клубу. Мотоциклы, которые я готовил для Андрея, были конкурентоспособны на международной арене. На моих моторах он опередил чемпионов мира. Наша ценность — знания. Я работал с Кириллом Дрогалиным, обучался у дяди Вовы Белоногова из Шадринска, который Николая Красникова воспитал. Потом собирал информацию у Лумпова, Ливанова, у всех. А здесь нам «ставят палки в колеса». После смерти сына я вообще хотел отойти от спорта, но Вячеслав Свитек из Перми попросил сделать ему мотор и стал обгонять Хомицевичей. Затем обратились гонщики из Луховиц. А в родном клубе мы не нужны».

Тем временем в редакцию пришло письмо от болельщика, что Максим Захаров продает технику саранского мотоклуба. «В 2014 году ОУ «ЦАМК ДОСААФ России» выделил мотоклубу «Мордовия» четыре кроссовых мотоцикла марки «Минск», — говорится там. — Один из них директор продал брату Олегу Захарову за 120 тысяч рублей». Однако руководитель клуба опроверг это сообщение. «Полная чушь, — уверяет Максим Захаров. — Вся техника находится в расположении мотоклуба и используется спортсменами. Это доказала инвентаризация в декабре 2015 года. Все «Мински» на месте. Причем не четыре, а даже пять. Получается, «писатель» обманывает».

Корр. «С» попросил также прокомментировать ситуацию, в которой оказался Алексей Аброськин на Кубке МФР в Вятских Полянах. «Все было так,?— объясняет директор мотоклуба. — Когда мы приехали, состоялось совещание. Организаторы отметили, что в соревнованиях не выступает ни один местный гонщик, поэтому зрители могут разбежаться. Артем Акулов из Каменска-Уральского и Алексей Аброськин согласились защищать честь Вятских Полян. Но в официальных протоколах они значились как представители своих регионов. Все было сделано исключительно ради привлечения болельщиков. После соревнований организаторы предложили нам компенсацию. Мы отказались, но в итоге они оплатили нам обратную дорогу, выделив 12 тысяч на дизтопливо. Тем самым оказали небольшую помощь нашему клубу. Разве это плохо? А здесь все так раздули…».

Наконец, есть еще один момент, требующий директорских объяснений. По сведениям поклонников спидвея, Максим Захаров передал мотоцикл КТМ мальчишке из Нижегородской области. Спрашивается, на каких основаниях? «Во-первых, он взял мотоцикл в разобранном состоянии,?— уточняет Захаров. — Он соберет технику и будет выступать за Саранск. Просто у нас достаточно мотоциклов класса 85 куб. см. Есть еще два КТМ и три «Кавасаки», а гонщиков нужного возраста нет, техника бездействует. Поэтому мы привлекли нижегородского Ивана Силаева. Но по первому же требованию он вернет технику. Все необходимые документы для этого оформили».

340x240_mvno_stolica-s-noresize