Край — мой рай

По царскому тракту к мордовским истокам

Po-carskomu-traktu-k-mordovskim-istokam-1

В поисках старой дороги, построенной специально для последнего русского императора 111 лет назад.

Узнать, что вы находитесь в Нижегородской области, можно по двум фактам: на каждом придорожном столбе расклеена цветастая реклама, а в сельских магазинчиках помимо еды, лопат и бытовой техники продаются надгробные памятники и искусственные цветы. Разыскивая давно позабытый царский тракт, мы кружили у границ Мордовии, то заезжая в Нижегородскую область, то покидая ее. Хотя границы-то условны: раньше на Нижегородчине вообще жили мордовские племена. Символичную экспедицию в прошлое снарядил Денис Тюркин.

Воспоминания

Еду, значит, с отцом в Нижний Новгород по семейным обстоятельствам. Батюшко мой водитель известный, дальнобойщик в первом поколении. Это сейчас отошел от дальних дел, на ближних стал специализироваться, а раньше… Что ни подъем на нижегородской трассе — то история. «Здесь ДТП было, здесь сутки можно было провести, если скользко, и не подняться на гору, здесь речка хорошая и купались… — рассказывает отец. — А сюда если повернуть в Починках, а затем проехать через Наруксово, то можно на Вертилим выйти. Да, Вертилим, портовый город… И дорога была соответствующая. Царская. Называли царский тракт, из булыжника была, 300 лет назад построили. Вот и я по ней еще в начале 80-х прошлого века ездил на ЗиЛе…»

Что? Как? Где? Дореволюционная дорога? Вдруг еще в асфальт не закатали? Пройти мимо такой вкусности не было никакой возможности. Но уточнить конкретное местоположение объекта у отца не удалось. «Точно не помню, — говорит. — Почти 30 лет минуло!» Хорошо, для этих целей у нас есть профессионал, историк-краевед Сергей Бахмустов. Звоним. «Помню такое дело, — отзывается он. — Читал в исторических документах. Но только дороге этой не 300 лет, это все легенды. Построена она была к 1903 году как путь отхода царского поезда (не железнодорожного состава, как сейчас принято трактовать это понятие, а вереницы повозок, запряженных лошадьми — «С»). Царский поезд, в котором находились император Николай II вместе с супругой, следовал в Саров на канонизацию Серафима Саровского (семья очень почитала этого старца). Событие было грандиозным и вместо предполагаемых 30 тысяч гостей привлекло 300 тысяч. На пути следования поезда из местных жителей отбирали самых благонадежных, наряжали в хорошие одежды и ставили вдоль дороги. Получалось что-то вроде крестьянской охраны. Память об этом сохранилась в специальных иконах, которые заказывали для своих семей сельчане. Я видел такие образы в Мордовии. Дорога, которой интересуетесь вы, насколько знаю, строилась как резервная. Эдакий путь отхода в непредвиденной ситуации. Но вот где она точно проходила, не вспомню, хотя лично там был… Вертилим, Старошайговский район? Возможно…»

Поиски

Что ж, надо ехать, иначе тракт не найти. Мне собраться — только подпоясаться. С собой беру отца, чтоб молодость вспомнил, да и сравнил, в какую сторону дороги с тех пор изменились. На всякий выпрашиваем у друзей из «Саранскмоторс» внедорожник — «Шевроле-Нива», и в путь. Пробуем подобраться к тракту с мельцанской стороны. Для этого едем по старошайговской дороге на Новотроицк, а затем Мельцаны. В последнем сельце живет несколько давних переселенцев из Нижегородской области, должны, пожалуй, помнить о булыжной дороге. Лезем с расспросами к бабе Поле, которой далеко за 80. «Милки, я себя-то не помню, а вы про какую-то дорогу спрашиваете…» — огорчает нас она. Еще одна надежда — дед Саня — тоже себя не оправдывает. Нету деда Сани дома, куда-то уехал. Тоже, может, тракт искать…

Значит, нужно ехать в сторону Починок и жителей местных сел расспрашивать. Но еще в Мельцанах кричим: «Стоп, машина!» Нас заинтересовали два черных надгробия, стоящие на обочине дороги почти в центре села. Кому поставлены? «Елизавета Александровна Габбе, скончалась 21 ноября 1906 года» — значится на одном постаменте. А вот половина лицевой стороны на другом варварски сбита. Но по остаткам надписи понятно, что под ним покоилась тоже женщина. Выясняем у местных, что Габбе — фамилия местных помещиков, которые в том числе отстроили винокуренный завод (жив-здоров до сих пор, именуется мельцанским спиртзаводом, в декабре празднует столетие!). А какой у них дом был! Разграбили, как водится, после революции… В 1970-е при строительстве дороги рабочие (по другой версии — прохожие) увидели в грунтовом провале нечто вроде пещеры. Оказалось — фамильный склеп Габбе. Разграбили, а стоявшие сверху надгробия побросали в сторонке. Так они и лежали до начала 2000-х, пока одна из работниц спиртзавода не организовала коллег и с их помощью аккуратно не установила памятники, огородила и цветы положила… Так, во всяком случае, нам рассказала местная жительница, чей дом расположен рядом с этим местом.

Что ж, продолжаем путь. По подсказке мельцановских знатоков едем на Шагаево. Это уже Нижегородская область. Дорога грунтовая, но в эту пору по такой ехать — самая благость. Грязь заморожена, сильных снегов нет… В полях только не заблудиться, но на этот счет у меня Яндекс­Карты припасены. Отец, конечно, ругается, что я бумажные карты не взял, мол, вот раньше так проще ориентироваться было… То раньше, а сейчас нанотехнологии. Только с их помощью по туману и добираемся до Шагаева. Всего-то километров десять. В помощь нам — встречные «Жигули» с нижегородскими номерами и нижегородскими же жителями, от которых исходит легкий аромат самогона. После того как они отошли от испуга (а вдруг гаишники?), подтвердили: да, была в этих местностях булыжная дорога. Но — дальше. По совету аборигенов проезжаем 18 км — уже по асфальту средне-паршивого качества, через Василевку, Никитино и Шишадеево. Где-то посередине сажаем попутчика. Он традиционно жалуется на деревенскую разруху и воров-председателей, которые умудрились даже железо для восстановления храма «распилить». Так-то оно так, но о царском тракте попутчик ничего не слышал, а поэтому советует доехать до Дуброва или дальше, до Наруксова. Так и поступаем. И уже в первом населенном пункте ловим удачу за хвост. Местная автолюбительница-пенсионерка, под машину которой я кидаюсь, вспоминает: да, булыжная дорога была именно здесь и проходила она от Наруксова до Починок. Заасфальтировали ее примерно в 70-х или 80-х. Получается, мы по царскому тракту проехали и даже не почувствовали? Вот так… Призываю отца к ответу, спрашиваю, не далековато ли от Вертилима (20 с лишним километров напрямую)? Отвечает, что в сознании мог и произойти сбой в привязке к местности. Все-таки был здесь пару раз, довольно давно, да и ехать приходилось в основном полевыми дорогами.

Принимаем решение ехать на город-герой Вертилим. Вдруг и где-то там найдем следы тракта? Проезжаем Наруксово… Краеведы считают, что его название произошло от эрзянского слова «нару» — поле. Поспрашивал потом знакомых эрзян, но они никакого «нару» не знают. Может, устаревший диалект? Что неоспоримо — край этот по-настоящему мордовский. Предки наши многие века назад селились по бассейнам рек Сура, Мокша и Ока (кто не знает — Нижний Новгород был основан в XIII веке как крепость для защиты русского поселения от набегов мордвы). В 1960-е годы, недалеко от Наруксова, рядом с Дубровом было найдено мордовское кладбище, датируемое XI–XII веками. Так что мы минуем исторические местности! Приятные взгляду: холмы, старинные церквушки… Проезжаем Константиновку, Учуево-Майдан. Дальше — слегка заснеженная то ли грунтовка, то ли остатки асфальта (только в одном месте пригодились внедорожные качества «Шеви-Нивы», и то — высокий клиренс). И лишь одна машина навстречу до самой Александровки. Это уже Мордовия, дальше отличное асфальтовое покрытие.

Po-carskomu-traktu-k-mordovskim-istokam-3

Но ни в Новой Александровке, ни в Вертилиме, куда мы с успехом домчали, не помнят о царском тракте. Значит, действительно он проходил от Наруксова до Починок. Отец потихоньку вспоминает местности и удивляется, что теперь здесь — асфальт. Всего-то 25 лет назад, когда он посещал эти окраины в последний раз, была непролазная грязища. А сейчас — деревенский автобан! Достижение! Отец идет искать дом родственников, которые жили в Вертилиме до начала 90-х, но от постройки — лишь фундамент, поросший молодыми деревьями… Да и в целом по Вертилиму заметен отток населения. Заброшена школа… На днях в Правительстве Мордовии состоялось совещание, на котором, в частности, говорилось о постройке и обновлении сельских дорог. Мол, улучшение транспортной доступности должно активировать приток населения. Как видно, дело не только в дорогах… С чем легко согласиться, совершив путешествие, подобное нашему, что в Мордовии за последние десятилетия направления стали действительно лучше. Еще лет 25 — и внедорожники вообще не пригодятся. Но пока нужны. Вот бы и царю тогда, в 1903-м «Шеви-Ниву»…

P.S. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала компании «Саранскмоторс» и заместителю главы Мельцанской администрации Вере Камодиной. Хотите, чтобы мы рассказали о вашем интересном месте? Приглашайте! Пишите Денису Тюркину на почту denturkin@ya.ru либо звоните по номеру 8-927-182-82-55.


Царь в Мордовии
Официальное прославление в лике святых Серафима Саровского прошло в Сарове и Дивееве 1 августа (по новому стилю) 1903 года. По сути, прямыми инициаторами торжества стали представители царской семьи. Они же были главными гостями. На сайте www.pravoslavie.ru есть прекрасные фотографии 1903 года как самого мероприятия, так и движения царского поезда. Например, снимок въезда императорской кареты на территорию Тамбовской губернии, куда в начале XX века входила часть современных Темниковского и Зубово-Полянского районов. Несомненно, государь проезжал по темниковской земле, ведь саровская пустынь тогда также входила в Тамбовскую губернию. На том же сайте есть фото мордовских крестьянок в национальной одежде, которые были делегированы на торжественное мероприятие. Кстати, по легенде, Николай II во время визита на саровскую землю останавливался в избушке на Павловском кордоне (принадлежит сейчас Мордовскому заповеднику имени Смидовича). Якобы ему очень понравилась вода из местного родника, который назвали Красным.

Екатерининский тракт
Версия о том, что царскому тракту, который мы искали, почти 300 лет, видимо исходит из путаницы с названием. По землям Нижегородчины (в частности, через Арзамас) ранее проходил Сибирский (иначе — Екатерининский) тракт, который стал одним из первых постоянных наземных магистралей России. Маршрут протяженностью более 8 тысяч верст начинался от Москвы и заканчивался у границ с Китаем в Забайкалье. Дорогу начали строить при Петре II в 1730 году, но первые важные решения принимались при Екатерине I, возможно, именно поэтому тракт часто называют ее именем. Дорога была грунтовая и только в топких местах обкладывалась камнем или бревнами. Чтобы путники не сбились, власти приказывали крестьянам из каждого села по обочинам высаживать березы. Деревья служили отличным ориентиром в туман или метель. Некоторые краеведы считают, что екатерининские березы сохранились до сих пор. По сибирскому тракту водили и каторжан, поэтому время от времени на месте бывшей магистрали находят монеты и предметы людского обихода…

Новости партнеров