Арт-галерея

«Живопись должна не только показывать красоту этого мира и очищать душу, но и тревожить сознание общества…»

ruslan-yambushev

Художник Руслан Ямбушев — «Столице С».

11 октября в Республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Эрьзи открылась выставка 37-летнего живописца Руслана Ямбушева, который уже успел завоевать всероссийское признание. В своих работах он воспевает красоту природы и городов. По словам мастера, мысли о творчестве не покидают его ни на минуту, а без этюдника он не может выйти из дома. О смысле искусства Ямбушев рассказал Анне Оправхат.

Внешне Руслан не вписывается в общее представление о художниках. Невысокого роста человек в спортивной куртке с короткой стрижкой выглядит моложе своих лет. «Я родился и вырос в Саранске, — вспоминает живописец. — Мой отец Малик Ямбушев — заслуженный художник Мордовии. В детстве часто бывал в его мастерской, где был просто заворожен процессом творчества…» Это не могло не отразиться на выборе профессии. Окончив 9 классов, Руслан поступил в Саранское художественное училище, затем с третьего раза — в Московскую академию художеств имени Сурикова. «Всегда восхищался картинами Исаака Левитана и Харменса Рембрандта, — продолжает мастер. — С самого начала мои работы были посвящены природе, пробовал продавать их на Арбате. Денег получал немного, и через некоторое время пришлось забыть о вдохновении и приблизиться к реальности. Нужно было на что-то покупать еду, оплачивать съемную квартиру в столице. Чтобы как-то свести концы с концами, расписывал коттеджи богачей на Рублевке». Преодолев студенческие трудности и получив высшее художественное образование, Руслан вернулся в Саранск и стал работать на кафедре дизайна архитектурно-строительного факультета МГУ имени Огарева, затем преподавал станковую композицию, живопись и рисунок в Детской художественной школе № 3. При этом не забывал и о собственном творчестве. Сейчас Ямбушев достаточно известный мастер, активно участвующий в различных российских выставках. Вместе с супругой Ольгой он воспитывает 4-летнего сына Булата, который тоже проявляет интерес к рисованию. Несмотря на очевидное признание своего таланта, художник довольно скромен.

ruslan-yambushev-kartina

«Для меня живопись — это образ жизни, — признается он. — Куда бы ни шел, всегда беру с собой этюдник, даже когда веду сынишку в детский сад. Вдохновляет абсолютно все. Художник тем и отличается от обычного человека, что везде видит сюжет. Завораживает природа. В каждом времени года можно найти что-то необыкновенное, но особенно мне нравится весна, когда все живое пробуждается от долгого сна. Прогуливаясь по городу, могу замереть при виде красивой девушки. О творчестве думаю постоянно. Люблю писать городские пейзажи. Жаль, что в последнее время Саранск теряет свой неповторимый исторический облик, на месте великолепных памятников архитектуры возводятся обезличенные современные здания. Вот, например, на стене МГУ имени Огарева раньше была потрясающая мозаика — сложная в исполнении конструкция, которую теперь закрыли какими-то бесформенными металлическими щитами. Даже не знаю, кто додумался до такого кощунства! Неприятно удивляет архитектура Музыкального театра имени Яушева. Кажется, будто это здание привезли из какого-то другого места совершенно случайно. Думаю, здесь вина заказчика, у которого просто нет вкуса. Понимаю, что в нашем городе не сохранилось старины как таковой, но все же есть неповторимый стиль, в который новые дома должны аккуратно и бережно вписываться». Несмотря на эти недостатки, Ямбушев любит свою малую родину. «Это мой дом, в котором я вырос, мне дорога здесь каждая травинка, — говорит живописец. — Я мусульманин, и большую часть работ посвящаю мечетям. Вижу в них нечто прекрасное, созданное людьми, а Бог должен быть в душе. Обожаю рисовать татарские праздники. К сожалению, сейчас наш народ все меньше думает о своих традициях. Мало кому интересны национальные костюмы, танцы, песни. Некоторые даже не знают, как должен выглядеть настоящий татарин. В СМИ только и твердят о терроризме. У многих ислам ассоциируется исключительно с преступными группировками. Я считаю, что неважно, какую религию исповедует человек, главное, чтобы он был порядочным и добрым. В таком случае он не будет поддерживать убийства. Даже не знаю, кто поддается на уговоры террористов. Возможно, это люди с неокрепшим сознанием…»

ruslan-yambushev-kartina-2

По словам собеседника, трудиться над очередным полотном он предпочитает в одиночестве. Большое скопление людей выжимает все соки. «Не умею работать на общих пленэрах, только в уединении рождается хорошая картина. Общаться с людьми во время выставок тоже тяжело. Это все равно что выйти к ним обнаженным. Даже при мысли о предстоящей выставке в музее имени Степана Эрьзи во мне просыпается что-то вроде страха. До сих пор кажется, что не готов к этому. Просто работ уже накопилось много, и нужно их показывать. Никогда не избавляюсь даже от неудачных картин, просто откладываю на время, чтобы потом довести до ума. Но сказать, что известность мне не нужна, не могу. Амбиции присущи всем творческим людям. Многие из них застенчивы, но в наше сумасшедшее время с этим нужно бороться и учиться себя «продавать». Но заработать искусством нелегко. Многие мастера просто бросили это занятие из-за банальной неокупаемости труда». По мнению Руслана, время традиционной живописи постепенно подходит к концу, и связано это с современной системой художественного образования. Все меньше молодых людей хотят работать в этом направлении, видя популярность европейского сюрреализма и других подобных направлений. «Только не подумайте, что мне не нравятся шедевры зарубежных художников. Вот недавно видел картину Виктора Сафонкина, на которой изображено мясо. Эта тема излюблена многими авторами, такие вещи трогают практически каждого. Я и сам однажды пытался сделать нечто подобное, когда в юности увидел, как двое пьяных мужиков валят быка. Европейское искусство кажется мне холодным, но в то же время завораживающим. Думаю, живопись должна не только показывать красоту этого мира и очищать душу, но и тревожить сознание общества, цеплять за больное. Люди часто говорят, что не хотят негатива, тем не менее, именно провокационные работы привлекают их больше всего. Уверен, что авторская интерпретация работы не должна быть приоритетной, лучше, когда у человека возникают свои личные ассоциации при виде той или иной картины, просыпаются какие-то детские воспоминания. Только ради этого и стоит творить».

Саранск спас Рыжика!

Общество

Новости партнеров