Наука

Дизельные электростанции: классификация, виды, предназначение

Дизельная электростанция – это установка, преобразующая химическую энергию топлива в механическую энергию коленвала в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а затем с помощью генератора переменного тока – в энергию электрическую с определенными параметрами напряжения и частоты.

Упрощенно дизельная электростанция состоит из дизельного двигателя, оборудованного системами охлаждения и подачи топлива, синхронного (редко асинхронного) генератора переменного тока, систем управления и контроля работы и конструкции, на которой монтируются основные узлы.

Система охлаждения дизельного двигателя определяет мощность дизельной электростанции. Для малых мощностей применяют воздушное охлаждение, выполняемое как с турбонаддувом, так и без него. Мощные дизельные электростанции оборудуются жидкостной системой охлаждения, в которой в качестве теплоносителя чаще всего используют тосол (реже воду).

В основном дизельные электростанции имеют мощности в пределах 6-120 кВА, хотя некоторые производители выходят за эти границы в своих портативных моделях. Так, SDMO Industries выпускает портативные электростанции SDMO с мощностью от 1 кВт.

По исполнению дизельные электростанции делят на стационарные, оборудованные жесткими открытыми рамами для размещения в помещении или на улице под тентом (навесом) и мобильные. К мобильным установкам относят дизельные электростанции на прицепах (полуприцепах) или самоходных шасси. Некоторые производители выпускают установки в контейнерном исполнении (контейнерные электростанции SDMO), позволяющие удобно и безопасно перевозить дизельную электростанцию и исключающие выделение под нее отдельного помещения.

Отдельным подвидом являются дизельные электростанции в тропическом (северном) и морском исполнении, к которым предъявляются повышенные требования по стойкости узлов и деталей к температурным и атмосферным влияниям.

Мощные дизельные электростанции иногда выпускают с шумопоглощающей решеткой, значительно снижающей уровень шума при работе дизельного двигателя.

По вырабатываемому генератором току дизельные электростанции могут быть однофазными и трехфазными. Причем предпочтение обычно отдают трехфазным установкам как более универсальным, способным «запитывать» и однофазных, и трехфазных потребителей.

По частоте вращения коленвала дизельного двигателя дизельные электростанции условно делят на две категории: с частотой вращения в пределах 1500 об/мин и более 3000 об/мин. Более высокооборотистыми двигателями оборудуются маломощные дизельные электростанции, имеющие ресурс порядка 5000 часов в год. Низкооборотистые двигатели обеспечивают ресурс работы дизельной электростанции порядка 40000 часов.

Иногда мощные дизельные электростанции оборудуются несколькими синхронными генераторами, связанными с одним двигателем и соединенными между собой. Это позволяет варьировать частоту переменного тока и мощность производимой электроэнергии.

340x240_mvno_stolica-s-noresize