Наука

Несносное сознание

Piazza_del_Campo_Siena_Tuscany_ItalyЧему стоит поучиться саранским чиновникам у европейских коллег в вопросе сохранения исторического наследия.

Сотню тысяч гостей, в том числе из других стран, ожидают власти Саранска на матчи чемпионата мира по футболу 2018. Какие достопримечательности будут разглядывать иностранцы в перерывах между играми? В архитектурном плане столица региона-13 давно потеряла свое историческое лицо. За последние годы снесены несколько памятников градостроительства и архитектуры — например, служебное здание комплекса Спасского собора на ул. Московской, 2, постройки конца XIX века. Закрыта декоративными панелями мозаика «Наука» на фасаде корпуса № 2 МГУ им. Огарева. А в старейшем здании столицы Мордовии постройки конца XVII века — церкви во имя апостола Иоанна Богослова — стоят пластиковые окна… С Европы — вот с кого мордовским чиновникам нужно брать пример в плане сохранения исторического наследия! ДЕНИС ТЮРКИН с помощью друга-переводчика Петра Можарова нашел опытного специалиста по архитектуре из итальянского города Сиены и узнал, почему в Италии так берегут исторические здания, а их снос является крайней мерой.

Несколько слов о нашем эксперте. Карло Паскуи (Carlo Pasqui), 59 лет. Стаж работы в сфере строительства — 39 лет. За это время побывал и предпринимателем, и проектировщиком, и инженером, и реставратором, и экспертом по безопасности… Ныне трудится в агентстве недвижимости ABV immobiliare консультантом по инженерно-архитектурным, а также правовым и налоговым вопросам.

Владельцы

Вопросы городской архитектуры в каждом крупном населенном пункте Италии регулируются законодательными актами центрального ведомства, находящегося в Риме. В отдельно взятом регионе, провинции и городе (коммуне) к тому же есть свои собственные уполномоченные центром «конторы» и свои законодательные акты с учетом характерных особенностей данной административно-территориальной единицы. В Сиене это «Структурный план», коррективы в который вносятся каждые 10–15 лет. В нем содержатся общие характеристики города. В другом управляющем документе — Regolamento Urbanistico («Городские правила») больше конкретики и деталей касательно всех строительных работ в городе, поэтому и обновляется он каждые пять лет. В Regolamento Urbanistico оговаривается, на какой земле разрешать строительство, какой высоты должны быть здания, на каком расстоянии расположены друг от друга, какие виды зданий строить — жилые, офисные, торговые, промышленные…

Carlo-Pasqui«Все здания у нас делятся на те, что принадлежат государству, региону, провинции либо коммуне, и находящиеся в частной собственности, — дает общую характеристику Карло Паскуи. — Они «разбиваются» еще на две категории. Первая — здания с ограничениями, связанными с историческими, культурными, архитектурными, археологическими и другими ценностями. Они защищаются специальными законами, поэтому даже ничтожные работы проходят с разрешения и под контролем Министерства культуры и природного наследия. Ведомство может запретить любые действия с историческими зданиями даже государственным органам-владельцам. Вторая категория — здания без каких-либо особенностей, заслуг и без особых ограничений. Строительные работы с ними могут быть сделаны с большей легкостью. Важнейший принцип деятельности всех контролирующих ведомств — сохранение исторического облика городов. Конечно, главная причина такой заботы — это историческая память. Подобное отношение к архитектуре вросло в итальянскую культуру. Но есть и еще одна причина — можно сказать, экономическая. В Италии сложный рельеф, поэтому во многих местах проще реставрировать стоящие здания, чем сносить их и строить новые. Другая немаловажная причина — привлечение туристов. Во всем мире Италию ценят за архитектурные шедевры, многим из которых — тысячи лет!»

Снос

«Что делают со зданиями, которые разрушаются? Это замечательный вопрос! — восклицает Карло Паскуи. — Первой реакцией обычного итальянца на него в нынешней ситуации глубокого финансового кризиса была бы грустная улыбка. Но мы держимся! Заброшенных зданий, в плохом состоянии и даже в серьезной опасности в стране предостаточно. Возмущаются ли жители Сиены, если власти стирают с лица земли старую постройку? Такого просто не было. В Сиене никогда и не собирались сносить ни одного исторического здания. Могу заверить, что снос практически невозможен в отношении такого типа строений, охраняемых законами. Естественно, строительство нового здания на месте старого всегда обходится дешевле, нежели восстановление. Но законы в Италии защищают постройки в их первоначальной ценности, в их первозданном виде. Исторические здания, которые находятся в плохом состоянии, пытаются укрепить именно внутри (в крайних случаях возможна и полная переделка), с важным условием: чтобы снаружи это не было заметно».

По словам Карло Паскуи, по итальянским законам историческое здание подлежит сносу, если это будет разрешено городскими правилами в отдельно взятой зоне и если постройка нового объекта окажется экономически оправданной. То есть предполагаемая реставрация будет слишком невыгодной, даже катастрофически невыгодной. «В очередной раз подчеркиваю: снос — крайняя мера! — говорит специалист. — Его могут разрешить только в случае неминуемой опасности, когда здание может буквально рухнуть и нанести непоправимый ущерб окружающим. Вообще, в старых городах, которым и является Сиена, чья архитектурная история восходит к Средневековью, что-то стереть с лица земли практически нереально. Дома почти всегда присоединялись к другим зданиям вплотную, образовывая узкие извилистые улицы».

Кто определяет, сносить здание или нет? Министерство культуры и природного наследия. Готовится комиссия, в которую помимо чиновников входят риелторы, строители и собственники. Они дают свою оценку. Для дома, который не представляет культурной ценности и не является важной частью городского ландшафта, все проще. Вопрос о сносе может решить сам собственник.

Реставрация и переделка

При реставрации исследуются все старые чертежи постройки. Если таковых нет, перед восстановительными работами проводится специальное исследование. «Мы буквально воссоздаем здание таким, каким оно было построено изначально, — рассказывает Карло Паскуи. — Перед реставрацией готовятся два проекта: общий архитектурный и касающийся структурной устойчивости несущих элементов здания. При укреплении постройки мы ничего не разрушаем, а включаем в «уставшие» части прочные материалы, например стальные балки, применяем армирование… Причем ставим задачей сделать их незаметными на фоне оригинальных деталей. Если новая балка для укрепления должна быть непременно деревянной, то применяется каштан».

Современная панорама Сиены Современная панорама Сиены

Некоторые здания в Италии — даже исторические — переделывают под жилье или отели. Внутри они могут быть отремонтированы в соответствии с требованиями современности, если, конечно, интерьеры не несут исторической ценности. А вот снаружи никаких переделок быть не может: только грамотная реставрация!

«Несколько десятков лет назад охрана исторических построек была мягче, чем сейчас, — уверяет наш эксперт. — Даже в фасад можно было вносить кое-какие изменения. Но в данное время ограничения стали жесточайшими, и теперь при реставрации элементы, которые были внесены в фасад ранее, удаляются.

Сиена

Город, в котором живет и работает Карло Паскуи, находится в регионе Тоскана и является административным центром провинции Сиена. Жителей там немного — около 55 тысяч человек (чуть больше, чем в Рузаевке), зато его общая площадь превышает аналогичный показатель Саранска почти в 1,7 раза! Сиена — один из крупнейших туристических центров Италии. Знаменита в основном прекрасно сохранившимся со Средних веков так называемым «старым городом», постройки которого находятся под охраной ЮНЕСКО как часть Всемирного наследия. К примеру, в Сиене есть городская ратуша, которая на протяжении 600 лет является «домом» для местных властей. Ежегодно город посещают около 200 тысяч иностранных туристов…

«Архитектурной истории моей малой родины минимум 600 лет, — гордится наш эксперт. — Казалось бы, за это время город изучили вдоль и поперек. Но находки и открытия, позволяющие рассказать о Сиене и ее цивилизации с социальной, экономической, политической, культурной и религиозной точек зрения, все еще происходят! Находят не только золото или серебро. Я сам, будучи на раскопках, обнаружил гончарные изделия и малые бытовые объекты, по которым, как по книге, можно прочитать историю города. Еще пример. В Средние века не было никакой системы удаления отходов, в каждом здании просто вырывали большие ямы, куда сбрасывали все ненужное. Когда скважина заполнялась, она закрывалась, а рядом выкапывалась новая. В Сиене мы находили предостаточно таких ям. По содержимому можно изучить быт и привычки наших предков. Все это является культурным и историческим наследием. Вот так благодаря мусору оживает наша история и наши предки как бы говорят с нами…»

Итальянец о Саранске

Карло Паскуи оценил архитектуру Саранска по фотографиям, которые ему предоставил корр.«С». Про хрущевки и прочие советские многоэтажки он сказал так: «Ваши типовые здания трудно назвать красивыми, к тому же они строились в спешке и из материалов низкого качества. Я проехал всю Европу и могу заверить, что во всех дружественных СССР странах типовое жилье совершенно одинаковое». О Кафедральном соборе Ушакова и Храме Казанской Иконы Божьей Матери сказал коротко: «Неплохо, в церквях есть характерные русские черты… Вообще, мне очень нравятся православные храмы. В отличие от католических, они не дают ощущения «мистики», они светлые и красивые». Современные постройки с обилием стекла и яркими фасадами ему в целом понравились. Но специалист удивился, когда узнал, что саранские новостройки требуют косметического ремонта через год-два после сдачи в эксплуатацию. «Отваливаются слои краски с элементами декора и сыплется штукатурка?! Нет, у нас такое просто невозможно!» Специалист мотивировал сухость комментариев «незнанием стандартов и правил, по которым строятся современные здания в Саранске».

340x240_mvno_stolica-s-noresize