Наука

Продолжаем полет

Саранская студентка работает над проектом, который позволит составлять схемы ДТП с минимальным участием человека

Студентка четвертого курса факультета электронной техники МГУ им. Огарева Виктория Лапшина в реализации своей идеи по созданию условного «робота-гаишника» продвинулась от теории к практике.

Внимательный читатель вспомнит материал «Столицы С» по данной теме, опубликованный в июне 2013 года. Тогда Виктория со своей идеей выиграла грант программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. На реализацию идеи направили круглую сумму.

Вкратце о задумке. Вика предлагает составлять схемы ДТП с помощью мультикоптера — летательного аппарата с несколькими электрическими двигателями, который несет на борту видео- или фотокамеру. «Птичка» облетает место инцидента, определяет координаты, замеряет, а после данные сводятся воедино. Техника эта, как водится, пришла к нам из-за границы и уже успешно продается. Но главное в проекте Вики — программное обеспечение, над которым она сейчас и работает. Также девушка подучилась управлять квадрокоптерами (аппарат с четырьмя двигателями). Один куплен университетом, другой — самостоятельно. Вика «взлетала» на высоту шпиля на новом корпусе МГУ им. Огарева — а это ни много ни мало — 120 метров! Также она снимала центральные улочки города, Химмаш, ТЭЦ…

Показала, как работает чудо-техника, и корр.«С». Полет происходил в ветреный день, порывы достигали 5 м/с, это предел для конкретной модели коптера. Но он успешно «сопротивлялся» ветру и слушался все же оператора. Кстати, работа лопастей коптера по звуку напоминает нечто среднее между жужжанием роя пчел и садового триммера, что режет траву леской. Так что, если вдруг где-то увидите НЛО, летящее со звуком газонокосилки, знайте — эта «тарелка» управляется модным саранским хипстером. Ну, или студенткой Викой Лапшиной.

В ходе работы над своим проектом девушка столкнулась с рядом проблем. Одну, по сути, уже решила. Это искажение картинки широкоугольным объективом видеокамеры, когда объекты по периметру кадра закругляются. С художественной точки зрения, выглядит это интересно, но для цели, которую в своем проекте преследует Вика, это критично. Поэтому она нашла первоначальный выход: «выпрямление» картинки в специальных редактирующих программах. Правда, в будущем планируется иное решение, не зависящее от сторонних программ. Другая проблема — выравнивание горизонта во время съемки. Технически, по задумкам Вики, она решаема. Также студентка хочет снимать панорамы не по традиционной схеме — из одной точки по периметру. Наоборот — чтобы картинка собиралась из точек на периметре в центр. Эдакое 3D.

Другая трудность лежит в юридической плоскости. Связана она с современным российским законодательством, которое мультикоптеры приравнивает к беспилотным летательным аппаратам. Как считает Виктория Лапшина, отсюда следует, что на коптеры следует получать регистрационные знаки, как на самолет или вертолет, оператор должен иметь удостоверение пилота, а каждый полет придется согласовывать с наземными службами. Штраф за «непослушание» — от 3 до 5 тысяч рублей (согласно КоАП, проступок классифицируется как нарушение воздушного пространства РФ). «Это большой пробел в законодательстве,— говорит студентка.— Ведь, по сути, к беспилотникам можно приравнять и радиоуправляемые детские игрушки-вертолетики и даже… подпрыгнувшего человека. Считаю, чтобы все расставить на свои места, следует уточнить максимальную скорость полета и просто указать в законах высоту, которую коптеры не могут превысить во время полета. А все, что ниже указанной точки, пусть станет свободной зоной полетов».

Виктория Лапшина продумала и тот аспект, каким образом видео- или фотосъемка места ДТП сможет высчитывать традиционные размеры, необходимые для составления схемы. Камера станет привязываться… к изображению квадратов, расположенных в шахматном порядке на обычном листе формата А4. Листы эти нужно будет размещать на крыши авто и рядом с ними. Как обеспечить ими водителей? Ответ, по мнению студентки, гениально прост: выдавать их в страховых компаниях вместе с полисами ОСАГО. К слову, по «шахматам» можно будет выровнять и горизонт для видеокамеры.
Кстати, свое программное обеспечение она планирует установить не только на летающие камеры, но и на стационарные, которыми в ближайшем будущем Саранск будет буквально увешан. Финиш проекта намечен через полтора года. Пожелаем успеха активной девушке.

340x240_mvno_stolica-s-noresize