Религия

Празднование Ураза-Байрама в Лямбире вылилось в массовые протесты

На чрезвычайном собрании принято решение о создании местной мусульманской организации.

Ураза-Байрам — один из самых главных исламских праздников, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. В этот день мусульмане совершают в мечетях ритуальную молитву, надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда… Однако в Лямбире попытка отметить этот священный праздник вылилась в настоящий скандал и массовые протесты с вызовом на место происшествия сотрудников правоохранительных органов! Ранним утром мечеть вдруг… оказалась наглухо закрыта, а на входе висело объявление о переносе праздника на следующий день. Это вызвало массовые протесты среди местных верующих. Как выяснилось, некоторые религиозные деятели республики решили отмечать Ураза Байрам про «саудитскому календарю», а не по российскому, которого придерживаются все приверженцы традиционного ислама. Чтобы избежать впредь подобных скандальных ситуаций, на специальном сходе лямбирских мусульман 9 июля было принято решение о создании своей, «народной» мусульманской организации. За тем, как это происходило, наблюдал Владимир Липатов.

Попасть в здание администрации Лямбирского района, где должен был состояться сход мусульманского актива села, корр. «С» поначалу оказалось проблематично. Дорогу преградили стражи порядка во главе с неким Солдатовым, нелепо заявившим, что «им надо посоветоваться». Однако попытки воспрепятствовать профессиональной деятельности журналистов оказались тщетными… Актовый зал, в котором проходил сход, просто не мог вместить всех желающих – люди с трудом размещались даже в проходах. Вот насколько животрепещущий вопрос решался здесь в этот субботний день! «Сход происходит по желанию жителей села, которые не смогли 5 июля попасть на намаз! – с горечью констатировал местный житель Радик Исякаев. – Нас не пустили в мечеть, двери которой так и не открылись. А ведь это храм, а не частная лавка! Мы очень недовольным! Почему от нас закрываются? Это вызывало бурные протесты!» «Оба муфтия (речь идет о представителях двух духовных мусульманских управлений Мордовии Ильдусе Исхакове и Заки Айзатуллине – «С») сказали, что праздновать нужно 6 июля, — оправдывался перед возмущенными односельчанами лямбирский имам Рашид Сайфуллов. – Все было спокойно, пока к мечети не подошли несколько бабаев, которые  своим недовольством стали возбуждать ненависть людей! Я вызвал полицию не для того, чтобы кого-нибудь арестовывать, а просто для объяснения, что надо приходить завтра…» В этот момент речь имама прерывается бурным недовольством зала.

«Руководитель общины не пустил в храм наших старейшин, — негодуют собравшиеся. – Это  безобразие!» Другие выступающие четко выразили мнение большинства местных мусульман: «Двери храма всегда должны быть открыты для каждого прихожанина! А тем более — в праздник! (в зале раздаются бурные овации – «С»). Если бы двери 5 июля были распахнуты, мы бы сейчас здесь не собрались. Почему власти не приняли необходимые меры? Что это за власть, если она не может защитить ни себя, ни народ? ОНИ взяли власть и ни пускают в мечеть наших стариков!» «Если это моя вина, то извините! – наконец произносит местный имам Сайфуллов. Но зал еще долго не утихают. В разных концах то и дело вспыхивают жаркие споры. Женщины эмоционально машут руками. «Если человеку даже в 3-4 часа ночи стало плохо, и он захотел придти в мечеть помолиться – то он имеет право это сделать, спросив, где находится ключ! – резонно произносят лямбирцы. – Пусть у нас будет один муфтият, но такой, который не навязывает нам мнение саудитов. И дело здесь на самом деле не ключах. Это должно стать последним предупреждением для тех, кто не хочет считаться с мнением народа!» В итоге под аплодисменты зала после жарких большинством голосов принимается поистине революционное решение: создать местную религиозную организацию поселка Лямбирь, которая будет считаться с мнением народа, изначально станет по-настоящему народной, своей! В зале снова раздались бурные аплодисменты…

Кстати, подобная конфликтная ситуация сложилась и в других местах. В частности, в мечетях Саранска, которые также находятся под руководством муфтиев Исхакова и Айзатуллина, тоже не торопились принимать верующих в этот священный праздник. Правда, на Светотехстрое двери все-таки открылись, хотя муфтия на месте не оказалось и богослужения не проводилось. Спрашивается, с чем же связана эта ситуация, вызвавшая столь бурную эмоцию? Дело в том, что духовные мусульманские управления Мордовии ориентируются на религиозные круги Саудовской Аравии, где на государственном уровне признан в том числе ваххабизм. «Определяя даты праздников, мусульмане пользуются лунным календарем, — комментирует ситуацию в беседе с корр. «С» муфтий Центрального духовного управления  мусульман республики Фагим Шафиев. – В частности, это связано с рождением новой Луны. При этом мусульмане России и Европы опираются на научные, астрономические данные. В этом году Ураза-Байрам, таким образом, приходится на 5 июля. А в странах Персидского залива во главе с Саудовской Аравией при определении опираются на древние методы. В частности, по визуальному видению новолуния. Специально обученные люди смотрят в пустыню – и «на глаз» называют дату… Из-за этого и возникают разногласия и противоречия! Замечу, что существует специальная договоренность между татарскими муфтиятами России: следует проводить религиозные праздники, опираясь на астрономические данные. Вне зависимости от традиций саудитов. Таким образом, иногда праздники могут совпадать, иногда – нет. Но в данном случае, к сожалению, коллеги -руководители из двух других муфтиятов Мордовии не стали ориентироваться на федеральный — главный в России муфтият…»

Возникает резонный вопрос: чьи же интересы отстаивают некоторые местные духовные исламские лидеры – так называемые приверженцы «шестого дня»? Ведь российское руководство, как и все традиционные мусульмане, празднуют Уразу Байрам именно 5 июля! Кому, спрашивается, на руку  захлопывать двери мечетей перед приверженцами традиционного ислама, вызывая бурю протестов и разжигая негативные настроения в обществе?

В связи с этим нельзя не вспомнить недавнюю скандальную историю с таинственным исчезновением гостей-саудитов сразу после посещения нашей республики с довольно загадочными целями. Прошлой зимой неожиданно пропал 57-летний имам казанской мечети «Нурулла» Сулейман Зарипов. 6 февраля он с «негласным визитом» приезжал к муфтию Мордовии Ильдусу-хазрат Исхакову на автомашине «Тойота-Королла». Вместе с гостем из Татарстана исчез 62-летний гражданин Объединенных Арабских Эмиратов, шейх Худжа Абде Наджим Элдие Наджмеддин, крупный благотворитель. Сам Зарипов считался куратором республики Татарстан по взаимодействию с Саудовской Аравией и арабскими странами Ближнего Востока. Также известно, что шейх Наджмеддин с начала 1990-х годов финансирует строительство мечетей в самых разных регионах России. По одной из версий, гости перевозили крупную денежную сумму для непонятных пока целей и могли оказаться жертвами узнавших об этом преступников. Переночевав в саранской гостинице, 7 февраля имам Зарипов и шейх Наджмиддин покинули регион-13. Их пустую машину нашли в татарстанском городе Буинске. Несмотря на объявленное вознаграждение в миллион рублей за информацию о пропавших гостях муфтия Исхакова, их до сих пор найти не удалось…

Новости партнеров