Религия

«Я всегда был в команде Владыки Варсонофия!»

Aleksandr-PelinПротоиерей Александр Пелин – о своем увольнении, будущей работе и угрозах для страны.

Бывший ректор Саранского духовного училища, член Общественной палаты России Александр Пелин покидает республику! Протоиерей Мордовской митрополии всегда отличался большой активностью — многие годы работал с молодежью, выстраивал взаимоотношения церкви и власти, занимался проблемами межконфессиональных отношений… И вот теперь он вынужден расстаться с родным регионом. В ближайшее время о. Александр займет пост настоятеля Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге. О причинах увольнения и новом назначении священник рассказал ЮЛИИ ИВАНОВОЙ.

Увольнение

«С»: Ваше увольнение с поста ректора Саранского духовного училища стало большой неожиданностью. Этим учебным заведением вы руководили много лет. Какие причины побудили написать прошение об освобождении от должности?

— Я всегда был в команде Владыки Варсонофия. У нас сложились доверительные отношения. Но, после того как его назначили руководителем Санкт-Петербургской митрополии, мой уход с поста ректора стал неизбежным. Даже когда Владыка управлял делами в Московской патриархии, его отсутствие не сказывалось на работе духовного училища и отделов, которые я возглавлял. Но потом ситуация изменилась. Мордовскую митрополию возглавил Высокопреосвещеннейший Зиновий. Это человек, глубоко укорененный в православии. С его приходом в республике начала складываться новая конфигурация отношений между митрополией и руководством республики. Владыка Зиновий подбирает помощников в соответствии с собственными представлениями на этот счет. Я прекрасно осознавал, что моя адаптация в новой системе будет непростой. Поэтому написал прошение освободить меня от должности ректора духовного училища и других постов. Я благодарен Владыке Зиновию за то, что он меня отпустил.

«С»: Как отнеслись к вашему увольнению служители Мордовской митрополии и прихожане?

— Элементов злорадства не возникло. Наоборот, удивило и тронуло, что многие жители республики выразили сочувствие в связи с моим уходом.

«С»: Что вы можете сказать о новом руководителе духовного училища?

— Протоиерей Павел Горбунов — очень талантливый человек. Уравновешенный, спокойный, глубокий. Все, что я наработал, будет продолжаться и развиваться. И это самое главное.

«С»: С 17 января вы являетесь клириком Санкт-Петербургской епархии. Какие задачи перед вами ставит митрополит Варсонофий?

— Мне очень приятно вновь работать под его началом. Благодарен за оказанное доверие. Теперь я являюсь настоятелем красивейшего Сампсониевского собора. Владыка Варсонофий проявил мудрость, специально назначил меня, чтобы оживить этот памятник русского зодчества. Чтобы это был не музей, а живой приход. Сразу возникли идеи по работе с молодежью, которая до этого здесь практически не велась. Будем проводить военно-исторические фестивали… Проектов много…

«С»: А что будет с вашей деятельностью в Общественной палате России, где вы представляете Мордовию?

— Я продолжу выполнять обязательства, которыми в этом отношении связан с республикой. Более того, буду способствовать тому, чтобы международные и межрегиональные мероприятия по линии российской Общественной палаты проводились именно в Мордовии. У нас накоплен положительный опыт. В республике удалось улучшить ситуацию с межрелигиозными отношениями. Приведу примеры. Благодаря посредничеству руководства региона и представителей муфтиятов решен вопрос по поводу головных женских уборов в общеобразовательных школах. Стороны заключили соглашение. Сейчас остается ждать его реализации. В Общественной палате мы подготовили мобильные группы, которые могут обучать людей технологиям посредничества в сложных и конфликтных ситуациях. Было организовано голосование в поддержку курса Президента страны по гармонизации межнациональных отношений и просветительского конгресса «Все мы — Россия». Наша модель выстраивания добрососедских отношений между конфессиями является лучшей в мире.

Этноугроза

«С»: Как вы относитесь к тому, что в Мордовии все больше людей увлекаются идеями этнического национализма?

— Это серьезная угроза. В Мордовии есть группа ученых, пропагандирующих такие идеи. Их рупором стала газета «Эрзянь Мастор». На недавнем съезде мордовского народа они выставляли пикеты, требуя отдельного государственного образования, фактически государства для эрзянского народа. Подобное негативное явление зародилось в 1990-е годы. Именно тогда некоторые национальные группы потребовали обособления. Серьезное влияние оказали наши заокеанские «друзья», которые обучали аспирантов из Мордовии в западных университетах. В том числе — в финских и эстонских. Домой они возвращались уже заряженными идеями этнонационализма. А в республике никому до этого дела не было, так как шла борьба за власть между различными группировками — президентом и Верховным советом. В этот период хаоса появилось много сект и различных религиозных организаций. Нынешнее время тоже нельзя назвать спокойным в этом отношении…

«С»: Как вы думаете, продолжат ли американские «друзья» попытки разобщать российский народ?

— Безусловно. Они ударят по очагам добрососедских отношений. Возьмутся за возрождение неоязыческих групп. Не надо почивать на лаврах и думать, что в Мордовии все абсолютно спокойно. Да, у нас ситуация лучше, чем в Волгограде или Дагестане. Но это отнюдь не значит, что подобные угрозы не возникнут завтра. Задача недругов — «взорвать» Поволжье всеми возможными способами. Например, посредством людей, которые поддерживают создание эрзянской республики. Поэтому не следует относиться к их пропаганде как к шалостям каких-то странных интеллигентов, заряженных этнонационализмом. Это серьезные вызовы российскому обществу, на которые нужно давать четкие ответы! Проблема в том, что подобные «проповедники» заряжают своими негативными идеями студентов. Поэтому руководству вузов стоит обратить на это внимание.

«С»: Какие еще регионы наиболее уязвимы?

— Если брать по финно-угорскому ореолу, то это удмурты, карелы, марийцы. Там ситуация еще более накаленная в отношении этнонационализма. Также есть поклонники неоязычества — 3 процента населения России. Кроме того, уязвимы Татарстан, Башкортостан, где появляются нетрадиционные для России направления ислама — салафизм, ваххабизм. Их распространяют молодые муфтии, прошедшие обучение за границей.

«С»: На ваш взгляд, социальное расслоение является угрозой для нашей страны?

— Да. И не только для России. Есть люди богатые и те, кто сводит концы с концами. И на этом спекулируют разного рода «проповедники». Знаете, почему полевые командиры террористического Исламского государства так быстро обросли единомышленниками? Они живут так же просто, как их соратники. Совершают вместе с ними молитвы, воюют рядом… И люди начинают верить, что полевые командиры на самом деле хотят разгромить богачей и установить царство социальной справедливости. Но это неправда. Так называемыми «вождями» руководят те же самые «мешки с деньгами». Эта группировка — чума особого рода, которая может прийти к нам через Кавказ. Это большой вызов не только для всего мира, но и для России. И остановить подобное нашествие в разрозненном мире, где каждый молится своим богам и разбит на маленькие национальные квартиры, крайне сложно. Мы можем потерять страну, если не посмотрим на самих себя и не услышим голос церкви. Если не активизируем борьбу с коррупцией. Если не будем поддерживать курс Президента на формирование единой страны.

«С»: Весь мир встревожен террористическими актами во Франции…

— Этому нет оправданий! Религиозные взгляды не могут быть основанием для того, чтобы убивать людей. Но и свобода слова и творчества, которая является неоспоримой гражданской ценностью, имеет вполне четкие правовые и нравственные ограничения и не может включать в себя право высмеивания религиозных святынь. Для России это неприемлемо. Если мы пойдет по тому пути, который предложил господин Ходорковский, то разрушим тонкую грань в нашем хрупком многонациональном мире. Если в России начнут рисовать карикатуры на религиозную тематику, то пойдет волна возмущения не только от мусульман, но и от других традиционных религий. В нашем обществе еще сильны переживания по поводу атеистической пропаганды. Следует сделать выводы из трагических уроков французского журнала Charlie Hebdo.

340x240_mvno_stolica-s-noresize