Религия

Судьба Спаса

Sud'ba-SpasaПочти 300 лет икона Всемилостивый Спас была главной святыней Саранска и помогла тысячам его жителей. Она бесследно исчезла в 1928 году…

Более 80 лет историки пытаются разгадать тайну исчезновения главной святыни Саранска — чудотворной иконы Всемилостивого Спаса, которая оберегала город от бед почти 300 лет. О ней было известно даже царю Алексею Михайловичу Романову. К образу Спасителя шли паломники из разных концов России. «Перед ним неоднократно лились народные слезы, слышались вопли и рыдания коленопреклоненных жителей или тихо возносимый к небу последний вздох умирающего», — писал в XIX веке местный врач и краевед Григорий Петерсон. Два года назад научный сотрудник отдела средневековой и дореволюционной истории Республиканского краеведческого музея им. Воронина доцент Дмитрий Фролов отыскал единственную сохранившуюся фотографию иконы. До этого об образе Всемилостивого Спаса судили лишь по описаниям позапрошлого века. Ученый надеется выяснить судьбу святыни. История ее появления в саранской крепости, чудеса и таинственное исчезновение — в материале ОЛЬГИ ПЛАТОНОВОЙ.

Икона

«Это настоящее чудо, что в фондах Республиканского краеведческого музея им. Воронина среди сотен дореволюционных фотографий оказались два снимка внутреннего убранства Спасского собора, сделанные после 1886 года, — рассказывает Дмитрий Фролов. — На одном отчетливо виден Всемилостивый Спас. Лик Христа темный, но убранство и иконография позволяют его воспроизвести с большой степенью достоверности». Изображение на фото полностью совпадает с описанием образа, которое опубликовал в 1870 году пензенский прото­иерей Иаков Бурлуцкий. «Икона сия находится местною (в местном ряду иконостаса) в Саранском соборе, — писал священник. — Она размерами 1 арш. 12,5 верш. (128 см) в вышину и 1 арш. 7,5 верш. (106 см) ширины; живопись оной древняго греческого (канонического) стиля, впрочем довольно хорошо сохранившаяся. Сребропозлащенная риза на ней в 20 фунтов и 74 золотника весом, украшена по венцу 8 бриллиантовыми репьями с литерами «Он», «Омега», «Наш» из бриллиантовых же и иных камней, над венцом прикреплена корона из восточного хрусталя, под которою на винте прикреплен бриллиант в золотом сиянии».

Документально подтверждено, что саранская икона Всемилостивого Спаса изначально принадлежала князьям Голицыным, которые получили ее в дар от царей Московских после окончания Смутного времени. Позже образ перенесли в их новую вотчину — село Богородицкое-Голицыно, которое находилось недалеко от Саранского кремля. Неизвестно, когда икону передали в местную церковь, историки утверждают, что это случилось не позднее 1651 года. В доказательство приводится грамота, которая пришла в 1653-м от царя Алексея Михайловича на имя стольника и воеводы Федора Леонтьева: «Бил челом Государю Саранского городу, нового собору церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа поп Иван Степанов, и сказано, в прошлом-де в 7159 (1651 г.) году по Государеву указу велено ему, попу Ивану и церковным причтам под пашню отвести земли Инзерского острогу из сторожевой черты…» То есть в середине XVII века образ Спасителя уже был главной святыней города. Для него и строилась новая церковь.

«Икона Всемилостивого Спаса прославилась почти сразу после появления в Саранске, причем далеко за пределами города, — продолжает Фролов. — Об этом свидетельствует рукописный «Список о чудесах образа Спасителя, находящегося при саранском соборе, с подлиннаго доношения протопопом Иваном царю Алексею Михайловичу», который в середине XIX века хранился у местной купчихи Анастасии Коровиной. В нем говорится: «Протопоп Иван Степанов пел молебен для Максимки, имевшего голову больную и обе руки сухие, и тот получил изцеление. Стрелецкая жена Иванова Анна Климова разслаблена была ногами, ползала и обещалась петь молебен, протопоп пел молебен, и она получила изцеление. Матрена Иванова, стрелецкая жена, бывши слепая, просила служить молебен, протоп Иван пел молебен — и прозрела…» Всего за 1662 год описывается 7 случаев выздоровлений. Несомненно, их было больше, но документальных подтверждений не сохранилось. В XVIII и XIX столетиях чудеса от иконы только приумножались. За этот период их известно много, в том числе избавление города и уезда от татарских набегов вплоть до 1717 года, когда ногайцы, осадившие Пензу, не пошли на Саранск».

Спасский собор

В 1685 году иеромонах Иона чуть ниже старой деревянной церкви начал строительство нового каменного храма с тремя престолами — главном во имя Всемилостивого Спаса и придельных во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Святого Иоанна Богослова. Освятили ее в 1695-м. На сохранившейся гравюре 1764 года видно, что церковь была кубической и пятиглавой. В XVIII—XIX веках она не раз подвергалась переделкам. Сначала рядом построили высокую колокольню. Позже на главном каменном куполе появились боковые фронтоны, а через несколько лет его заменили деревянным — для облегчения давления на стены.

В таком виде храм простоял до лета 1852 года, когда пожар прошелся почти всему центру города. Огонь уничтожил трапезную, повредил колокольню и внутреннее убранство. Икона Всемилостивого Спаса осталась не тронутой! Церковь решили не восстанавливать, а возвести новую, более величественную. По просьбе горожан за строительство взялся купец Иван Кротков. Он забраковал представленный проект и заказал столичным архитекторам новый, потребовав взять за образец московский храм Христа Спасителя, возведение которого в это время подходило к концу. В июле 1860 года епископ Пензенский и Саранский Варлаам благословил строительство, после чего рядом со старым собором начали рыть котлован. Работа шла медленно, рыхлая земля постоянно обваливалась. Кротков нашел выход из положения. Он закупил 1200 дубов, которые пошли на сваи. Пространство между ними строители заложили бутовым камнем… 24 мая 1861 года епископ Варлаам прибыл в Саранск и собственноручно заложил углы храма. Кроме Кроткова, средства в строительство вложили купцы Кубанцевы и Коровины, горожане собрали 6 тысяч рублей серебром, но этого было явно недостаточно. За год постройка выросла меньше чем на метр, за следующие два стены поднялись до дверей, а в 1868—1869 годах стройка вообще остановилась. Главный благодетель разорился. В пожаре 1869 года погибло почти все его имущество, выгорела половина города. В апреле 1874-го Иван Кротков умер, так и не завершив главного дела жизни. Тогда Городская дума постановила продолжать строительные работы. Новым попечителем стал специальный комитет, каждый член которого обязан был ежегодно жертвовать по 200 рублей. Остальные средства собирали путем добровольных взносов. Собор получался колоссальным. Только оконные рамы обошлись в 1,5 тысячи рублей, что сегодня составляет несколько миллионов. На печи ушло около 8 тысяч, еще примерно столько же — на штукатурку. На иконостасы без позолоты потратили 5 тысяч рублей. Роспись стен и свода стоила 11 тысяч, церковная утварь — 13,5 тысячи. В конце 1886 года собор освятили и открыли для прихожан. Благодаря огромным размерам, величественному виду и удобному расположению он стал доминантой центра города и всех окрестностей. Старую церковь разобрали, оставив нетронутой лишь колокольню.

В новый собор к иконе Всемилостивого Спаса потянулось еще больше страждущих. Сохранились письменные свидетельства многих чудес. По словам исследователя Дмитрия Фролова, благодаря образу Всемилостивого Спаса и другим чудотворным иконам в XVII—XIX веках Саранск был одним из главных паломнических центров окрестных уездов и губерний. Но потом пришли большевики…

Огонь атеизма

5 октября 1928 года председатель исполкома советов Средневолжской области Нейбах направил ответственному секретарю Мордовского окружкома предписание: «Тов. Полумордвинов! 3 октября на бюро обкома ВКП(б) обсуждался вопрос о Саранском соборе, решено просить ЦК ВКП(б) указать фракции ВЦИКа на необходимость пересмотра решения ВЦИКа в сторону изъятия собора из общины верующих для культурных целей. Вам сейчас же необходимо составить небольшой смотивированный доклад по этому вопросу и направить его непосредственно в ЦК и копию мне». Письмо прошло под грифом «Совершенно секретно». Новая власть утверждала, что трудящиеся сами пожелали прекратить службу в храме, к тому же существовала острая необходимость разместить в нем городской театр… В конце 1928 года двери Спасского собора навсегда закрылись для прихожан, но актеры в него так и не переехали. «Спустя два года большевики вынесли из церкви многие иконы на площадь и подожгли, — рассказывает Дмитрий Фролов. — Как вспоминают очевидцы, горожан от кострища отгоняли винтовками, чтобы они не выхватывали из огня святые лики. Был ли брошен в огонь Всемилостивый Спас, неизвестно. Есть предположения, что икону вместе с баснословно дорогим окладом вывезли и продали. По другой версии ее ограбили и сожгли вместе с другими. Подтверждений ни тому, ни другому нет. Но это пока. Всего два года назад считалось, что кроме воспоминаний и описаний XIX века история не донесла до нас изображения главной святыни города…»

340x240_mvno_stolica-s-noresize