Религия

«Одних он обличал, других исцелял от болезней»

Мордовский край славился своими юродивыми, обладавшими даром прозорливости. Но только Паша Саровская была причислена к лику святых.

Юродивыми, или блаженными, на Руси называли людей, которые ради Христа отказывались от всех благ земной жизни и от общепринятых норм поведения, из-за чего производили впечатление слабоумных. Даже в лютые морозы они ходили босиком или вообще без одежды, обличали грехи и несправедливость, не опасались говорить правду о сильных мира сего. «Посланники Господа» часто вызывали у людей брезгливость и жалость и редко когда симпатию. Лишь после смерти они получали признание. Сегодня к лику святых причислены 30 российских юродивых, еще сотни не канонизированы, но почитаемы народом. Наиболее известны четыре уроженца мордовского края, выбравших нелегкий путь «добровольного безумства». Воспоминания и документальные свидетельства о них собирала ОЛЬГА ПЛАТОНОВА.

Юродство

«Посланники Господа» часто шокировали окружающих своим поведением и внешним видом. Они оставляли семью и дом, отказывались от денег, скитались впроголодь, в тряпье и босыми. Иногда надевали пугающего вида металлические вериги. Монахиня Алипия Голосеевская носила цепи. Ростовский юродивый Стахий — железный камзол весом почти 60 фунтов и две четырехпудовые гири на шее. Пелагея Дивеевская уже в XIX столетии надела железный пояс, который за 8 лет прочно врос в тело…

«Нельзя путать юродивых с так называемыми деревенскими дурачками — наивными и забавными людьми, — поясняет доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства МГУ им. Огарева Сергей Бахмустов. — То, что у них в голове, то и на языке. Но является ли сказанное этими людьми правдой жизни? Нет, конечно. Пушкин отмечает эту разницу в «Борисе Годунове», когда юродивый подбежал к царю и сказал: «Мальчишки отняли у меня копеечку. Вели зарезать мальчишек, как ты зарезал царевича Дмитрия»… Верующие люди благодаря особому чутью четко понимали, кто перед ними — блаженный или сумасшедший. Юродивые всегда говорили правду, неприятную и горькую, изображая слабоумных и не боясь наказания или отторжения. При этом у них не было личной заинтересованности в таком образе жизни. Что они получали? Тычки да подзатыльники…» Считается, что подвиг юродства основывается на словах апостола Павла в Новом Завете: «Мы безумны Христа ради, вы крепки, а мы немощны, вы в славе, а мы в бесчестии, терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся. Злословят нас — мы благословляем, гонят нас — мы терпим».

Это явление возникло на Руси в XV—XVI веках. Во времена царя Ивана Грозного блаженные почитались как святые, поэтому люди делились с ними куском хлеба, давали ночлег. Встреча со странствующим подвижником считалась добрым знаком. С XVIII столетия ситуация изменилась. Светская и духовная власть стала относиться к блаженным с подозрением, видя среди них лжепророков и психически больных. Против широкого распространения юродства выступал саранский священник-краевед Алексей Масловский. Он уверял, что некоторые принимают вид «божьего человека» в корыстных целях. Большинство психиатров до сих пор судят о блаженных как о  невменяемых людях. Среди современных горожан вряд ли найдется тот, кто сможет разглядеть в городском сумасшедшем «божьего посланника» или «народную совесть». В мире, где все стало поддаваться вычислению и анализу, им не осталось места.

Ванюшка Саранский

35 лет назад прихожане Иоанно-Богословского храма встречали его на паперти в потрепанной одежде и босым. Ванюшка Волков не носил обувь даже зимой, несмотря на уговоры сердобольных бабушек. При этом никогда не болел… Он появился на свет в 1904—1908 годах в селе Посоп Саранского уезда в крестьянской семье. Его отец Константин погиб на фронте в 1914 году, семья из семи человек осталась без кормильца. По воспоминаниям старожилов, уже тогда мальчик ходил по снегу босиком. Впрочем, многие объясняли это бедностью. Волковы спали на соломе и ужинали при свете лучины. По некоторым сведениям, мальчик начал юродствовать после того, как мать вышла замуж. Ванюша стал уединяться, забравшись под русскую печь, где у него хранились иконы и свечи. А позже вовсе ушел из дома. Сначала был звонарем в Петропавловском (ныне Никольском) храме, затем обосновался в Иоанно-Предтеченской церкови. После ее закрытия в 1938 году перебрался в Иоанно-Богословский собор. Не имея постоянного жилья, он часто ночевал в церковной конторке. «К Ванюшке стали приходить за благословением и за советом, так как он обладал даром духовного рассуждения, — пишет автор изданной в 2001 году книги «Блаженный Иоанн Саранский». — Одних он обличал, других исцелял от болезней хлебом и солью, иных врачевал словом, многих умывал водой, очищая от грехов. Ко всем относился с участием, направляя на путь спасения. Он заранее знал, кто и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников».

Vanjushka-Saranskij Ванюшка Саранский и часовня над его могилой

Современники также утверждали, что именно Ванюшка Саранский предрек патриаршество молодому иеромонаху Кириллу (Гундяеву). Некоторые верующие искренне верили в святость блаженного, а обыватели видели в нем лишь сумасшедшего и тунеядца, поэтому часто строчили заявления в милицию. Причиной нетерпимости к «божьему человеку» являлось и то обстоятельство, что он не признавал советскую власть, отказывался получать паспорт и не стеснялся в выражениях в адрес правителей. В мае 1974 года Ванюшку Саранского милиционеры отвезли в психбольницу. Врачи поставили блаженному диагноз «олигофрения в степени выраженной дебильности»… Через месяц лечения пациента перевели в Ардатовский дом-интернат в селе Редкодубье на «постоянное место жительства». «Там содержали и содержат людей, которые оказались за бортом жизни, — говорит Сергей Бахмустов. — В большинстве своем они не являются сумасшедшими. Обстановка там тяжелая, и Ванюшке повезло, что за ним приехали прихожанки Иоанно-Богословской церкви и вернули в Саранск». На свободе блаженный оставался недолго. Вскоре ему снова пришлось пройти по известному пути: следственный изолятор — психиатрическая больница — интернат. На этот раз сердобольным женщинам забрать юродивого не разрешили. Но они не отступили: поселились в Редкодубье и каждый день навещали Ивана. Через некоторое время удалось получить разрешение, чтобы блаженный жил вместе с этими женщинами. Только вот местные жители восприняли нового соседа в штыки. Пришлось перебираться на станцию Ардатов. Оттуда благодаря справке о месячном отпуске больного от директора дома-интерната Ванюшку снова привезли в Саранск. Некоторое время он жил в конторке при Иоанно-Богословской церкви. Прихожане следили, чтобы блаженный был обут и одет. Затем его приютила жительница Саранска Анастасия Неизвестная.

6 декабря 1981 года юродивого не стало. По воспоминаниям свидетелей, траурная процессия, следовавшая от церкви до городского кладбища № 2, растянулась на несколько десятков метров… Похоронили Ванюшку на том месте, которое он сам указал при жизни.

Проститься с Ванюшкой пришли сотни верующих. Для 1981 года удивительное явление Проститься с Ванюшкой пришли сотни верующих. Для 1981 года удивительное явление

«О блаженном я узнал после того, как взялся крыть крышу часовни над его могилой, — рассказывает звонарь кафедрального собора Феодора Ушакова Андрей Поляков. — Было это почти 14 лет назад, но до сих пор помню произошедший со мной удивительный случай. Как-то я сильно устал и почувствовал себя неважно. Пошел вечером искупаться в источнике, который находится недалеко от кладбища. Вода в нем всегда очень холодная, но тогда мне так не показалось. В купели пробыл достаточно долго, а не озяб! Очень удивился! Только потом выяснил, что блаженный Иван ходил зимой босиком и не мерз…» Сегодня к часовне Ванюшки Саранского часто приходят верующие — просят помощи и исцеления.

Гриша Пайгармский

Гриша Пайгармский Гриша Пайгармский

Юродивый Григорий из рузаевского села Пайгарма похоронен на территории Параскево-Вознесенского женского монастыря. Информации о нем сохранилось немного. Родился в 1851 году в селе Кочетовка Наровчатского уезда Пензенской губернии. Юродствовать стал в раннем возрасте, во всем уподобляясь младенцу. Блаженный жил в Пайгарме и часто посещал обитель. Ходил всегда босой, надевал красный женский сарафан и кофточку, на голове носил платок или белый монашеский апостольник. На шее висело много крестов, образков, четок, костей, бус, камней и разных игрушечных украшений. Подвижник часто обличал грешников и славился прозорливостью. До наших дней сохранились некоторые его пророчества. Однажды блаженный вбежал с гармошкой в архиерейские покои, стал петь и плясать. Смысл поступка стал понятен в советские годы, когда там разместился дом культуры. Несколько лет перед смертью юродивый прожил в монастыре. Свою кончину предсказал за неделю: «Мне надо выходить замуж в пятницу, после праздника Покрова Богородицы, будет свадьба, и жених меня возьмет замуж». На Покров Гришенька заболел воспалением легких. Он умер 6 октября 1906 года. Сейчас над могилами блаженного и игуменьи Параскевы стоит часовня…

Паша Саровская Паша Саровская

Паша Саровская

Крепостная крестьянка Паша Саровская (в миру Ирина) — одна из немногих юродивых, кто был причислен к лику святых. Ее канонизировали в 2004-м… Блаженная родилась в 1795 году в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевский район). В 17-летнем возрасте господа насильно выдали ее замуж, а позже продали соседям-помещикам. За 20 лет супружества у Ирины так и не появилось детей. После смерти мужа она оказалась в господском доме, где сначала работала кухаркой, а потом экономкой. Вскоре Ирину обвинили в краже двух холстов. Признание пытался выбить уездный полицейский, но у него ничего не получилось. Ирина отрицала причастность к воровству. Как сказано в житии святой, вскоре помещики нашли украденное и настоящего преступника с помощью гадалки. Обиженная несправедливостью Ирина сбежала в Киев. Там старцы Киево-Печерской лавры благословили ее на путь юродства и тайно постригли в схиму с именем Параскева. Через полтора года полицейские вернули беглянку помещику. Некоторое время она трудилась огородницей, а потом исчезла… Крепостную опять разыскали, но господа на этот раз ее не приняли и выгнали на улицу. Пять лет она бродила по селу, служа посмешищем для всех крестьян…

«Около 30 лет Паша прожила в саровском лесу, прячась от людей, — рассказывает краевед Сергей Бахмустов. — Домом для нее служила вырытая в земле пещера. Лишь изредка она приходила в Саров и Дивеево, поражая всех своим видом. Босая, в мужской монашеской рубашке и кафтане, с суровым лицом, потемневшем от солнца и ветра». Люди стали обращаться к блаженной за советами и заметили, что она обладает даром прозорливости. В 1880 году Паша Саровская перебралась в деревню недалеко от Дивеевской обители. Местные крестьяне относились к ней с уважением и при каждой встрече старались пожертвовать копеечку. Подаяния, вероятно, стали причиной нападения на блаженную. «Негодяи ограбили ее и избили до полусмерти, — говорится в житии. — Она болела после этого целый год и совершенно уже никогда не оправлялась. Боли проломленной головы и опухоль под ложечкой мучают ее постоянно, хотя она, по-видимому, не обращает никакого внимания и только изредка говорит себе же: «Ах, маменька, как у меня тут болит! Что ни делай, маменька, а под ложечкой не пройдет». В женском монастыре Паша Саровская поселилась в 1884 году после смерти местной блаженной Пелагеи Серебренниковой. Все ночи юродивая молилась, а днем после церковной службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла другую работу. С каждым годом росло число людей, которые приходили к Паше за помощью и советом. Сохранилось описание множества ее пророчеств. Самое известное относится к 1903 году, когда во время канонизации преподобного Серафима Саровского блаженную посетили император Николай II и его супруга. Паша предрекла рождение долгожданного наследника, а также гибель страны и царской династии, разгром церкви и море крови. После этого государь не раз обращался к предсказаниям Параскевы. Незадолго до смерти святая часто молилась перед портретом императора. Скончалась юродивая в 1915 году в возрасте 120 лет.

Гриша Инсарский

Краткие сведения об этом блаженном из Инсара сохранились благодаря саранскому краеведу XIX века Григорию Петерсону. По его данным, Григорий Иванов родился в конце XVIII века в деревне Алексовке в мордовской крестьянской семье. В молодые годы был вывезен в Инсар купцом Поползухиным. «При жизни о Грише имелось много суждений: о нем говорили то как о сумасшедшем, то как о тайном подвижнике веры, — писал краевед. — Некоторые сохранившиеся данные позволяют судить о его юродстве как нарочитом. Инсарский житель Трофим Паскин, в доме которого жил юродивый, не раз наблюдал за тайными ночными бдениями Гриши, когда он совершенно осмысленно молился за людей. Внешне Иванов соблюдал все традиции, присущие юродству, в том числе бессменность одежды. Даже в самые большие морозы ходил босиком, никакой зимней одежды и обуви не имел. Отличался невероятным смирением и добротой, однако позволял себе обличения против «тайных нечистых помышлений» собеседников, маскируя речь путанными оборотами». Сохранились также свидетельства, что блаженный предсказывал стихийные бедствия. О сроке своей смерти знал заранее, потому что пригласил священника, исповедался и соборовался, а ночью умер, стоя на коленях перед иконой. На погребении юродивого собрались десятки людей. Похоронили Гришу возле южных дверей Христорождественской церкви Инсара.

«Уверен, что в Мордовии жили и другие подвижники веры, только письменных свидетельств о них не сохранилось, — заключает Бахмустов. — Сегодня юродство начинает развиваться в среде младостарчества. (Явление, связанное со злоупотреблением пастырской властью — «С».) Мне приходилось встречать блаженных нового времени. Я видел, как они негативно влияют на верующих. Призывают отказаться от благ цивилизации, а особенно от телевизора и компьютера. К их наставлениям нужно относиться осторожно. Разум человеку дал Бог. Если он используется для того, чтобы сделать жизнь интереснее и богаче, то это не грех. Нельзя отрицать все технологические новшества. Даже топор можно использовать как инструмент, а можно как оружие.

Возрождение юродства в традиционном понимании сегодня невозможно, так как большинство людей далеки от веры. Мы ежедневно думаем о том, что и сколько съесть, как одеться, чем развлечься. На душу времени не остается…»

340x240_mvno_stolica-s-noresize