Религия

В Мордовии возрождается храм Казанской иконы Божией матери

 

В ближайших планах — купить колокола В ближайших планах — купить колокола

Отец Анатолий Клюшин год назад переехал в рузаевское село Стрелецкая Слобода, чтобы возродить к жизни церковь во имя Казанской иконы Божией матери. Она была построена в начале прошлого века благодаря стараниям известной в то время игуменьи — настоятельницы Параскево-Вознесенского Пайгармского монастыря Евпраксии. Сегодня в храме уже появилась новая крыша, уложены полы и обустроено временное помещение для богослужений. Когда в Стрелецкой Слободе вновь зазвенят колокола, выясняла ОЛЬГА СТАРОСТИНА.

 

Восстановление

Впервые за много лет нога человека ступила в Казанский храм весной прошлого года, до этого местные жители обходили стороной ветшаюшее здание. Отец Анатолий приехал в село из Саранска, где служил в церкви на ТЭЦ-2. «Меня пригласил уроженец Слободы Анатолий Катков, который затеял нелегкое дело восстановления храма, — рассказывает батюшка. — Я получил благословение митрополита Варсонофия и обосновался здесь. Службы проводил в молитвенном доме, который существует уже 20 лет. А в свободное время собирал помощников, чтобы убрать мусор из старой церкви и расчистить прилегающую территорию. На мой призыв откликнулись многие знакомые, друзья и бывшие прихожане из Саранска. Из храма, который в советские годы использовался в качестве склада, мы вывезли 10 тракторных тележек сгнившего зерна и другого хлама!» На пожертвования главного благотворителя Каткова и средства местных жителей отремонтирована кровля, частично настелены полы, установлены двери и крыльцо. Временная стена отгораживает часть храма, где проводятся службы. Церковь открылась 4 ноября прошлого года на престольный праздник. Собрались все сельчане, гости из Рузаевки и Саранска. Во время богослужения отец Анатолий провел крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, которая изначально являлась главной святыней церкви. После закрытия храма она хранилась у местных старушек, а последние 20 лет — в молитвенном доме. «Оказалось, что этот образ необычный, — продолжает священник. — Когда его вносили в храм, на хмуром небе неожиданно выглянуло солнце. На обратной стороне иконы стала видна надпись. После службы я прочел: «Сия святая Икона писана и освящена в Параскево-Вознесенском женском монастыре Инсарского уезда Пензенской губернии. Писана сестрами обители. Святая Икона сия Божией Матери «Казанской» сооружена усердием православных воинов, прихожан села Лемжа (Стрелецкая Слобода — «С») Инсарского уезда Пензенской губернии в память русско-японской войны, бывшей в 1904—1905 годах, и в память чудесного спасения их от смертоносных орудий во время жестокого сражения с 13 по 21 февраля 1905 года». Далее следовал список воинов, которые вернулись с войны домой, всего 18 имен». Тогда о. Анатолий решил, что обязательно отдаст икону на реставрацию. Осуществить задуманное он смог лишь месяц назад. Сейчас над образом работают специалисты Музея им. Эрьзи.

Строительство

У 32-летнего Дениса из Саранска жизнь как-то не сложилась. В ноябре прошлого года он приехал на восстановление храма. И сердце сразу успокоилось... У 32-летнего Дениса из Саранска жизнь как-то не сложилась. В ноябре прошлого года он приехал на восстановление храма. И сердце сразу успокоилось…

Не удивительно, что главной святыней церкви в Стрелецкой Слободе стала икона, написанная сестрами Параскево-Вознесенского Пайгармского монастыря. Инициатором строительства храма была уроженка села — настоятельница обители игуменья Евпраксия, в миру Евдокия Веретишкина. В архивах монастыря сохранилось выданное ей «Свидетельство на признательность Епархиального Начальства за особенную ревность в деле убеждения и расположения некоторых лиц к пожертвованиям на построение нового каменного храма в Лемжи Инсарского уезда», датированное 23 марта 1905 года. К тому времени в селе уже сменились одна за другой три деревянные церкви. Одна из них — Никольская с Казанским пределом — открылась в 1862 году. Но, видимо, игуменья решила, что для большого села, основанного стрельцами в 1648 году, этого недостаточно. Как гласит местное предание, величественный пятиглавый собор в новорусском стиле «строили всем миром». Сельчане жертвовали средства, помогали зодчим выполнять черную работу. «За основу был взят типовой проект, который получил распространение с середины XIX века, — утверждает краевед Сергей Бахмустов. — Но верхнюю часть храма немного изменили, сделали необычные купола с люнетами. Появилось своеобразие. Имя архитектора, к сожалению, история не сохранила».

Для строительства церкви использовали кирпич местного производства. Недалеко от Стрелецкой Слободы жили работники, которые добывали глину и песок, формировали из них сырец и тут же в ямах обжигали. Для прочности стен при кладке в раствор добавляли яичные белки. Пятиглавый храм вырос достаточно быстро. Позже рядом возвели отдельно стоящую колокольню. «Скорее всего, просто не успели сделать переход от нее к основному зданию, — считает Бахмустов. — Помешала Первая мировая война или революция. Предположу, что по той же причине храм не расписан. На хорошо сохранившейся в некоторых местах штукатурке фресок нет. Стены только покрашены».

В 1927 году большевики закрыли церковь иконы Казанской Божией Матери. Сначала здание использовали в качестве зернохранилища, а позже вовсе забросили. Местные жители растащили доски пола и даже пытались разобрать стены, но они не поддались. Раствор оказался слишком крепким, кирпичи крошились. Вандалы приступали и с одного угла, и с другого, все безуспешно. Пришлось им отступить. Верующие смогли спасти несколько икон, которые сегодня начинают возвращаться в храм. «Я пока не благословляю прихожан приносить все образы, так как отопления в храме нет, — говорит о. Анатолий. — Временное помещение зимой обогревали только во время службы газовой горелкой и электроплиткой. Перепады температур для икон губительны…» «А вот с этим образом апостолов Петра и Павла обращались не очень хорошо, — показывает Сергей Бахмустов. — Видно, дом красили и его для красоты подмахнули… А вот икона Божией Матери «Не­опалимая Купина». Тоже подкрашенная, причем очень неаккуратно. Этот образ достаточно редкий для храмов Мордовии. В России он был широко распространен в XVI—XIX веках. Считалось, что охраняет от стихийных бедствий и особенно от пожаров. В основе сюжета — библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив горящей, но не сгорающей купины (куста). Богословы истолковывают это как прообраз Богоматери».

 

Евпраксия

Игуменья Евпраксия Игуменья Евпраксия

Икона Казанской Божией Матери Икона Казанской Божией Матери

Евдокия Веретишкина родилась в крестьянской семье. Будучи юной девушкой, в сентябре 1865 года ушла в Пайгармскую обитель. Больше 20 лет проходила послушания и лишь после этого была пострижена в монахини и назначена на должность казначеи. Монастырским хозяйством уроженка Стрелецкой Слободы управляла блестяще, поэтому после смерти игуменьи Параскевы в 1895 году сестры избрали Евпраксию новой настоятельницей. «О матушке современники писали так: «Это тип вполне русской женщины-патриотки: она не забудется, не растеряется; во всякое время сумеет распорядиться и сказать каждому подходящее ласковое слово; ее трудоспособность, не­обыкновенная энергия проглядываются во всей ее мощной фигуре…» — писали о ней в одном дореволюционном издании. «Она довела до конца все начинания предшественницы и осуществила многие из своих задумок, — рассказывает Сергей Бахмустов. — Достроила Вознесенскую зимнюю церковь и колокольню, увеличила келейный комплекс, заложила скит и построила в нем Смоленскую деревянную церковь, а в монастыре — архиерейское подворье. Значительно расширила иконописную мастерскую, создала целую сеть ремесленных заведений. Построила на территории обители крупнейшую в Пензенской губернии больницу и сформировала многочисленную группу сестер милосердия, которые при необходимости выходили для служения в мир — ухаживали за больными на дому. Настоятельница провела в монастырь водопровод, установила электростанцию и даже мечтала проложить к Пайгарме железнодорожную ветку».

О родном селе Евпраксия тоже не забывала. В 1899 году открыла там церковно-приходскую школу для крестьянских девочек. Согласно архивным документам, устроила ее на собственные деньги, за что получила «признательность Епархиального Начальства». Воспитанницы получали разностороннее образование, им даже преподавали искусство фотографии. Ученицы не раз выезжали на различные всероссийские выставки прикладного творчества и возвращались с наградами. В 1908 году настоятельница Пайгармского монастыря собрала 3200 рублей пожертвований на строительство в Стрелецкой Слободе нового здания церковно-приходской школы. Доподлинно неизвестно, сколько времени она действовала. Вероятно, была закрыта в начале 1920 годов.

Игуменья Евпраксия с 1894-го являлась действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Основанное в 1882 году, оно стало первой в России международной благотворительной, научной и гуманитарной организацией, которая содействовала паломничеству на Святую землю. Занималось научным палестино- и востоковедением, сотрудничала с народами Ближнего Востока. Иными словами, матушка была очень деятельным человеком. Важными ее заслугами считаются создание Свято-Ольгинского монастыря в Инсаре и еще одного крупного подворья в Санкт-Петербурге. Игуменья отмечена многими церковными наградами, в том числе получила наперсные кресты с украшениями из Кабинета Его Императорского Величества и от Святейшего.

 

Планы

…На днях в церкви Казанской иконы Божией Матери завершился настил полов. Работу бесплатно сделали добровольцы. «Деньги мне не нужны, — говорит 32-летний житель Саранска Денис. — Я приехал сюда в ноябре прошлого года. Жизнь не складывалась, с работой начались проблемы, да и на душе было тяжело. Как только узнал, что в Рузаевском районе восстанавливается храм, решил помочь. Никогда я не был прихожанином, не соблюдал церковные каноны и правила, но внутренне почувствовал, что так нужно. С приездом во мне многое изменилось, на сердце сразу стало легче, я успокоился и многое переосмыслил. Родители сначала меня не понимали. Мама убеждала, что все это несерьезно, нужно устраиваться на работу и жениться, но потом тоже успокоилась. В Стрелецкую Слободу многие приезжают помочь в восстановлении храма. Специально для гостей батюшка выделил небольшой домик. Сейчас живем там с Анатолием, который тоже из Саранска».

На помощь священнику и прихожанам приезжал отряд сотрудников республиканского МЧС. «По поручению генерал-майора Наумова 30 крепких ребят выкопали возле храма две ямы, куда планируем опускать купола для реставрации, — говорит о. Анатолий. — Сейчас ищем большой кран. Еще планируем в этом году сделать отопление, чтобы зимой можно было выполнять в храме внутренние отделочные работы. Необходимо приобрести котел и трубы, подключиться к газопроводу. Пока нужной суммы нет, собираем. Еще рассчитываю в ближайшей перспективе купить колокола, чтобы их звон оглашал всю округу! Лестницу для колокольни нам уже пожертвовали. Кроме того, необходимо установить стеклопакеты во втором и третьем ярусе, восстановить разрушенную кладку, центральный купол и маковку над колокольней. В общем, дел непочатый край! Бог даст, справимся! Когда мы восстанавливаем храм, то становимся в один ряд с теми, кто его создавал». Пока службы в храме проходят лишь по субботам, воскресеньям и двунадесятым праздникам. На них собираются до 50 человек. Для села это много, а значит, храм игуменьи Евпраксии будет жить.

Памятники и скульптура «АртСтоун». Наша компания работает на рынке Украины  уже более 15 лет. Наше основное производство памятников расположено в  г. Коростышев (Житомирская область). Новинка! Теперь на нашем сайте вы сможете приобрести  и купить иконы с серебром и позолотой.

Список воинов, «спасенных во время боя

по предстательству Царицы Небесной села Лемжи

Инсарского уезда Пензенской губернии», по заказу которых написана Казанская икона Божией Матери:

Степан Бычков, Анисим Матявин, Андрей Нефедов, Григорий Мочалкин, Василий Степашкин, Самсон Матявин, Егор Катков, Ксенофонт Матявин, Михаил Мещеряков, Иаков Нефедов, Николай Рыжонкин, Павел Скороженин, Иосиф Яфанов, Яков Сизов, Иван Наразин, Григорий Матявин, Гаврила Советов, Петр Мочалкин.

Все, кто желает помочь скорейшему восстановлению храма в Стрелецкой Слободе, могут перечислить средства на счет прихода

Получатель платежа
Местная религиозная организация православный Приход Казанской церкви с. Стрелецкая Слобода Рузаевского района Республики Мордовия Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат)
ИНН: 1317104730
КПП: 132401001
ОГРН: 1101300001241
Банковский счет: 40703810020140000024

Реквизиты Банка
Банк: Мордовский РФ ОАО «Россельхозбанк».

Дополнительный офис №3349/20/14 в г. Рузаевка
БИК: 048952750
ИНН: 7725114488
КПП: 132602001
ОГРН: 1027700342890
Корр. счет: 30101810900000000750 ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России г. Саранск

 

340x240_mvno_stolica-s-noresize