История

«Сами темниковцы схватили Алену Арзамасскую и привели к Юрию Долгорукову…»

Неизвестные страницы жизни и смерти известной атаманши

Имя Алены Арзамасской знает практически каждый школьник Мордовии. Крестьянку, возглавившую в XVII веке один из отрядов Степана Разина, сравнивают с Жанной Д’Арк. Ее казнили на центральной площади Темникова — ​сожгли в срубе. Среди местных жителей до сих пор ходит легенда, что душа атаманши не покинула город и продолжает бродить по ночным улицам. Жизнь и судьба Алены покрыта множеством тайн. Некоторые считают, что она была любовницей Степана Разина и Юрия Долгорукова, но никаких подтверждений этому нет. Многие стороны характера бывшей монахини остаются непонятыми и неразгаданными. В чем же феномен сбежавшей из монастыря инокини? Как она смогла примкнуть к разбойникам, стать их главарем и повести за собой? Почему ее не повесили, как остальных разинцев, а сожгли, как ведьму? Ответы — ​в материале Анны Оправхат.

…Изнывающий от летнего зноя Темников никакого страха не внушает. В центре города стоит симпатичный Дом культуры с рукописной афишей у входа. По улицам беззаботно прогуливаются девушки в струящихся платьях и их кавалеры. Вдоль дорог в тени высоких деревьев сидят на лавочках пенсионерки. Об ужасных событиях 400-летней давности ничто не напоминает… А в 1667 году Темников сгорел дотла. Когда туда вошла Алена Арзамассакая со своим войском, город был не так живописен, как сейчас. На пепелищах стояли на скорую руку сооруженные хижины. Некоторые жители и вовсе ютились в шалашах. Бедствие сразу лишило все население еды и крова. «Появление «разинцев» только усугубило ситуацию, — ​рассказывает известный краевед Сергей Бахмустов. — ​По сути, они были обычными бандитами. Тогда преступники делились на два вида. Тать — ​это, как сказали бы сейчас, уголовники, и воры — ​те, кто совершил преступления против государства. Повстанцы считались ворами. Не исключено, что некоторые из них занимались самым примитивным разбоем…»

Дата рождения Арзамасской не известна. Она появилась на свет в казачьем селе Выездной Слободе под Арзамасом. По национальности была русской, но некоторые считают, что Алена имела эрзянскую или мокшанскую кровь. Существует мнение, что семья жила бедно, потому повзрослевшую девушку без ее согласия выдали замуж за пожилого крестьянина, который вскоре скончался. «Это не больше чем домыслы, — ​поясняет Бахмустов. — ​В XVII веке люди женились по любви, по расчету или из-за внезапно наступившей беременности. Последнее, разумеется, встречалось крайне редко, поскольку девушки воспитывались в строгости и берегли невинность до свадьбы. Алена, скорее всего, вышла замуж по любви и вовсе не за старика, а за вполне молодого человека. Нет ничего удивительного, что он умер практически сразу после свадьбы. В те времена такая ситуация была обычной, многие не доживали и до среднего возраста. Этому способствовали несоблюдение гигиены, неразвитость медицины, отсутствие лекарств от болезней, которые сегодня лечатся элементарно». По некоторым данным, вдова ушла в Николаевский монастырь. Там обучилась грамоте и увлеклась народным врачеванием. Тогда траволечением занималось большинство монашек. В России XVII века к подобным вещам относились весьма спокойно, тогда как в Европе таких знахарок обвиняли в колдовстве и безжалостно сжигали на кострах. Кстати, к магии Алена тоже имела отношение — ​изготавливала амулеты, заговаривала деревянные кресты. Сложно сказать, какую цель она преследовала. Современные любители остросюжетных романов верят, что крестьянка была молода, состояла в интимной связи со Степаном Разиным и даже подарила ему волшебный крест, с помощью которого он побеждал. Однако в 1669 году, когда началось крестьянское восстание, Арзамасскую называли «старицей». Это значит, что в тот момент она была монахиней с большим опытом, какой приобретается примерно к 50 годам. С Разиным Алена никогда не встречалась. Не известна причина, по которой довольно пожилая женщина, посвятившая большую часть жизни служению Богу, решилась на побег из обители. Возможно, она никогда не была истинно верующим человеком и тяготилась размеренным монастырским бытом. Первое время Алена пряталась в лесу недалеко от Темникова. Там примкнула к шайке местных разбойников и… стала ее руководителем. Очевидно, Арзамасская обладала удивительными лидерскими качествами и почти мужским характером, раз сумела завоевать авторитет среди таких уголовных элементов. Беглая монашка решила бороться за интересы простых людей и сколотила из своих подчиненных отряд «разинцев». В 1670-м они объединились с войсками донского казака Федора Сидорова. Арзамасская заняла место его помощника. Повстанцы направились в Темников. По дороге к ним присоединилось множество крестьян из мордовских, булгарских и русских деревень. В конце пути отряд насчитывал несколько тысяч человек. Они даже выиграли один бой с небольшим правительственным отрядом. Алена и Федор низложили администрацию Темникова и около двух месяцев им руководили. Наша героиня была лишь вторым лицом, но могла влиять на многие дела, поскольку атаман всегда прислушивался к ее советам. Тем временем подавлять восстание отправился князь Юрий Долгоруков, известный своим суровым нравом. Именем царя он казнил каждого несогласного. Сначала в Темников отправилось войско под командованием воеводы Лихарева. Ополчение Федора и Алены потерпело поражение. «Неудача «разинцев» объясняется просто, — ​рассказывает Сергей Бахмустов. — ​Даже если царское войско было меньше противника в десять раз, оно все равно бы победило. Дело в том, что регулярные воины — ​это профессионалы, они шли в бой, как на работу. Крестьяне просто не могли противостоять их мощи. В некоторых источниках сообщается, что Арзамасская, укрывшись в соборе, отстреливалась из лука до последней стрелы. На самом деле ее подвиг, мягко говоря, преувеличен. Сами горожане схватили оставшихся повстанцев и повели к Долгорукову, который уже подходил к городу».

Работа известного скульптора Николая Обухова «Алена Темниковская» хранится в темниковском музее

Князь приказал заковать «разинцев» в кандалы и повел назад в Темников. Всю ночь преступников пытали, а наутро объявили приговор: смертная казнь. Было решено повесить всех, кроме Алены. В народе все еще ходит легенда, будто атаманша была любовницей Юрия Долгорукова и, отказав ему в интимной близости, подверглась жестокой казни. Эта история не имеет ничего общего с реальностью. Князь настолько часто лишал людей жизни, что вряд ли подходил к процессу слишком тщательно. А в случае с разбойницей, занимающейся колдовством, дело обстояло проще простого. За такие преступления полагалось сожжение. На некоторых рисунках Алена изображается привязанной к столбу посреди огромного костра. На самом деле ведьм тогда сажали в сруб, наполненный соломой, забивали крышку и поджигали. Арзамасская восприняла приговор спокойно. По словам очевидцев, она смело подошла к месту казни, огляделась и сказала: «Если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!» Затем перекрестилась, прыгнула в сруб и закрыла за собой крышку. Можно лишь догадываться, какие муки испытала женщина. Однако никто из собравшихся на площади не услышал не единого звука. Алена стойко молчала до самой смерти. В толпе даже зашептали, будто колдунья не чувствует боли. При разборе пепелища не нашли кандалы, потому некоторые горожане решили, что беглая монахиня чудесным образом спаслась. Но, скорее всего, ее казнили без цепей, чтобы не расходовать такой нужный инвентарь. За столетия история Арзамасской обросла сотнями легенд. Темниковцы рассказывают, что ночью по улицам бродит ее неприкаянная душа и пугает прохожих. Правда, никто из местных жителей не может похвастаться личной встречей с призраком. Другие верят, что недалеко от города зарыт клад Алены…

Образ Арзамасской воспели в своих произведениях поэт Дмитрий Кедрин, писатель Василий Шукшин, нижегородский художник Сергей Сорокин. В Республиканском музее изобразительных искусств выставлено изваяние разбойницы работы скульптора Эрьзи. В музыкальном театре им. Яушева поставлен балет «Алена Арзамасская» на музыку саранского композитора Нины Кошелевой. Судьба беглой монашки, разумеется, приукрашена, но отрицать значимость этой личности в отечественной истории нельзя. Все-таки далеко не каждая женщина способна повести в бой тысячи мужчин. Ее иногда сравнивают с Жанной Д’Арк, однако краевед Сергей Бахмустов относится к такой аналогии скептически. «Жанна Д’Арк была освободительницей французских земель от английских захватчиков, — ​говорит он. — ​Арзамасская разве кого-то освобождала? Нет, эти две фигуры нельзя ставить в один ряд. Некоторые историки почему-то считают, что Алену нужно причислить к лику святых. Это тоже полнейшая ерунда. Она же выступала против православной церкви».

Летать не вредно 

Общество

Synergy Global Forum

Экономика

Хроника ДТП: 13 — 19 ноября

Происшествия

Новости партнеров