Здоровье

В чем сила, SPLAT?!

Руководитель известной российской компании, производящей средства по уходу за полостью рта, Евгений Демин ответил на вопросы «Столицы С». «Самые высокие цены на зубные пасты — в аптеках!» — убежден он…

 

Евгений Демин Евгений Демин

«Зефир», «Мятная», «Жемчуг», «Чебурашка» и «Поморин» — так в советское время назывались зубные пасты. Многим запомнился последний продукт: ядреный, с мощнейшим запахом, отбивший у огромного количества людей какое-либо желание чистить зубы. Особого разнообразия у советского человека не было, ведь первая паста в тюбике в СССР стала производиться только с 1950 года. Немудрено, что с поднятием железного занавеса Россию быстро завоевали иностранные бренды. Но в начале 2000-х в стране появилась новая российская компания — SPLAT, которая за 15 лет выбилась в местные лидеры. И это несмотря на собственную политику полного запрета на рекламу. А еще компания интересна генеральным директором, который с 2007 года… пишет послания своим клиентам, вкладывая красочные письма в упаковку с пастой. В них Евгений Демин миролюбиво рассуждает на злободневные темы, неизменно заканчивая фразой «Все будет хорошо!». О ценах на зубные пасты, фторированной воде Мордовии и феномене маленькой компании, ставшей успешной, с Евгением Деминым пообщался ДЕНИС ТЮРКИН.

 

Отечественное

«С»: Все мои знакомые (и даже те, которые пользуются вашей зубной пастой) не знают о том факте, что SPLAT — российская компания, успешно конкурирующая на мировом рынке. Предполагаю, что такая неосведомленность распространяется на широкий круг россиян. Мы как-то незаметно привыкли: все хорошее — это зарубежное (европейское, американское). Мы потеряли веру в собственные возможности и успехи. Вы согласны с последними утверждениями? Не собираетесь изменить принципу «никакой рекламы»?

— Мы гордимся тем, что SPLAT российская компания. В условиях нынешней экономической ситуации отечественным производителям нужно научиться создавать качественные, высокотехнологичные товары, которые будут не хуже, а даже лучше импортных аналогов. В России уже достаточно таких компаний, а сейчас их количество стремительно увеличивается, появляется много перспективных стартапов. Конечно, стереотип «в России ничего хорошего сделать не могут» еще силен. Но мы видим позитивные изменения. Появляются новые интересные и заметные проекты. На последнем экономическом форуме в Давосе, например, презентовали 15 успешных российских компаний. Рекламу мы не даем по собственной политике, потому что не верим в ее эффективность. Также мы просто не навязываем свой продукт. Нас выбирают, потому что нам доверяют, и в дальнейшем мы сохраним эту стратегию.

 

«С»: В Сети мало информации о том, как появилась компания: кто стоял у истоков, где разместилось первое производство… Можно ли узнать об этих фактах?

— В 2000 году мы с супругой Еленой и командой из нескольких друзей-единомышленников организовали компанию по производству средств по уходу за полостью рта. «Трудиться и жить для того, чтобы в мире было больше счастливых, здоровых и жизнерадостных людей, быть полезным хотя бы одному человеку в день» — такой тогда стала наша миссия. Сначала, конечно, было непросто. Тем более что мы с самого первого дня сосредоточились на качестве продукта, а не на его рекламе. Но постепенно появились надежные партнеры — аптеки и торговые сети, поверившие в нас и наш продукт. За 15 лет команда выросла до 750 человек. Появился собственный научный и R&D-центр (центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, от английского Research and Development — «С»), партнеры-поставщики по всему миру. В 2010 году мы полностью перевели свое производство в экологически чистый район Новгородской области — на Валдай. Наша новая фабрика Organic Pharmaceuticals спроектирована по принципу экологической сознательности, производство имеет статус CO2-нейтрального. Итог 15-летней деятельности такой: на российском рынке SPLAT занимает второе место (или 14 %) в денежном выражении в категории зубных паст, а наша продукция экспортируется в 31 страну мира.

 

Зубы и цены

«С»: Есть обывательское мнение, что все шампуни/крема/зубные пасты и много еще чего одинаковы по сути. Мол, их делают из одних и тех же компонентов/разливают из одних бочек, только запахи и вкусы разные придают. Что скажет производитель? Есть в этой точке зрения доля истины? Чем уникальны по составу пасты SPLAT?

— Хороший производитель каждое свойство, заявленное на упаковке, подтвердит не только набором обязательных сертификаций, но и расширенными клиническими испытаниями. Мы же с самого первого дня решили делать лучшую в мире зубную пасту. Так что «теперь банановых» и просто банальных или одинаковых продуктов позволить себе не можем. Все наши средства создаются из лучших компонентов мировых производителей. К слову, в прошлом году мы расширили географию и теперь самый дальний наш партнер — в Новой Зеландии.

 

«С»: В воде нашего региона — Мордовии — очень много фтора. Поэтому стоматологи просят использовать зубную пасту без этого вредного для нас элемента. Но такой продукции очень мало на рынке. Даже в линейке SPLAT, если не ошибаюсь, всего пара наименований паст без фтора. Почему производители так активно добавляют в пасты фтор, ведь есть мнение, что это не очень полезно для зубов? Кстати, о составляющих… У вас есть классная паста со вкусом виктории. Офигенская, спасибо. Есть планы выпустить в продажу еще какие-то необычные пасты?

— По мнению Российской стоматологической ассоциации, применение фторидов — один из наиболее эффективных способов борьбы с кариесом. Однако в некоторых регионах России и других стран в воде действительно переизбыток фтора, что повышает риск возникновения флюороза. В тех наших пастах, где нет этого элемента, мы используем альтернативные антибактериальные и антикариесные активные компоненты. Например, запатентованный комплекс LUCTATOL на основе лакричника (многолетнего травянистого растения — «С») и молочных ферментов, он и защищает от кариеса, и предотвращает образование налета. Что касается необычных вкусов… У SPLAT есть линейка Special, в которой все пасты необычные: черная, золотая, острые пасты со вкусом перца чили или крапивы, паста для особо чувствительных натур без вкуса, цвета и запаха и многие другие. На данный момент наш ассортимент насчитывает более 60 наименований. Новинками обязательно порадуем!

 

«С»: Есть ли какая-то статистика по продажам зубной пасты вашей компании с момента основания, на основе которой можно было бы сделать вывод — больше или меньше россияне стали чистить зубы по сравнению с прежними годами?

— Мы видим, что культура гигиены полости рта за последние 15 лет в стране немного изменилась. Конечно, еще живы стереотипы о том, что «за молочными зубами можно не ухаживать», а «зубы можно чистить один раз в день». Но их все меньше. Люди начинают понимать, что для качественной гигиены нужно чистить зубы каждый раз после еды (или хотя бы споласкивать рот водой), использовать нить два раза в день и ополаскиватель. Кариеса, кстати, можно избежать совсем, если начать ухаживать за полостью рта после появления самого первого зуба у ребенка.

 

«С»: Как сильно экономические неурядицы последнего времени повлияли конкретно на вашу компанию? Сложнее ли стало работать? Судя по тому факту, что вы используете компоненты иностранных партнеров, покупателей ожидает повышение цен на продукцию?

— Безусловно, у нас большие валютные издержки. Но нам удается договариваться с партнерами о взаимовыгодных условиях. Организуем совместные закупки с другими производителями. Активно ищем российских партнеров. Для нас любая кризисная ситуация на домашнем рынке — это шанс усилить свои позиции. В отличие от иностранных производителей мы можем сдерживать рост цен, так как производим свой продукт в России.

 

«С»: Вопрос о ценообразовании. Он важен, потому как пасты SPLAT для рядового российского потребителя входят в категорию «недешевые». Очевидно, что большинство мало придает значения качеству пасты, поэтому выбирает, что дешевле не просто 100 рублей — дешевле 50. Какую наценку торговые сети делают на вашу продукцию? К какой ценовой категории вы сами относите пасты SPLAT? Честно говоря, не знаю, существуют ли на рынке пасты дороже 300 рублей… По тысяче, например! Или за 5 тысяч? Если таковые есть, как, по-вашему, есть ли смысл переплачивать?

— Зубные пасты делятся на профилактические и гигиенические. Первые насыщены активными компонентами и могут способствовать решению определенных проблем полости рта (профилактика кариеса, антисептическое и противововоспалительное действие и пр.). Вторые заметного эффекта не принесут. Все зубные пасты SPLAT относятся к категории профилактических. Себестоимость наших продуктов в несколько раз превышает стоимость зубных паст популярных производителей. При этом мы не закладываем в себестоимость рекламный бюджет, что позволяет оставаться доступными на полке. Обычно самые высокие цены на пасты — в аптеках или в частных магазинах у дома, наименьшая наценка — в сетевых магазинах, особенно формата дискаунтер (торгующего в розницу по ценам, приближенным к оптовым — «С»), также там максимально сконцентрированы промоцены (как правило, различные скидочные акции — «С»). Что касается вопроса о еще более дорогих пастах… Существуют пасты и за тысячу, и за несколько тысяч рублей. Но цена не всегда показатель качества. Нужно учиться читать составы и упаковку. Добросовестный производитель имеет сертификаты подтверждения на все заявленные свойства.

 

«С»: Вы давно говорите о мечте — вакцине от кариеса. Как успехи на пути к этой мечте?

— Работаем (веселый смайлик — «С»). В нашем научном центре трудятся лучшие технологи, мы сотрудничаем с ведущими международными стоматологическими институтами мира. На счету SPLAT уже больше 10 российских и международных патентов. Так что мы уверенно идем к достижению нашей мечты.

 

Письма

«С»: Скоро вы напишете сотое письмо своим покупателям. Какой промежуточный итог вы вынесли из общения (люди же пишут вам что-то в ответ)? Были ли в ответах те, кто спорил с вами, не соглашался с вашими суждениями? Сколько ответных писем вы получили за все это время?

— На самом деле юбилейное, сотое, письмо вышло совсем недавно — в апреле 2015-го. Оно как раз о промежуточных итогах и о том, с чего все начиналось. За 8 лет своих писем я получил десятки тысяч ответов на них. Среди них, конечно, бывает и полемика. Я отношусь с уважением к мнению каждого покупателя и всегда принимаю объективную критику. Это полезно и делает нас сильнее, а продукт — лучше. Каждый понедельник, по сложившейся традиции, отправляю письма за неделю всей команде «без фильтров».

 

«С»: Опыт с вашими письмами был уникальным для России. Что вами двигало в тот момент, когда запускали проект?

— Письма появились в упаковке 8 лет назад, когда мы работали небольшой командой. И дела вроде шли хорошо, но очень не хватало обратной связи. Все-таки делали мы продукт для людей. Было очень страшно, но я решился и написал честно и открыто о себе, о команде, о том, кто мы и чем занимаемся. Указал свой личный адрес и попросил написать в ответ все что угодно — обратную связь по продукту или просто мысли и идеи. Удивительно, но откликнулись многие. И письма в упаковке переросли в традицию.

 

«С»: Свои письма вы всегда заканчиваете фразой «Все будет хорошо!». Многим, в том числе и мне, очень импонирует ваша миролюбивость в посланиях. Как уживается в бизнес-акуле (использую это слово без кавычек, с вашего позволения) эта миролюбивость с необходимыми для ведения предпринимательства напором и долей агрессии?

— Важно быть самим собой, а не казаться кем-то, кем ты не являешься. Важно быть открытым с людьми, с которыми ты вместе, и открыто обсуждать все радости и горести. Важно максимально выполнять свои обещания, или лучше вообще не обещать. И понимать, что от нас далеко не все зависит, что-то нам было дано свыше и что-то спросят потом, поэтому хорошо на все это смотреть с позиции, что все мои достижения — это не только мои достижения, а все мои ошибки — это очень хорошая возможность исправить и дальше поступать по-другому.

 

(1)Цифры  факты*

 

54,7 % россиян чистят зубы два раза в день (всего 30 % — в начале 2000-х).

В 1,5 раза рынок России средств по уходу за полостью рта меньше рынка Великобритании, хотя численность населения в нашей стране превышает население Соединенного королевства более чем в два раза.

98 % россиян в возрасте до 45 лет имеют кариес, а 80 % — заболевания десен.

27 % рынка зубных паст в России по состоянию на 2013 год занимала американская компания Colgate-Palmolive Company (бренд — Colgate), которая является крупнейшим и старейшим производителем в мире.

*данные журнала «Биржевой лидер» и агентства Masterforex-V

340x240_mvno_stolica-s-noresize