Образование

«Если не повышать зарплату педагогам, то они просто уйдут торговать на рынок…»

Что услышал на встрече с Владимиром Путиным учитель из Рузаевки Вадим Дерин.

Преподаватель географии рузаевской средней школы № 10 Вадим Дерин 21 июня встретился с Владимиром Путиным. Президент России принял делегацию классных руководителей из разных регионов, чтобы обсудить с ними самые насущные вопросы образования. Собравшиеся поговорили о зарплате учителей, возрождении трудового воспитания, влиянии педагогов на формирование личности, едином госэкзамене. Своими впечатлениями от общения с главой государства и мыслями о современной школе географ поделился с Анной Оправхат.

Вадим Дерин узнал о приглашении в Кремль буквально за сутки до назначенного часа. «Мне позвонили и сказали, что я должен срочно выехать в Москву, чтобы встретиться с министром образования России Ольгой Васильевой, — рассказывает учитель. — Я собрался и отправился на вокзал. Прихватил подарки для министра — мордовский рушник, сумочку с национальным узором и нашу классную газету «Позитив». Уже в столице узнал, что нас ожидает глава государства. Нерв-ничал ужасно, я вообще по характеру очень эмоциональный. Решил вручить газету лично Путину, но, оказалось, презентовать что-либо Президенту можно только через пресс-службу. Я не расстроился: порядок нужно соблюдать. Волнение сопровождало меня постоянно. Вы только представьте: встреча на высшем уровне, великолепный зал, вокруг камеры, известные журналисты. Но Владимир Владимирович сумел создать непринужденную обстановку, в его компании удалось немного расслабиться. Президент показался мне очень простым собеседником — постоянно улыбался, шутил. Но в то же время было видно, что он очень глубокий, вдумчивый человек, отлично разбирающийся во многих аспектах. Когда говорили об образовании, сложилось впечатление, будто он сам проработал учителем много лет. Настолько осведомлен даже в самых незначительных проблемах нашей сферы. Но, несмотря на добродушие главы государства, нужно отметить, что он может быть строгим. Настоящий лидер должен быть именно таким. Воочию он выглядит таким же, как на телеэкране, особой разницы не заметил».

По словам преподавателя, собравшиеся обсуждали вопросы образования. Одна классная руководительница, например, предложила тему влияния педагогов на отношения между родителями и детьми. Учительница поведала, как однажды к ней обратилась мать школьницы и рассказала о серьезном конфликте с дочерью. Чтобы их помирить, педагог устроила урок, посвященный мамам, читала ребятам соответствующие стихи, а в конце попросила отправить родительницам доброе сообщение. Такая мера помогла разрешить спор между дочерью и матерью. «Вмешиваться в семейные отношения нужно далеко не всегда, — уверен Дерин. — Не люблю лезть не в свое дело с нравоучениями. Но иногда случаются моменты, когда помощь преподавателя просто необходима».

Также учителя обратились к Президенту с просьбой увеличить доплату за классное руководство. Сегодня она составляет примерно тысячу рублей. «Быть классным руководителем не так просто, как может показаться на первый взгляд, — поясняет географ. — Я знаю, что это колоссальный труд. В этом году мой класс выпускной. Ребята выросли на моих глазах. Нужно быть не просто профессионалом в своем предмете, но и уметь работать с душами людей. Вы даже не представляете, сколько энергии уходит, чтобы разбирать различные конфликты внутри класса, помогать ребенку выходить из тяжелых ситуаций. Все это проходит через меня, оставляя огромный след в сознании. Конечно, хочется, чтобы Правительство понимало, с чем сталкивается классный руководитель. Президент обещал подумать над этим вопросом. А также заявил, что учителя достойны хорошей зарплаты, ведь именно благодаря им в стране появляются грамотные инженеры, врачи и другие квалифицированные специалисты».

Вадима Дерина интересует возрождение трудового воспитания в школах. По его мнению, сегодня у подростков слишком много свободного времени, отсюда возникают курение, наркомания и алкоголизм. «Лично я с малых лет узнал, что такое труд, — рассказывает преподаватель. — Мое ранее детство прошло в деревне, приходилось вместе с родителями возделывать огород. Позже постоянно помогал бабушке по хозяйству. В школе мы тоже работали, и это считалось нормальным. Разумеется, я не призываю эксплуатировать детей, но элементы трудового воспитания должны присутствовать. Мальчики просто по своей природе обязаны уметь хотя бы прибить в доме полку или починить электроприбор. А сегодня парни зачастую не умеют обращаться с молотком. Разве это правильно? Конечно, я понимаю, что времена изменились, в семьях нет такого количества детей, как раньше. Детей воспитывают в основном мамы, которые постоянно оберегают свое чадо. Это хорошо, но ребенок должен получать не только любовь и заботу. Человека нужно воспитывать, а труд не только формирует личность, но и помогает определиться с профессией. Я не предлагаю выдавать учащимся швабры и заставлять мыть полы, для этого есть уборщицы, которые получают за свою работу деньги. Но их стоит приучать хотя бы к тому, что за собой надо убирать. Владимир Владимирович подчеркнул, что в нашей стране любой труд был и останется в почете».

До беседы с Президентом Вадим Дерин повстречался в Кремле с министром образования Ольгой Васильевой, они поговорили о животрепещущей теме ЕГЭ. «Она поведала, что экзамены по истории и английскому языку должны стать обязательными, — продолжает географ. — Васильева отметила важность этих предметов. Я с ней согласился. Ведь каждый человек должен знать историю своей родины, а иностранные языки не только помогают нам общаться, но и открывают путь в большую науку. Многие книги о научных открытиях печатаются именно на английском языке. Между прочим, в XIX веке все образованные люди говорили на нескольких языках. Мне кажется, было бы хорошо возродить эту замечательную традицию. Я в целом отношусь к ЕГЭ весьма спокойно. Есть, конечно, нюансы. Например, тест не может до конца определить уровень знаний, а точнее, способность человека к анализу этих знаний. Как географ могу сказать, что не столь важно помнить карту наизусть, как уметь ее грамотно прочесть и сделать правильный вывод. География вообще базируется на математике и аналитике. Любой процесс можно перевести в математическую плоскость и выявить причинно-следственные связи. ЕГЭ, бесспорно, создает стресс, но любой экзамен является эмоциональным потрясением. Если ребенок добросовестно учился, то он легко справится со всеми заданиями».

Дерин считает, что сегодня в школах не хватает педагогов-мужчин, поэтому дети недополучают мужского воспитания. «Профессия учителя изначально была именно мужской, — говорит географ. — Чтобы решить проблему, прежде всего, нужно в несколько раз увеличивать зарплату. Если этого не сделать, школа может постепенно лишиться лучших преподавателей, они просто уйдут торговать на рынок, как это случилось в 1990-е. Также не во всех учебных заведениях присутствуют необходимые технологии. Не всегда хватает средств на своевременную замену устаревшего инвентаря. Но это не самое страшное. Главное, чтобы в школе царила доброжелательная атмосфера. Дети ведь все чувствуют. Я стараюсь участвовать в их жизни, помогаю решать проблемы. Иногда, естественно, приходится быть строгим, но не слишком. На самом деле, молодежь у нас отличная. Пусть она порой слишком сильно увлечена Интернетом, зато на переменах в коридоре спокойно. (Смеется — «С») Смартфоном тоже нужно уметь правильно пользоваться. Быстрый доступ к информации бывает очень полезен на уроке, поэтому ничего против современных технологий не имею. Во всем нужна мера».

По словам преподавателя, введение школьной формы положительно сказывается на отношениях внутри класса. В России по-прежнему процветает социальное неравенство, не каждый родитель может купить ребенку дорогую одежду. Подростки тяжело переживают такие моменты и могут чувствовать себя некомфортно. Отсюда возникают конфликты в семье, дети обижаются на отцов и матерей за то, что те не способны обеспечить их всем. В итоге вырастают обиженные на общество люди. Школьная форма может помочь избежать подобных проблем. «Я работаю учителем 25 лет и многое повидал, — продолжает географ. — Помню, как в 1990-е мальчики приходили на урок в спортивных штанах и пляжных сланцах, а девочки не стеснялись надевать короткие юбки и прозрачные майки. Разве так можно? Думаю, для каждого места есть соответствующая одежда. Школьная форма смотрится очень красиво и аккуратно. Это небольшой, но очень важный нюанс, который помогает людям относиться друг к другу с добром. Главное, уважать ближнего, и тогда все у нас в обществе будет хорошо».

Новости партнеров