Образование

Все поставлено на парту!

 

Учебный год начался с духовно-нравственного факультатива

 

1 сентября в Мордовии звонок прозвучал для 70 с лишним тысяч школьников 1 сентября в Мордовии звонок прозвучал для 70 с лишним тысяч школьников

Мордовия пошла в школу. 1 сентября более 71 тысячи детей сели за парты. Из 370 учреждений среднего образования минувшее лето не пережили десять. Они были закрыты как малокомплектные. С 1 сентября в образовательный процесс добавлен еще один предмет — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В Мордовии он будет преподаваться в 5-х классах, но пока в виде факультатива. А еще через год в школах введут уроки финансовой грамотности и утвердят единую концепцию преподавания русского языка и литературы. Тем временем 63 % россиян считают, что учебные заведения сегодня выпускают невоспитанных и не приспособленных к жизни детей, и хотят, чтобы школа уделяла больше внимания урокам труда, риторики и этикета. Подробности — в материале ИРИНЫ РАЗИНОЙ.

 

В последнее время предложения о дополнениях к школьной программе звучат регулярно. Уроки кибербезопасности и правильного селфи, курсы подготовки к армии, здорового образа жизни и здорового питания, основы туризма и т. д. Пока ни одна из этих идей не воплощена в жизнь. В то же время в школах с нового учебного года начинают изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России». «Мы многонациональное, многоконфессиональное государство, и у российской школы появляется эта ниша, которая может заполниться региональным, специфическим для каждого субъекта страны образованием», — объясняют смысл введения новой дисциплины в Мин­обрнауки РФ. В федеральном ведомстве уточняют, что регионы сами определят методику ее преподавания — это может быть обязательный урок в расписании, факультатив, досуговый кружок, цикл экскурсий, тематический школьный театр и т. д. «Школе дается право выбора, но преподавание этого предмета обязательно для каждого учреждения», — подчеркнули чиновники. Уже известно, что в Мордовии «Основы духовно-нравственной культуры народов России» появятся в виде факультатива для учеников 5-х классов…

1 сентября в российских школах вступит в силу первый федеральный государственный образовательный стандарт для 5—9 классов. Он вводит понятие внеурочной деятельности, которая подразумевает изучение материала, заложенного в основную образовательную программу, вне класса. Например, поездки или экскурсии. Теперь такие формы обучения будет финансировать государство. В Минобрнауки РФ поясняют, что зарплата учителям будет начисляться в том числе и за такую внеклассную деятельность.

С 1 сентября 2016 года школьникам предстоит осваивать еще один новый предмет — «Финансовую грамотность». О его включении в программу обучения ходатайствовал Центробанк РФ. По словам его официального представителя Ильи Кочеткова, учебно-методический комплекс по этому предмету почти готов, а Министерство образования страны готово приступить к обучению учителей. По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, российские школьники занимают сегодня 10-е место из 18 возможных по уровню финансовой грамотности. Лидеры в этой сфере — учащиеся средних школ Франции и Италии.

Кроме того, в новом учебном году вступит в действие единая концепция преподавания русского языка и литературы, разработкой которой занимается специально созданная рабочая группа при председателе Госдумы РФ Сергее Нарышкине. В ее составе — чиновники, депутаты, ученые-филологи, заслуженные учителя и т. д. «Серьезная проблема — возрастное несоответствие изучаемых произведений, — считает ряд экспертов, принимающих участие в создании концепции. — Чем дальше, тем больше становится разрыв между психологическим возрастом-уровнем школьника и уровнем текста, который ему предлагается. При отборе содержания программ должен учитываться изменившийся психологический статус современных детей, существенно отличающийся от того, который был у их сверстников ХХ века (откуда родом родители и педагоги). Фактически многие учащиеся, читая классику, попадают в ситуацию «русского языка как иностранного»: им неизвестны многие слова, еще понятные родителям и учителям, они не опознают грамматические формы и категории, кажущиеся педагогам само собой разумеющимися. Все это затрудняет чтение и понимание». Однако преподавательское сообщество выступает против принятия такой концепции, опасаясь, что это приведет к созданию «единых учебников» по русскому языку, литературе и унификации образования.

Кстати, 63 % россиян считает, что школа не дает достаточного количества полезных практических навыков и умений. Об этом свидетельствуют результаты исследования портала Superjob, проведенного в преддверии Дня знаний. Основные нарекания — множество образовательных программ, неглубокие знания, бюрократия, отсутствие устных экзаменов и дороговизна так называемого бесплатного обучения. Участники опроса оценили по 5-балльной шкале, насколько современное российское образование способствует развитию у детей практических умений и таких характеристик, как критическое мышление, внимание, воображение и память. Выяснилось, что россияне в среднем оценивают способность школы развивать эти качества на троечку.

Среди основных навыков, упущенных системой образования, респонденты часто называли коммуникативные способности, этикет и знания по основам безопасности жизнедеятельности. Лишь 3 % россиян хотят, чтобы детей обучали на курсах способам оказания неотложной помощи, половому воспитанию, автовождению, основам религии, предпринимательства, начальной военной подготовке и психологии.

 

Кстати

 

В России со следующего учебного года планируют ввести новую систему

должностей школьных педагогов. Как сообщила первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк, стандартная на сегодня цепочка «учитель — завуч — директор» пополнится новыми звеньями: ассистент учителя, помощник учителя, учитель, старший учитель, главный учитель, наставник, эксперт. Разработкой нововведения в ведомстве занялись в связи с тем, что большинство учителей недовольны отсутствием возможности продвижения по службе. Уровень знаний у педагогов-новичков и их более опытных коллег часто отличается. К тому же перечень обязанностей тоже нередко бывает разным.

 

С 2022 года ЕГЭ по английскому языку станет третьим обязательным экзаменом наряду с испытаниями по русскому языку и математике.

«Это действительно произойдет, и мы к этому готовимся», — сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в ходе II общероссийского родительского собрания, прошедшего 27 августа в режиме телемоста.

340x240_mvno_stolica-s-noresize