Образование

“По уровню оснащенности учебного процесса наш вуз считается одним из лучших в России!”

Ректор пединститута имени М. Е. Евсевьева Василий Кадакин ответил на вопросы читателей «Столицы С»

 

Новые стандарты обучения в школах и требования к высшему образованию, подготовка к сдаче ЕГЭ, правила приема в вуз и последние достижения Мордовского педагогического института им. М. Е. Евсевьева стали главными темами прямой телефонной линии с ректором Василием Кадакиным, которая прошла 4 июня. Беседу ректора с жителями республики слушала ОЛЬГА ПЛАТОНОВА.

 

Татьяна: Здравствуйте, Василий Васильевич! Произошли ли какие-то изменения в правилах приема в ваш институт в этом году?

— Основные изменения произошли в процедуре зачисления по общему конкурсу. Зачисление абитуриентов будет проводиться в два этапа. На первом этапе зачисляются лица, представившие оригинал документа установленного образца до заполнения 80 % конкурсных мест. На втором этапе происходит зачисление остальных абитуриентов, представивших оригинал аттестата или диплома. Второй этап является «резервным» для поступающих, поскольку остается только 20 % мест. Таким образом, после первого этапа никто не выбывает из конкурса! Выбывают из конкурса и рассматриваются как отказавшиеся от зачисления те абитуриенты, которые до установленного срока на втором этапе не представили оригинал документа об образовании либо забрали его.

— А будут ли при поступлении учитываться школьные достижения выпускников — к примеру, победы в олимпиадах?

— Это одно из главных новшеств нынешней приемной кампании. Каждый абитуриент вправе предоставить свое портфолио и получить за него дополнительные баллы по всем образовательным программам на очную и заочную формы обучения! Победители заключительного этапа всероссийских олимпиад имеют право поступить без экзаменов. Кроме того, приемная комиссия рассмотрит итоговое сочинение, которое школьники писали в декабре. Работу оценят по десятибалльной шкале, а полученный результат прибавят к общей сумме набранных баллов.

Виталий: Институт готовит только педагогов или других специалистов тоже?

— Конечно, мы в первую очередь ориентируемся на педагогические специальности, но содержание программ обучения очень разнообразное. Вуз дает серьезную подготовку в области it-технологий и иностранных языков. В отличие от классических университетов, в нашем институте осуществляется обучение по совмещенным профилям. Это позволяет студентам за пять лет получить сразу две профессии, что увеличивает шансы успешного трудоустройства в условиях жесткой конкуренции. Сегодня наши выпускники трудятся во многих сферах: культуре, здравоохранении, управлении, экономике, правоохранительных органах. Как показывает практика, они всегда востребованы.

— Появились ли в этом году новые направления подготовки?

— В 2015 году институт расширил перечень программ магистратуры — введена новая магистерская программа по направлению «Физическая культура».

Уже несколько лет институт ведет прием на специальности среднего профессионального образования по очной форме обучения. Это «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах». В этом году мы предлагаем новую специальность для выпускников 9 классов — «Физическая культура». Институт продолжает развивать традиционные для нашего вуза направления подготовки. Не менее популярны такие, как «Психология», «Менеджмент», «Туризм», специальность «Перевод и переводоведение».

Особое внимание поступающих хочу обратить на профили, связанные с естественно-научными направлениями, особенно востребованы сегодня в республике физика, химия, биология, информатика. Нами проделана большая работа по созданию современной материально-технической базы и кадровому обеспечению этих направлений и специальностей.

— А на каком факультете самый большой конкурс?

— Много желающих поступить на физико-математический факультет. Видимо, привлекает мощная it-составляющая, которая присутствует в обучении. Не менее востребован факультет физической культуры. Неожиданно о себе стал заявлять филологический факультет, который в прошлом году принял 80 человек! Такого никогда не было. Если говорить в целом по институту, то престиж факультетов с каждым годом растет.

Сергей Петрович: Во многих вузах России наблюдается сокращение бюджетных мест. Как обстоит дело с бюджетными местами в МордГПИ?

— В нашем институте количество бюджетных мест не сокращается, а ежегодно увеличивается. План приема в 2015 году составит 1123 места . В прошлом году эта цифра составляла 1085. В 2,2 раза вырос набор на программы прикладного бакалавриата, в 2,7 раза — в магистратуру. Кроме того, по программам среднего профессионального образования в прошлом году институт осуществлял прием только на договорной основе. В этом году прием будет осуществляться и на бюджетные места, кроме направления «Физическая культура».

Вера Петровна: Подскажите, не планируется ли открытие бюджетных мест по направлению «Туризм»?

— Пока нет. Стоимость на заочном отделении составляет около 20 тысяч. Год назад мы набрали одну группу.

Наталья: В прошлом году после сдачи ЕГЭ снизили планку минимальных баллов. В этом году что-то подобное ожидается?

— Пока рано говорить. Пороговые баллы уже объявлены. Министерство образования РФ примет решение только после того, как проанализирует результаты экзаменов. Впрочем, ситуацию, которая произошла в прошлом году, в обществе оценили неоднозначно.

Ирина Ивановна: Василий Васильевич, сегодня в России наметилась тенденция по реорганизации педагогических вузов. Каковы перспективы вашего вуза?

— Процесс реорганизации затрагивает вузы, признанные Минобрнауки России неэффективными. Между тем Мордовский пединститут сегодня прочно занимает свою нишу на российском рынке образовательных услуг. В настоящее время это одна из ведущих федеральных площадок для подготовки педагогических кадров, участник федеральных проектов по модернизации педагогического образования. Вуз успешно реализует Программу стратегического развития. Он прошел общественную аккредитацию и стал экспериментальной площадкой Российской академии образования.

Вячеслав: Сегодня аспирантура стала третьим, наиболее престижным уровнем высшего образования. Чем привлекательно обучение в Вашей аспирантуре?

— В конце мая этого года аспирантура в институте прошла процедуру государственной аккредитации в связи со вступлением в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Эксперты Рособрнадзора подтвердили соответствие наших программ подготовки современным федеральным стандартам к качеству образования, организации учебного процесса, материально-техническому и кадровому обеспечению. Прием в аспирантуру по очной и заочной формам обучения в 2015 году будет осуществляться как на бюджетную, так и на договорную форму обучения. Обучение в аспирантуре позволит получить: во-первых, диплом о третьем уровне высшего образования, а следовательно, дополнительное преимущество на рынке труда; во-вторых, ученую степень кандидата наук, приравненную за рубежом к степени доктора философии PhD. И, наконец, сегодня аспирантура может стать реальной альтернативой второму высшему образованию.

Светлана Ивановна: Слышала, что в институте можно получить помощь в подготовке к ЕГЭ…

— Да, это действительно так. С 2012 года в институте функционирует Малая школьная академия. В ее состав входят пять учебно-исследовательских школ: биолого-химическая, физико-математическая, иностранных языков, историко-обществоведческая, школа филолога. Из перечня оказываемых образовательных услуг наиболее востребованы программы подготовки к ЕГЭ. Занимаются с учащимися преподаватели пединститута — это кандидаты и доктора наук. Они владеют самыми современными технологиями подготовки к экзамену, поэтому в стенах МША учащиеся получают действительно очень качественную помощь. Ведь порой школьник с хорошей предметной подготовкой, но не имеющий навыков работы с КИМами получает низкий балл. Важным преимуществом обучения в МША является индивидуальный подход к каждому слушателю. Преподаватели работают с группой численностью 4—6 человек.

Елена: Как вы оцениваете уровень подготовки современных абитуриентов?

— Выпускники школ стали другими. Они активно пользуются компьютерными технологиями, поэтому их информированность и стремление получать знания выше, чем, скажем, у ребят лет 10 назад. Да и программы обучения за последние годы сильно изменились. Они нацелены на будущие запросы страны. С радостью наблюдаю за тем, как среди молодежи созревает понимание того, что нужны реальные знания и умения, а не просто диплом. Современный молодой человек больше стремится к самостоятельности. Он лучше знает, чего хочет достичь в жизни. Вполне возможно, что он ошибается, но он уже какой-то выбор делает, понимает, какую карьеру он будет строить, понимает, как будет зарабатывать деньги

Екатерина: Как обстоят дела в институте с поборами со стороны преподавателей?

— Считаю, что эта проблема в вузе практически полностью изжита. В этом направлении проделана большая работа. Мы реагируем на все жалобы студентов, которые иногда обращаются анонимно, и безжалостно прощаемся с не чистыми на руку преподавателями. Кроме того, в вузе активно работают правоохранительные органы. Для меня как руководителя очень важно мнение общественности об институте. Что-то рассказывают знакомые и друзья. Что-то можно услышать совершенно случайно в магазине, на улице. Так вот, в последнее время я слышу больше позитивных мнений.

Ольга: Учусь на филологическом факультете вашего вуза. Почему преподаватели заставляют платить за факультативные курсы, которые я не хочу посещать?

— Впервые об этом слышу. Вы имеет право не ходить и не платить. Думаю, проблему решим, если вы ко мне зайдете и скажете, кто именно заставляет. Анонимность гарантирую. Но замечу, что дополнительная квалификация очень пригодится в работе и принесет прибавку к основной зарплате. Разве плохо, к примеру, учителю литературы в совершенстве знать иностранный язык? Развитие факультативных курсов, по окончании которых студентам выдают соответствующий сертификат, — очень позитивное и прогрессивное направление нашей работы. Ежегодно мы реализуем более 100 программ дополнительного образования. Такой разноплановостью подготовки специалистов раньше гордились только столичные вузы.

Олег: Интересно, поощряют ли активных и успешных студентов в вашем институте?

— Безусловно. Существует балльно-рейтинговая система стимулирования учебной и научно-исследовательской деятельности студентов. Она предполагает как материальные, так и другие формы поощрения. К примеру, отличники, имеющие заслуги в научной, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности, получают ежемесячно до 9 тысяч рублей стипендии.

Кроме того, по итогам года им предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение в пансионаты Черноморского побережья, оздоровительные туры в международные молодежные центры, экскурсионные поездки по достопримечательным местам и городам России. Те, кто отлично обучается, но учится на коммерческой основе, имеют возможность перевестись на бюджетные места.

Наташа: Очень хочу стать учителем, но родители не разрешают, настаивают, чтобы я поступала в другой вуз. Помогите, пожалуйста, их убедить. Ваш институт — это моя мечта.

— Вам нужно договориться с родителями самостоятельно. Ведь вы должны идти своей дорогой и отстаивать свой выбор. Наше дело — предоставить вам возможности для получения достойного образования. А ваша задача — преодолеть препятствия, трудности и это образование получить. Пора вам уже решать вопросы по-взрослому.

Николай: Много ли в институте иногородних и иностранных студентов?

— 30 процентов наших студентов приехали из-за пределов Мордовии. Это здорово. К нам большими группами едут ребята из Ульяновской, Пензенской и Нижегородской областей, Республики Чувашия. Обучается молодежь из Туркменистана, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран.

Светлана Сергеевна: Как обстоят дела в институте с предоставлением иногородним студентам мест в общежитиях?

Сегодня в нашем институте три общежития, общей вместимостью примерно на полторы тысячи студентов. Это комфортабельные общежития блочного типа. С учетом того факта, что с каждым годом в вуз поступает все большее количество молодых людей не только из районов нашей республики, но и из других регионов, дальнего и ближнего зарубежья, мы испытываем трудности в обеспечении всех желающих местами в общежитиях. Поэтому подходим к данному вопросу очень ответственно, учитывая социальный статус студента, материальное положение семьи, рекомендации студенческой группы и студенческого профсоюзного комитета. В скором времени планируется строительство нового 8-этажного общежития на 630 мест. Решается вопрос о включении института в соответствующую программу на 2016-й или 2017 год. Проект уже готов.

 

Вопрос от «Столицы С»

Что вы посоветуете родителям абитуриентов?

— Прежде всего не надо навязывать детям собственный выбор профессии, внимательно отнеситесь к их интересам и способностям, помогайте двигаться в том направлении, к которому у них лежит душа. Рекомендовать не возбраняется, но чрезмерное навязывание родительской воли, как показывает практика, потом для всех выходит боком. Прежде чем выбрать вуз, получите про него как можно больше информации. СМИ назначают те или иные вузы «лидерами» независимо от реального качества их работы. Если есть желание отправить ребенка в Москву, Петербург, невзирая на расстояния, надо ехать самим заранее. Сходить в различные вузы, лично познакомиться с условиями жизни и учебы, поговорить со студентами, с преподавателями. А потом сравнить с теми вузами, которые находятся в своем регионе. И зачастую выбор падает на последних.

Ну и третий совет: осознанно выбрав вуз, надо только в него и стремиться. Не получится сразу поступить на бюджет — учиться на платной основе. Потом это окупится сторицей. Да и возможность перевестись на бесплатное обучение у старательного человека всегда появляется.

 

Кстати

Более полувека Мордовский педагогический институт стоит в авангарде российского педагогического образования.

Сочетание богатых учебных, научных и воспитательных традиций с эффективным внедрением инновационных образовательных технологий позволяет ему обеспечить качественную подготовку выпускников по 143 основным образовательным программам: по семи направлениям подготовки бакалавров, включающим в себя 36 профилей, девяти магистерским программам, 24 программам подготовки в аспирантуре, трем программам среднего профессионального образования. Вуз активно участвует в федеральных проектах по модернизации педагогического образования, является экспериментальной площадкой Российской академии образования. Он входит в десятку лучших вузов России по уровню оснащенности учебного процесса и в двадцатку российских вузов по использованию электронно-библиотечных систем в образовательном процессе. Инновационный статус института обеспечил ему признание в качестве ведущего центра педагогического образования в регионе.

 

340x240_mvno_stolica-s-noresize