Город

Какой храм открыл Патриарх Кирилл в Саранске

 Открытая на Юго-Западе церковь во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла стала одной из самых грандиозных в Саранске. Храм, возведенный в стиле конца XIX века, имеет 11 куполов, а в высоту достигает 53 метров. Его площадь составляет почти 2 тысячи квадратных метров. Кроме верхнего зала с двумя приделами есть нижний крестильный храм, трапезная, конференц-зал и рабочие кабинеты. К украшению сооружения приложили руки известные иконописцы щигровского Свято-Троицкого братства и литейщики каменск-уральского завода. Об истории масштабного строительства, архитектуре и изюминках новой церкви — в материале ОЛЬГИ СТАРОСТИНОЙ.

«Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл через письменность даровали нам единство с нашими предками, — говорит настоятель храма Андрей Копейкин. — Через слово национального богослужения мы обрели собственное историческое лицо и не дали пересохнуть чистейшему роднику православной веры. Поэтому имена просветителей славянских должны быть дороги каждому человеку, думающему по-русски. Они наш духовный компас, с помощью которого мы движемся в правильном направлении. Кроме того, мордовская письменность тоже создана на основе кириллицы. Это значит, что святые, сами того не подозревая, заложили культуру многих народов. Вот почему я уверен, что их храм станет поистине родным для жителей Мордовии».

Проект
Идея строительства церкви на перекрестке улиц Ульянова и Расковой принадлежит бывшему митрополиту Саранскому и Мордовскому, а ныне Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию. Владыка посчитал, что храм необходим жителям Юго-Запада, население которого значительно выросло за счет новых ипотечных домов. В 2011 году специалисты «Мордовстройпроекта» сделали эскиз церкви. По благословению митрополита они взяли за основу проект художника и архитектора XIX века Владимира Леонова. В 1870 году он представил свою работу на конкурс, объявленный Имперской Академией художеств для возведения кафедрального собора в Оренбурге. Проект попал в число двух финалистов, но жюри нашло недостатки в обоих. Конкуренту-архитектору Шреттеру предложили доработать свой чертеж, приняв за основу внешний вид храма Леонова. Осенью 1879 года был утвержден окончательный проект собора. Смета составила 700 тысяч рублей, но таких денег у Оренбурга не нашлось, поэтому строительство отложили до лучших времен…
Спустя почти 150 лет идеи Леонова осуществились в Саранске. Об авторе известно мало. Примерно в 1877 году Владимир Петрович окончил Имперскую Академию художеств и был назначен рисовальщиком на строительство храма Христа Спасителя в Москве. Вместе с архитектором Львом Далем путешествовал по стране, изучал отечественное зодчество. Получил две премии за конкурсные проекты особняков самарских купцов Дунаева и Субботина.

Стройка
Весной 2012 года к стройплощадке потянулись грузовики. Всего в землю было забито 629 свай и уложено около 1,5 тысячи фундаментных блоков, чтобы массивный храм со стенами почти метровой толщины стоял века. На объекте трудились около 40 каменщиков из разных регионов, которые за день укладывали до 18 тысяч кирпичей. За сравнительно небольшой срок они возвели нижний храм высотой чуть более 4 метров.
25 августа 2012 года, когда Мордовия отмечала 1000-летие единения с народами России, Патриарх Кирилл заложил памятную капсулы в основание верхнего храма. Спустя полтора года за дело взялись рабочие челябинского предприятия «Морион». Они монтировали изготовленные ими же детали куполов и крестов. Предстояло водрузить восемь «восьмериков», главный 6-тонный купол диаметром 12 метров и два четырехгранных шатра на звонницу. У мастеров уже имелся большой опыт. Их произведения из нержавеющей стали, покрытые нитридом титана, украшают церковь Всех Святых на Мамаевом кургане и Храм-на-Крови в Екатеринбурге.
2 августа 2014 года в присутствии митрополитов Варсонофия и Зиновия челябинцы установили на церкви главный крест высотой 6 метров. За процессом наблюдали Глава республики Владимир Волков, председатель правительства Владимир Сушков и сотни горожан.
«Мы завершаем второй этап строительства и приступаем к отделке, чтобы на следующий год по милости Божией освятить храм, — сказал тогда Варсонофий. — Мое 23-летнее служение в Мордовии прервалось Божиим Промыслом. Я хочу поблагодарить Владимира Дмитриевича, правительство республики, городскую власть за плодотворное сотрудничество в эти годы. В результате тесного взаимодействия нам очень многое удалось сделать в храмо¬строительстве и духовной жизни. Думаю, и владыка Зиновий будет поддерживать добрые отношения с руководством региона, и это поможет нам совершить еще много добрых дел для жителей Мордовии»… Высота новой церкви вместе с крестом составляет 53 метра. До собора св. Феодора Ушакова ей не хватило всего десяти. Но по площади она его значительно обошла: 1660 «квадратов» против 900.

Колокола
21 сентября 2014 года митрополит Зиновий освятил прибывшие из Свердловской области колокола. Они отлиты по старинной русской технологии на знаменитом каменск-уральском заводе, который считается одним из самых производительных в Европе. Предприятие работает с 1991 года и прославилось благодаря колоколам для собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве. Самое тяжелое изделие уральских мастеров весом 18 тонн находится в Алатыре. Их «детища» звучат на многих звонницах Екатеринбурга, а также в храмах ближнего и дальнего зарубежья, в США, Греции, Канаде и Австралии.
По заказу Саранской епархии литейщики изготовили 10 колоколов, самый большой из которых весит 2,5 тонны.

Архитектура
Проект Леонова был в русско-византийском стиле. Ярким его примером является храм Христа Спасителя в Москве. Подобно ему саранская церковь выстроена крестообразно с большим куполом и малыми по углам. Вокруг центрального «барабана» расположена смотровая площадка, откуда открываются прекрасные виды на столицу Мордовии.
«Возможно, архитекторы брали за основу русско-византийский стиль, но в итоге пришли к современному конструктивизму, — считает краевед Сергей Бахмустов. — Лично я воспринял новый храм как некую середину между тем, что было, и тем, что должно быть. Даже лишившись куполов и крестов, он не будет похожим на гражданское здание. Это большой прорыв. Есть торжественность и фундаментальность, но мне бы еще хотелось легкости, чтобы церковь как бы парила над землей. Возможно, этому мешают множество архитектурных сложностей и тяжелый портал над входом. Но храм, безусловно, интересный. Свое место в городе он уже занял».
«Формы новой церкви вполне традиционны для последних 10 лет, — считает культуролог и архитектор Виктор Махаев. — Здание привлекает внимание красивыми силуэтами и масштабностью. Не совсем канонична его ориентация относительно сторон света, но это не страшно. Появилось благоустроенное пешеходное пространство от кинотеатра «Россия» до нового храма. Это неплохо».

Убранство
Нижний крестильный храм площадью 61 квадратный метр освящен в честь пророка Божия Илии. На этом же уровне расположены трапезная, конференц-зал, рабочие кабинеты, технические и подсобные помещения. Все витражные перегородки, как отмечают сотрудники Саранской епархии, «выполнены в своеобразном дизайнерском стиле из профилей ПВХ».
Не обошлось без современных изысков и в верхнем храме. Пол выложен цветными керамогранитными плитами в виде Вифлеемской звезды. Колонны украшены декорирующими элементами из полиуретана. Пластиковые окна с двухкамерными стеклопакетами открываются дистанционно. В центральном приделе, освященном в честь св. равноапостольных Мефодия и Кирилла, установлен уникальный по исполнению иконостас, покрытый сусальным золотом. Он уже признан самым большим в Поволжье. Его высота достигает 10,5 метра, длина — 24,5. Работа принадлежит резчикам Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области. В разработке иконостаса принимал участие лично митрополит Зиновий. Иконы, в том числе в честь новомучеников и исповедников мордовских, тоже щигровского происхождения.
Освещают верхний храм семь паникадил (люстр). Самое крупное имеет семь ярусов из 109 свечей. Весит такое дизайнерское чудо 780 килограммов!
«Первое время многие люди, далекие от веры, будут приходить сюда ради любопытства, — считает настоятель о. Андрей Копейкин. — Но потом, проникнувшись красотой храма и Божией благодатью, могут стать верными чадами Русской православной церкви».

340x240_mvno_stolica-s-noresize