Город

МАЗ против масс: в Саранске с нарушителями борется только один эвакуатор

 

Эвакуация этого кроссовера «Хендай», припаркованного на месте для инвалидов, прошла зря: у водителя нашлись документы инвалида II группы Эвакуация этого кроссовера «Хендай», припаркованного на месте для инвалидов, прошла зря: у водителя нашлись документы инвалида II группы

Десятки табличек «Работает эвакуатор» под знаками, запрещающими стоянку и остановку, установлены на улицах Саранска. У сотрудников ГИБДД появилось еще больше поводов «осуществить задержание транспортного средства», что в переводе с официального языка Кодекса об административных нарушениях РФ означает эвакуацию. Но такой массовой охоты на нарушителей, как в Москве, в столице Мордовии не ведется. На 300-тысячный Саранск обычно задействован… один муниципальный эвакуатор. О том, как его экипаж борется с нарушителями правил парковки и почему этим ребятам впору доплачивать, как за вредное производство, в репортаже ДЕНИСА ТЮРКИНА.

 

В кабине МАЗа «зубренка», кроме водителя, находится стропальщик, который помогает «зацепиться» за машину нарушителя, и сотрудник ГИБДД. Он перекрывает движение в случае необходимости и ведет юридическое сопровождение действий бригады. Впервые массово зачищать город стали перед визитом Олимпийского огня в декабре 2013 года — январе 2014. Потом был длительный перерыв, сейчас сотрудник ГИБДД вновь ездит с эвакуатором. Надолго ли — непонятно, ведь в ведомстве традиционная нехватка кадров и существует вероятность «переброски» этого сотрудника на другое поле деятельности. Пару лет назад эвакуатор выезжал лишь по звонку и заявке из ГИБДД, чтобы забрать машину отстраненного от вождения пьяного водителя. Или — редчайший случай — отвезти на штрафстоянку авто, припаркованное не по правилам. Подобные рейды были единичными… Сейчас работа ведется почти каждый день. В Саранске трудятся только два муниципальных эвакуатора, принадлежащих предприятию «Гаражстройэксплуатация», у которого заключен договор с ГИБДД. Вдвоем они «зачищают» город лишь во время праздников, спортивных мероприятий и ярмарок. В обычные дни выезжает лишь одна спецмашина.

9 утра. Раньше нет особого смысла ехать в город, поэтому бригада выезжает с территории специализированной стоянки, расположенной на Лямбирском шоссе, только сейчас. «Далековато, конечно, находимся по отношению к большинству районов города, — считает начальник объекта Сергей Переточенков. — Это сказывается и на расходах (перепробег и потраченное топливо), и на наших клиентах, которым приходится брать такси на окраину города. Но что поделать… Стоянку благоустроили, установили видеонаблюдение. Да и размеров территории пока хватает. Помимо охраны есть  тревожная кнопка по вызову полиции. Да, нажимать на нее случалось. Буйных и недовольных тем, что забрали машину, хватает!» Первым делом отправляемся на Светотехстрой, по пути же. Но там пока чисто. Точнее, на улице Веселовского напротив рынка «Ринг», где установлены запрещающие остановку знаки и «эвакуаторные» таблички. Тут стоит отметить, что нам не интересны транспортные средства, стоящие под знаками без таковых табличек. Все дело в законодательных нюансах (подробнее — во врезке «Кого увозят»).

 

Парковка

«Киа-Сид» брошен хозяином так, что между машиной и сплошной линией не проедет другое авто. Вот так из-за одного нарушителя страдают сотни людей... «Киа-Сид» брошен хозяином так, что между машиной и сплошной линией не проедет другое авто. Вот так из-за одного нарушителя страдают сотни людей…

Сотрудникам ГАИ пришлось толкать до эвакуатора машину с разряженным аккумулятором пьяного водителя Сотрудникам ГАИ пришлось толкать до эвакуатора машину с разряженным аккумулятором пьяного водителя

Мчим в гущу парковочных событий — на улицу Льва Толстого, где весной прошлого года появилась первая в регионе табличка «Работает эвакуатор». Символично. Только ни первое время, ни сейчас на запрет никто не обращает ни малейшего внимания. Не успеваю опомниться, а эвакуатор уже встал на встречной полосе рядом с помятой серебристой «четырнадцатой» со знаком «Начинающий водитель». Наш спецтранспорт удобен тем, что может забрать машину почти из любого места, куда сумеет подъехать. Ведь помимо лебедки у него есть манипулятор. Эвакуаторщик Дмитрий даже не выдвигает опоры, и уже через пару минут ВАЗ-2114 стоит на эвакуаторе. Сигнализация надрывается, вокруг собрались зрители… Регулирующий движение инспектор ГИБДД Алексей запрыгивает в кабину МАЗа, и тот срывается с места. Не успеешь и опомниться! Я остаюсь на месте ждать звонка со следующим адресом и вижу, как по тротуару сломя голову несется мужчина. Кто-то из зрителей (знающих, наверное) замечает: «Владелец побежал. Не догонит…» Мужчина, маневрируя между припаркованными авто, выбегает на проезжую часть. До эвакуатора, остановившегося перед перекрестком Толстого — Полежаева, рукой подать! Что он будет делать? Запрыгнет на платформу? Будет стучать по кабине? Но — не успевает: спецтранспорт сворачивает на Полежаева…

Тем временем недолго пустовавшее место увезенной «четырнадцатой» занимает какая-то иномарка. Улица Толстого может отдыхать, эвакуатор сюда больше сегодня не приедет. Оказывается, бригаде за смену нужно охватить как можно больше районов. Это напоминает вычерпывание воды из пруда большим, но все-таки ведром. Суешь емкость с одного берега, бежишь выливать на соседнее поле, затем подходишь к другому берегу…

Следующий адрес — улица Большевистская, рядом с «Мордовавтодором». Там традиционное нарушение — стоянка у сплошной линии разметки, в результате чего другой транспорт вынужден эту сплошную пересекать. Эвакуатор все за те же 3 минуты увозит крайнее авто — хетчбэк «Киа-Сид».

Теперь может спать спокойно и улица Большевистская. Отсюда тоже эвакуация больше сегодня не планируется. Если только автолюбителей не достанут инспекторы из мотовзвода ДПС. С недавних пор их начали ориентировать на выявление «парковочных» нарушений.

По телефону предлагаю инспектору Алексею обратить внимание на машины, что стоят в центре города перед перекрестками. Занимая правый ряд, они вынуждают других водителей совершать поворот направо с левой полосы либо двигаться впритирку к нарушителю, при этом пересекая сплошную. Такая картина наблюдается на улице Большевистской перед Полежаева, Ботевградской перед Коммунистической и во многих других местах. Но Алексей говорит, что в этих оживленных местах эвакуация осложнит движение транспорта. Да и пора перебираться на Светотехстрой. С утра-то улова не было…

 

Пьяный

Не ожидается и сейчас! Пока эвакуатор разгружает тот самый «Сид», редакционное авто проезжает по главным улицам северо-западного района, не находя ни одного явного нарушителя. Водитель спецтранспорта Дмитрий координирует наши действия и просит пока посмотреть, не заняты ли места для инвалидов на парковке у больницы № 13. Чудо: занято лишь одно место, и то «Окой», и то старичок водитель уже уезжает. Собираемся ехать на Химмаш, но освободившаяся бригада находит-таки неправильно припаркованный автомобиль на улице Веселовского. Черный кроссовер «Форд» стоит четко перед пешеходным переходом. Загрузившись, спецтранспорт разворачивается, уезжая, и в этот момент появляется хозяйка. «Это моя машина!» — кричит женщина. Нет, это уже машина эвакуатора… Потом уже Дмитрий рассказывает, что именно женщины — самые буйные среди владельцев эвакуированных машин. «Мужики, конечно, тоже чудят, но дамы больше запоминаются, — говорит он. — Однажды увозили «Рено-Сандеро». Откуда ни возьмись появилась хозяйка на вооот таких каблуках! Как она умудрилась в такой обуви запрыгнуть на крышу своего авто, ума не приложу! Крышу помяла… Зато не дала нам «Рено» увезти». А еще владельцы эвакуированных машин любят качать права, когда приезжают на спецстоянку. Ругань, крики… Обязательно кто-нибудь упрекнет эвакуаторщиков, что те не забрали другие машины, стоявшие с нарушением. И это традиционная позиция россиянина — не отвечать за свой проступок, а ткнуть в другого.

Война с нарушителями войной, но обед по расписанию — с 12.00 до 13.00. Да и заправить «зубренка» нужно. Только разъезжаемся в разные стороны, как звонит Дмитрий. «Едем на Ульянова, там нужно забрать машину пьяного, звонили из дежурной части», — говорит он. История такая. Молодой человек кутил ночью в модном клубе. Утречком, отполировав все абсентом, он решил довезти знакомую барышню до дома, который находится в ближайшем дворе. Реверанс в сторону неравнодушных горожан: нашлись адекватные люди, что позвонили в полицию, увидев такие дела. Патрульная машина ГИБДД настигла черную «Мазду 6» с тем самым водителем уже во дворе.

Красное лицо, мутный взгляд, нечеткая речь и яркие запахи разных сортов алкоголя. А еще — почти 1 мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе, столько показал алкотестер… Молодой человек созрел, как то хорошее крымское вино, что он никогда, наверное, не пробовал. «Не люблю бухих водителей за рулем! — признался в беседе с корр.«С» этот прекрасной души человек. — Но я себя нормально чувствовал, поэтому и поехал…» Как оказалось, «Мазда» принадлежит другому горожанину. Пока все ждали эвакуатор, появился и владелец. «О-о-о, да вы тоже хорошенький! — воскликнул один из сотрудников ГИБДД. — В таком случае передать машину вам не могу. Оставите здесь во дворе? Не пойдет. Вы потом куда-нибудь поедете, врежетесь. А с меня спросят: почему я машину отдал?!»

Начались уговоры, апелляция к совести, чувствам и прочему… Звучали фразы: «Будьте человеком, товарищ инспектор!» Просили и нас, журналистов, «не писать об этом». Интересно, а когда такие прекрасные люди садятся за руль пьяными, они являются людьми? Думают о чем-то? О той же совести? Нет ответа… Отвратительно вел себя какой-то пьяный дружок водителя и владельца иномарки. Грубил инспекторам, матерился, зачем-то вспоминал свое уголовное прошлое. За какие-то полчаса на нас вылилось столько негатива, что остается удивляться, откуда черпают силы на дальнейшую работу эвакуаторщики и правоохранители.

 

Инвалиды

Захват колеса у манипулятора сделан таким образом, что повреждение даже литых дисков исключается Захват колеса у манипулятора сделан таким образом, что повреждение даже литых дисков исключается

Любители покричать нашлись и на Химмаше. Туда мы приехали уже в 14.00, после сместившегося из-за пьяного водителя обеда. Огромная стоянка у гипермаркета «Магнит» в будний день пуста. Машины припаркованы лишь ближе ко входу. Там, где самые удобные места. Изначально, конечно, они отводились под парковку инвалидов (есть знаки, разметка), но если посмотреть, сколько машин стоит там, то возникает впечатление, что в России 80 % населения — люди с ограниченными возможностями. Эвакуаторщики, недолго думая, забирают темный кроссовер «Хендай». За «красивый» номер. И, как обычно, мгновенно улетучиваются. Я с фотографом остаюсь ждать здесь же: эвакуатор сделает еще один рейс.

Тут вновь начинается шоу. Вышедший из магазина мужичок в спортивном костюме (то ли владелец, то ли пассажир) интонациями, фразами и мимикой из 90-х пытается вдолбить нам, «чтобы ни одно фото не пошло». «Чё бы я не видел! — грозно хрипит он. — Ты понял?! Я тебя найду! Чё? Ничё? Ну и все!!!» Его спутник, мужчина в возрасте, успокаивает «человека из 90-х» и ведет себя корректно. Вроде как кто-то из них инвалид 2-й группы, а это значит, что машину увезли почем зря… В УГИБДД МВД по РМ нам потом действительно подтвердили, что водитель данного авто — инвалид, а значит, имеет право на стоянку в таком месте. И здесь вырисовывается значительная проблема. На этом кроссовере не было двух желтых наклеек, по которым можно было бы распознать такую категорию водителей. И это не нарушение. В ПДД указано, что данные знаки могут быть установлены «по желанию водителя» на транспортном средстве, управляемом инвалидом I или II группы, или перевозящем таких инвалидов. В итоге «Хендай» вернули со штрафстоянки без каких-либо штрафов. Итак, уважаемые автолюбители, если вы подпадаете под такую категорию, позаботьтесь о том, чтобы на лобовом и заднем стеклах вашего транспорта присутствовали желтые наклейки. Зачем вам лишние негативные эмоции? А хитрилам, которые «попытаются стать» инвалидами, напоминаю о 5-тысячном штрафе за незаконную установку знака или за управление таким транспортным средством.

Все двери в эвакуируемом авто опечатываются еще до погрузки на спецтранспорт. Так предприятие, которому принадлежит эвакуатор, гарантирует, что никто во время хранения не заберется в машину Все двери в эвакуируемом авто опечатываются еще до погрузки на спецтранспорт. Так предприятие, которому принадлежит эвакуатор, гарантирует, что никто во время хранения не заберется в машину

Пока жду у гипермаркета эвакуатор, наблюдаю, как легко на местах для инвалидов паркуются автомобили без желтых табличек. Человек четырех предупреждаю, что работает эвакуатор, и они переставляют транспорт на другое место. Причем среди них оказывается большой кроссовер «Ниссан» с ребенком и комнатной собачкой внутри. То есть взрослые могли уйти в магазин, а тонированное авто просто забрали бы на спецтранспорте. Но пока таких инцидентов, к счастью, в Саранске не случалось.

Уточняю у людей, что ими движет, когда они явно нарушают ПДД. Дамочка на «Оке» говорит, что увидела пустое место и встала. Тот факт, что на парковке еще 299 пустых мест, а это — для инвалидов, ее не смущает. А еще называет фашистами эвакуаторщиков, когда узнает от нас, журналистов, что те скоро приедут. Пожилая парочка на «Волге» логично не может объяснить, почему их авто заняло место, им не положенное. Зато женщина-пассажир стала единственной в тот день, кто извинился за нарушение. Жаль, этого не слышали ребята с МАЗа. Когда они приехали, «Волги» уже не было, но на ее месте стоял «Фольксваген-Тигуан». И эта иномарка отправилась на штрафстоянку. Женщина-водитель сильно удивилась, выйдя из магазина.

Уже около 17.00 эвакуатор прекратил поиск нарушителей правил парковки. В городе в это время увеличивается плотность движения, и своей работой спецтранспорт может помешать. Оставшееся время рабочей смены водитель МАЗа и стропальщик проведут в ожидании звонка от сотрудников ГИБДД. Той ночью ребята выехали лишь раз, забрав «десятку» пьяного водителя в центре города…

 

Кого увозят

 

Работа эвакуатора регламентируется статьей 27.13 «Задержание транспортного средства» Кодекса об административных правонарушениях РФ. В части 1.1 указано, что задержание прекращается на месте задержания до начала движения эвакуатора в присутствии лица, которое по ПДД может управлять нарушившим авто. Проще говоря, если спецтранспорт начал движение с грузом, нарушителю остается только ехать на спецстоянку…

 

В КоАП указано, что расходы на перемещение т/с и его хранение на спецстоянке возлагаются на лицо, совершившее административное правонарушение. Стоимость штрафной эвакуации в Саранске — 1945 рублей 26 копеек. Час хранения легкового авто обойдется в 37 рублей. Такие тарифы владельцы эвакуатора считают очень низкими… Существует 13 статей в законодательстве для такого вида наказания в отношении водителей наземного транспорта (плюс две — для рулевых маломерных судов):

1) незаконное использование зарегистрированных в других государствах т/с для перевозок грузов и (или) пассажиров (статья 11.26 КоАП). Штраф от 150 тысяч до 200 тысяч рублей;

2) осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений либо с нарушениями (статья 11.29). Штраф в зависимости от части от 25 тысяч до 200 тысяч;

3) управление т/с водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на т/с (часть 1 статьи 12.3). Предупреждение либо штраф 500 рублей;

4) управление т/с с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (часть 2 статьи 12.5). Штраф 500 рублей;

5) управление т/с водителем, не имеющим права управления (за исключением учебной езды) и управление т/с водителем, лишенным права управления (часть 1 и 2 статьи 12.7). В первом случае штраф — от 5 до 15 тысяч рублей, во втором — штраф 30 тысяч, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы от 100 до 200 часов;

6) управление т/с водителем, находящимся в состоянии опьянения (за исключением рецидивных случаев), и управление т/с водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления либо лишенным права управления, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 1 и часть 3 статьи 12.8). В первом случае — штраф 30 тысяч с лишением прав на 1,5—2 года, во втором — арест до 15 суток либо штраф 30 тысяч для тех, кого по закону нельзя арестовывать;

7) несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку т/с во всех населенных пунктах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, а также несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых т/с во всех населенных пунктах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (часть 4 и 6 статьи 12.16). При этом со знаками должны быть установлены таблички «Работает эвакуатор». В первом случае штраф 1,5 тысячи, во втором — 500 рублей;

8) нарушение правил остановки или стоянки т/с в местах, отведенных для остановки или стоянки т/с инвалидов; остановка или стоянка на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним либо нарушение правил остановки или стоянки на тротуаре во всех населенных пунктах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга; остановка или стоянка в местах остановки маршрутных т/с или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных т/с или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки — во всех населенных пунктах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга; остановка или стоянка на трамвайных путях либо остановка или стоянка далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки — во всех населенных пунктах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга; нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других т/с, а равно остановка или стоянка в тоннеле — во всех населенных пунктах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (часть 2, 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 12.19). В первом случае штраф 5 тысяч рублей, во втором и третьем — 1 тысяча, в четвертом — 1,5 тысячи, в пятом — 2 тысячи;

9) нарушение правил движения тяжеловесного т/с (части 1—6 статьи 12.21.1). Штрафы от 1 тысячи до 500 тысяч (возможно лишение прав) в зависимости от того, на кого накладывается — водителя, должностное либо юридическое лицо;

10) нарушение правил перевозки опасных грузов (часть 1 статьи 12.21.2). Штраф от 2 тысяч до 500 тысяч (возможно лишение прав) в зависимости от того, на кого накладывается — водителя, должностное либо юридическое лицо.

11) невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26). Штраф 30 тысяч и лишение прав на 1,5—2 года либо арест до 15 суток;

12) употребление опьяняющих веществ после ДТП или остановки сотрудником полиции (часть 3 статьи 12.27). Штраф 30 тысяч и лишение прав на 1,5—2 года;

13) использование т/с только в качестве передвижной рекламной конструкции (часть 2 статьи 14.38). Штраф от 3 тысяч до 1 миллиона рублей в зависимости от того, на кого составляется протокол.

340x240_mvno_stolica-s-noresize