Город

Молодой саранский уличный художник Денис Гришенков: «Обыватель глуп. Просвещение, ликбез — а нужно ли ему это?»

 

Если в рисунках на стенах зданий вы видите лишь каракули — можете не читать текст. Потому что те, кто создает граффити, вкладывают в них некий смысл, а если кажется, что смысла нет, — значит, эстетику. Саранск пока не избалован большим количеством интересных работ. Местные художники-граффитисты предпочитают общаться с прохожими языком непонятных тегов, да и культурный пласт уличных художников у нас слишком тонок и жутко неоднороден… 21-летний будущий инженер, студент архитектурно-строительного факультета МГУ им. Огарева Денис Гришенков — довольно яркий представитель этой новой для региона субкультуры. ДЕНИС ТЮРКИН познакомился с ним на улице, там, где и подобает быть уличному художнику.

 

Вряд ли вы видели ту огромную бело-коричневую птицу в розовой обводке, раскинувшую крылья на воротах автомобильного бокса в гаражном обществе на улице Ульянова. Кому придет в голову в поисках чего-то художественного свернуть с тротуара на разбитую дорогу? Хотя в том же обществе, рядом с воробьем (?), на другом гараже «нарисовались» Губка Боб Квадратные Штаны и ниндзя. Автор птицы Денис Гришенков желтого мультперсонажа, созданного другим художником, быстро закрыл своей новой работой. До японского рыцаря пока не добрался, высоковато, видимо, тот на втором этаже.

«Увлекся граффити со школы, года с 2008-го, — рассказывает Гришенков. — Посматривал альтернативный телеканал A-One, играл в одну «дизайнерскую» компьютерную штуку… Вместе с товарищем однажды купили дешевенькие краски, нашли заброшенное здание и что-то нарисовали. Товарищ потом отпал — стал писать рэп, а я продолжил заниматься граффити. Со временем качество работ улучшилось, даже появились заказчики, с которыми я обсуждал проекты. Наконец, я стал покупать хорошие краски. В Саранске их не найти, заказываю из крупных городов».

Забор АЗС в Березниках. Работа Дениса Гришенкова Забор АЗС в Березниках. Работа Дениса Гришенкова

Незаконченная работа Дениса Гришенкова во Дворце спорта (Саранск) Незаконченная работа Дениса Гришенкова во Дворце спорта (Саранск)

Забор частного дома в Березниках. Работа Дениса Гришенкова Забор частного дома в Березниках. Работа Дениса Гришенкова

Тег Дениса Гришенкова Тег Дениса Гришенкова

Трафаретная работа Дениса Гришенкова Трафаретная работа Дениса Гришенкова

«С»: Даже так… Что, настолько важно, чем рисовать?

— Кому как. Есть тип художников, которым это безразлично. Они считают: неважно, чем ты рисуешь, главное — количество. В Саранске таковых, кстати, нет. А так — да, есть специальная краска для граффити. Производят то ли испанцы, то ли итальянцы… Поставили на поток это дело. У них палитра почти из 300 цветов. Я такую краску заказываю. Раньше магазин «Фристайл» привозил, но сейчас все реже и реже, так как контингент в основном одни школьники, им такая крутость ни к чему. И выбор цветов в Саранске небольшой. Поэтому мне проще заказать краску в Интернете, подождать пару недель…

 «С»: Можно сказать, что из любителя, который рисовал для себя на заброшенных зданиях, ты превратился в профессионала — творишь за деньги…

— Ну, не совсем. Пока это единичные заказы…

«С»: Кто эти люди, что готовы платить за рисунок на стене?

— Частники. Вот был заказ у нас с товарищем — ездили в Большие Березники к местному предпринимателю. Он вышел на меня благодаря сарафанному радио. «Хочу!» — говорит. Мы подготовили эскиз — абстракция такая в желто-красных тонах, ничего криминального, показали ему. Заказчику понравилось. Вот так в Больших Березниках на заборе частного дома появились легальные граффити площадью квадратов в 40. Заказчик, кстати, не молодой. У него дочь моего возраста… Спустя время сделали ему второй проект — нарисовали картину в духе предстоящего ЧМ—2018.

«С»: Легко договорился с владельцем гаража возле Юго-Западного рынка нарисовать на воротах огромную птицу?

— Легко. У меня гараж в том же обществе, поэтому меня знали. Владельцу эскизы не показывал. Просто выполнил просьбу — не рисовать ничего дурного, никаких глупых надписей. Спокойно за два дня сделал ту птицу.

«С»: Заказы со стороны администрации были?

— У меня нет. Знакомые несколько лет назад пробили идею разукрасить стену в промышленной черте города в районе телевизионного завода. Известный проект был. Интересно в принципе все сделали. Но кто там эту стену увидит?! Туда ходит только 28-й автобус… Чиновники из нашей администрации какие-то… чопорные, что ли… В других (культурно развитых) городах все проще. Там можно договориться с администрацией, расписать фасады официально в центральной части. Мы сейчас пытаемся подготовить проект росписи торцов многоэтажек. Если все получится, если выбьем деньги, то будем создавать портреты известных исторических личностей.

«С»: Много вообще в Саранске твоих коллег?

— Меньше десяти. Ну, может, еще есть парочка молодых и начинающих, о которых пока не слышал… Это говорю о тех, кто серьезно увлекается делом. Не беру в расчет всяких школьников, которые на комках свои имена пишут. И теги. Это такие символы, ключевые слова, что ли.

«С»: О, для меня это больная тема! В городе много стен этой бессмыслицей запачканы. Я бы с радостью на лбу того, кто оставляет тег PHАMЕ, что-нибудь написал… Ты не знаешь автора?

— Не знаю! (Смеется — «С».) Понимаешь, есть ведь достаточно красивые теги, аккуратные, которые вписываются в архитектуру. Это подписи к работам… Это и часть культуры. Кстати, часто их рисуют как можно выше, чтоб нельзя было стереть, закрасить.

 «ВОРОНКА». Автор неизвестен. Место — гаражи на улице Красной возле Ледового дворца. «Воронка» — из тех работ, которые лучше смотрятся издалека. В этом случае виден и объем, и какая-то загадочность... Если подобраться ближе, вид портит мусор и хорошо заметные огрехи в работе. «ВОРОНКА». Автор неизвестен. Место — гаражи на улице Красной возле Ледового дворца. «Воронка» — из тех работ, которые лучше смотрятся издалека. В этом случае виден и объем, и какая-то загадочность… Если подобраться ближе, вид портит мусор и хорошо заметные огрехи в работе.

«ГУБКА БОБ КВАДРАТНЫЕ ШТАНЫ». Автор неизвестен. Место — гаражи на улице Ульянова, недалеко от перекрестка с Комарова. Работа уже не существует. «ГУБКА БОБ КВАДРАТНЫЕ ШТАНЫ». Автор неизвестен. Место — гаражи на улице Ульянова, недалеко от перекрестка с Комарова. Работа уже не существует.

«КОСМОНАВТ». Автор April. Место — двор дома № 15 по проспекту Ленина. «КОСМОНАВТ». Автор April. Место — двор дома № 15 по проспекту Ленина.

«ПТИЦА». Автор Денис Гришенков. Место — гаражи на улице Ульянова, недалеко от перекрестка с Комарова. «ПТИЦА». Автор Денис Гришенков. Место — гаражи на улице Ульянова, недалеко от перекрестка с Комарова.

«С»: Но это же как везде писать «Здесь был Вася»! Или, как Артемий Лебедев, царапать слово из трех букв.

— Есть, кстати, уличный художник с мировым именем, который это слово только и рисует… Пойми, это нормально, от этого никуда не деться. Саранск еще чистый! Крупные города все исписаны тегами. Уличные художники вообще делятся на два типа: бомберов и райтеров. Первые расписывают, например, поезда… Для них бомбинг — почти спорт, там главное скорость. Их основная цветовая палитра — серебро и черный. В райтинге все сложнее, там важна прорисовка, качество. Работы райтеров могут делаться по два дня и более… Я отношусь, пожалуй, ко вторым. Нахожу заброшенное здание, пытаюсь установить владельцев или тех, у кого можно спросить разрешение… И потихоньку рисую.

«С»: А есть такие авторы в Саранске, которым бы ты не завидовал, нет… Уважал?

— Да, пара ребят есть. Вместе порисовать с ними иногда ходим. Их работы не носят какого-то социального характера, они просто нравятся мне за качество. Почти все они нанесены на заборы и стены в заброшках — неохраняемых территориях заброшенных строек, полуразваленных зданий… Появились рисунки и в бывшей республиканской больнице на Васенко, когда узнали, что она «приговорена» к сносу… Раньше в Саранске была классная художница — April, потом переехала в Питер. Так вот у нее работы интересные до сих пор остались. На проспекте Ленина во дворах — космонавт, глаза… April организовывала мини-фестивали. Помню, в парке Светотехстроя такой проходил… Общаюсь с ребятами из других городов. Приезжают сюда, и мы вместе рисуем на заброшках.

«С»: В ходе нашего знакомства ты сказал, что перерос Бэнкси. Не слишком самоуверенное утверждение?

— Когда-то я считал, что он бросает вызов обществу, поднимая остросоциальные темы. Сейчас, на мой взгляд, он просто зарабатывает деньги. Продал какой-то компании права на свои произведения… Да, он еще продолжает что-то делать социальное. Недавно в Секторе Газа работал. Но таким образом, по моему мнению, он просто набирает очки в обществе. Раньше и я хотел бросать вызов обществу, хорошо, что успокоился.

«С»: Неужели ты не хотел бы создавать остросоциальные работы?

— Мне это не нравится. Делаю то, что просто приятно глазу. Зачем накаливать какие-то темы? Зачем заставлять людей, спешащих, например, на работу, думать глобально, напрягаться? Легче нарисовать приятную глазу картинку. Пусть люди отдыхают! Этот как с татуировкой. Большинство не вкладывает в них никакого смысла, видя лишь рисунок. Ван Гог, рисуя свои поля, тоже не искал смысла. Хотя он ведь лежал в психиатрической клинике… Но человек просто рисовал. В общем, во всем должна быть эстетика.

«ДВЕ ПАРЫ ГЛАЗ». Автор April. Место первой работы — двор дома № 18 по проспекту Ленина. Второй — двор дома № 58 по Полежаева. «ДВЕ ПАРЫ ГЛАЗ». Автор April. Место первой работы — двор дома № 18 по проспекту Ленина. Второй — двор дома № 58 по Полежаева.

«С»: А в чем, по-твоему, больше эстетики — вот в этих тегах, разрисовывании поездов на скорую руку или во вдумчивых работах, социальных, опять же?

— Смотря с какой позиции судить…

«С»: Давай с позиции обывателя.

— Ну, обыватель глуп.

«С»: Может, ты хочешь его научить?

— Просвещение, ликбез? А нужно это ему? Ты посмотри, что в тренде «ВКонтакте». Люди котяток репостят. Я рисую для себя. Не хочу никого учить, поэтому социальные темы не для меня. Если обратятся ко мне за советом начинающие художники — хорошо, я скажу, как правильно держать баллончик с краской, еще что. Хотя сам невысокого уровня…

«С»: Сможешь выполнить рекламный заказ? Выйдет на тебя, к примеру, ликеро-водочный завод…

— Почему бы и нет? Меркантильный интерес у меня тоже присутствует. Вижу ли я себя в будущем в этом же деле граффити? Я как-то пытался бросить, почти год ничего не рисовал, но потом снова вернулся. Художественного образования не имею, сам нарабатываю руку: читаю, рисую, в общем, пытаюсь повысить свой уровень.

 

340x240_mvno_stolica-s-noresize