Общество

Начальник УФАС Мордовии Сергей Видякин: «Основная часть жалоб поступает по поводу конкурсов и торгов»

В январе Мордовское УФАС возглавил бывший заместитель руководителя Сергей Видякин. Его предшественница Юлия Попкова встала у руля Управления регионального тарифного регулирования ФАС России. О работе в ином качестве, изменениях в законодательстве, успехах и планах новый начальник рассказал ОЛЬГЕ СТАРОСТИНОЙ.

Начиная рассказ о себе, Сергей Видякин заявляет: «Я — мордвин! Родился в Верхнеуральске Челябинской области. Мои родители переехали туда по распределению после окончания Торбеевского мясомолочного техникума. На родину вернулись в 1975 году, когда мне было уже два года. Устроились на Ичалковский сыродельный завод, где проработали до пенсии. После окончания школы я поступил на экономический факультет Мордовского университета. Получив диплом, несколько месяцев трудился в совхозе-колледже «Кемлянский», в 1995 году получил должность в Ичалковском филиале Сбербанка. За 18 лет прошел путь от контролера до заместителя управляющего мордовским головным отделением. В УФАС по РМ пришел в апреле 2014 года на должность заместителя руководителя».

«С»: Сфера деятельности антимонопольной службы для вас оказалась абсолютно новой? Не испытываете дефицита знаний и профессиональных навыков?
— Нет. Будучи заместителем управляющего Мордовским отделением Сбербанка, я курировал финансовые рынки, рекламу и закупки. То есть многое из антимонопольного законодательства мне уже знакомо. Хотя, безусловно, некоторые направления работы были абсолютно новые, поэтому пришлось заняться самообразованием. Думаю, сейчас имею должный уровень знаний и профессиональных навыков. Трудностей на новой должности не испытываю. Тем более коллектив у нас молодой, энергичный и профессиональный. Если я в чем-то сомневаюсь, то не стесняюсь спрашивать у подчиненных. Работа очень интересная и требует постоянного саморазвития, так как законодательство меняется.

Сергей Видякин: «Антимонопольные меры можно применять лишь в случае, если стоимость товара за неделю выросла более чем на 5 %» Сергей Видякин: «Антимонопольные меры можно применять лишь в случае, если стоимость товара за неделю выросла более чем на 5 %»

«С»: Так совпало, что с вашим приходом на должность руководителя изменились некоторые функции ведомства…
— Действительно, часть из них сняли, но добавили другие. Заявления физических лиц, не связанные с ущемлением интересов не¬определенного круга лиц и предпринимательской деятельностью, мы теперь направляем в другие ведомства. Например, жалобы на страховые компании — в Центральный банк, который является регулятором этой сферы. Хотя в свое время мы проделали большую работу по выявлению фактов навязывания дополнительных услуг клиентам Росгосстраха. Компанию дважды штрафовали. После этого жалоб почти не стало, а в полисах появилась информация, что страхователь в течение трех дней может обратиться в компанию для возврата средств за дополнительные услуги. ФАС России предложила увеличить период возврата до 10 дней. Обсуждения инициативы идут до сих пор… С января мы начали контролировать выдачу разрешений на строительство. В рамках короткой 10-дневной процедуры в управлении можно обжаловать действия госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, которые либо затягивают выдачу разрешений, либо требуют провести дополнительную процедуру, не установленную Градостроительным кодексом. С 1 марта ФАС будет контролировать решения региональных органов власти по оптовым и розничным надбавкам к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
«С»: Между тем ФАС уже выступила с инициативой повысить стоимость дешевых препаратов. Для чего?
— ФАС предлагает единовременно проиндексировать на 5 рублей цены на недорогие лекарства, чтобы обеспечить безубыточность их производства. Нерентабельность стала причиной исчезновения таких медикаментов с рынка. Мониторинг показал, что отечественные фармкомпании уже приостановили производство 197 наименований подобных препаратов.
«С»: Во время недавней эпидемии гриппа в ваше ведомство поступали сообщения по поводу завышения цен на противовирусные препараты?
— Нет. Хотя знаю о недовольстве жителей города отсутствием этих препаратов в аптеках.
«С»: Стоимость продуктов тоже устраивает жителей Мордовии?
— Звонки о ценах на продовольственном рынке периодически поступают. Но антимонопольные меры можно применять лишь в случае, когда стоимость товара за неделю выросла больше чем на 5 %. В республике такого еще не было. Мониторинг мы проводим еженедельно… Основная часть жалоб поступает по поводу конкурсов и торгов. Нередко победители оказываются не в состоянии выполнить свои обязательства.
«С»: Недавно вы возбудили административное дело против одной из микрофинансовых организаций…
— Да, после обращения Национального банка РМ. Как выяснилось, организация разместила в районной газете рекламу своих финансовых услуг, хотя соответствующей лицензии не имела. Сейчас ждем, когда она предоставит документы. Ей грозит штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Заседание комиссии назначено на 11 марта. В прошлом году во время проверки в Саранске мы выявили нарушения закона «О рекламе» в другой микрофинансовой организации. В частности, указывая процентную ставку по кредитам, она не информировала клиентов о дополнительных условиях, чем вводила их в заблуждение. Кстати, по вопросам рекламы при Мордовском УФАС создан постоянно действующий экспертный совет, в состав которого входят представители бизнеса, органов государственной власти, а также саранской дирекции по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Он собирается при возникновении спорных вопросов, выносит решение и направляет рекомендации в администрацию города или другие инстанции.
«С»: Что этому совету уже удалось сделать?
— Благодаря его рекомендациям исчезла реклама на дорожных знаках. Демонтирована так называемая навигация на придорожных столбах, когда на тот или иной магазин указывала стрелка.
«С»: А какое самое интересное дело рассматривало УФАС за последнее время?
— Пожалуй, самое прецедентное касается службы заказов такси «Максим», которое длится уже более двух лет. Фирма нарушила закон «О рекламе». Возможно, помните радиоролик: «По бабам, по бабам — он ходит по бабам! По барам, по барам — сидит с кем попало! А если сегодня поедет опять — такси, как всегда, будет ждать…» Во-первых, реклама признана неэтичной. Во-вторых, она создавала впечатление у потребителей, что «Максим» предоставляет именно автомобили такси. На самом деле служба осуществляла лишь операторскую деятельность, а информацию о вызовах передавала любому желающему перевозчику, не проверяя легальность его деятельности. Уже состоялись несколько судебных разбирательств. Надеюсь, точка в деле будет поставлена в ближайшее время. Хотя уже сейчас фирма «Максим» более осторожна в рекламе.

340x240_mvno_stolica-s-noresize