Общество

Основатель движения борьбы с нарушителями ПДД «СтопХам» Дмитрий Чугунов – о конфликте с легендарным уроженцем Мордовии Алексеем Немовым: «Прикрываться ребенком – глупость!»

Уроженца Мордовии, посла на ЧМ—2018 по футболу от Саранска, легендарного спортсмена и четырехкратного олимпийского чемпиона Алексея Немова 13 февраля уложили лицом в снег в центре Москвы как нарушителя ПДД. Гимнаст оказался «героем» Интернета, когда устроил потасовку с представителями общественного движения «СтопХам», которые почти 6 лет выявляют на российских дорогах наглецов и хамов. Руководитель «СтопХама» Дмитрий Чугунов рассказал «С» о конфликте и возможной пользе своего проекта.

Немов
«С»: Посмотрел ролик с участием господина Немова, который является послом Саранска на ЧМ—2018. Посылал он ваших соратников профессионально… Как развивается эта ситуация?
— Несколько не так, как хотелось бы. Он, конечно, человек заслуженный и уважаемый. Все бывает, каждый совершает ошибки. Как мне кажется, сам Немов понял, что это именно ошибка с его стороны и была. Поэтому не хочется, чтобы ситуация развивалась дальше. Надеюсь, Алексей не будет эту тему педалировать. Лично у нас такая задача не стоит.
«С»: В этой ситуации с юридической точки зрения к вашим бойцам могут быть какие-то вопросы?
— Было бы странно. На видео все хорошо заметно. Какие вопросы?! С их стороны никаких грубых и уж тем более хулиганских действий не было. Было видно, что они не хотят конфликта, а всячески пытаются его потушить.
«С»: Господин Немов связывался после инцидента с кем-то из ваших ребят?
— По моим сведениям, нет.

Реакция
«С»: Часто ли в Москве героями ваших роликов становятся знаменитости?
— Скажем так: бывает. Не часто, но бывает. Просто действует закон больших чисел. Мы «работаем» в центральной части города, в том числе в местах, где появляются разные обличенные властью и просто известные люди. Мы же подходим ко всем, а не делаем выборку: вот тут — знаменитость, к нему мы пойдем, а тут — нет.
«С»: Если не ошибаюсь, такая реакция известного человека на действия стопхамовцев — с дракой и матом — зафиксирована впервые. Насколько помню, даже режиссер Никита Михалков без скандала ретировался…
— Да, именно так. Обычно реакция более сдержанная.
«С»: А был ли в момент инцидента ребенок в машине Немова, как потом утверждали его супруга и сам Алексей?
— Ребята не слышали детских криков и самого ребенка не видели. Я затем множество раз просматривал видеоролик, но никаких признаков нахождения в машине малыша не увидел. То ли в машине настолько хорошая шумоизоляция, то ли вообще никого внутри не было… Есть очень важный для меня аспект. Если находишься в машине с ребенком, то ты должен быть в десять раз осторожнее, а твои действия — продуманнее. И парковаться вторым-третьим рядом с маленьким пассажиром — значит подвергать его опасности. Осознанно или нет, но подвергать. Потому что для автомобиля, припаркованного не по правилам, существует гораздо более серьезная возможность попасть в аварийную ситуацию. Ты же находишься на проезжей части, а не на парковке. И это очевидно. Поэтому прикрываться тем, что ты находишься в машине с ребенком, — глупость какая-то.
«С»: Вы же говорите как отец? Насколько знаю, у вас тоже есть малыш…
— Конечно.
«С»: Кстати, вы сами машину водите?
— В семье сейчас машина есть только у супруги. Свою я несколько лет назад продал. Пользуюсь общественным транспортом, мне так комфортнее.
«С»: Получается, вы на себе лично ощущаете влияние московских хамов…
— Ну, да. Я и автомобилист, и пешеход, и пользователь общественного транспорта. Кстати, насчет последнего… Меня лечить не надо, я прекрасно знаю, что рекламируемые призывы московских властей к населению массово отказываться от личного транспорта в пользу велосипедов, метро, автобусов, трамваев и троллейбусов — популизм в чистом виде.
«С»: Почему же? Неудобно?
— На велосипеде зимой — очень неудобно. Что касается метро и всего прочего… Я сам большой его любитель. Но считаю, что если хотя бы 10 % владельцев личных машин пересядут на общественный транспорт, там возникнет коллапс. Инфраструктура не готова, она не выдержит.

Польза
«С»: Видите ли вы улучшения на дорогах после нескольких лет работы вашего проекта?
— Хм… Аналитику мы пока никакую не делали, пока не ставили такую задачу. Нужно будет сделать, чтобы понять, насколько проект повлиял на мысли и сознание основной аудитории — подрастающего поколения; научилась ли молодежь разбираться во взаимоотношениях на дороге. Но знаете… Судя по обращениям, что поступают мне на почту и в соцсетях, молодежь нас понимает и поддерживает. Проект имеет серьезную формирующую составляющую, когда люди узнают, как надо, а как не надо поступать.
«С»: А если взять такой показатель, как проявление агрессии по отношению к вашим бойцам со стороны участников дорожного движения?
— Агрессии стало меньше! Как и людей, что стараются придумать конфликт на ровном месте. Адекватных все больше и больше! Если три-четыре года назад можно было наснимать за день рейда два ролика, при этом не стоило много ходить, а на нашем пути попадалось колоссальное количество хамов и идиотов… То сейчас можно за неделю ничего не наснимать. И это показатель, как мне кажется.
«С»: Что с производством уголовных дел, возбужденных по факту избиения ваших бойцов? Знаю, что в Питере нескольких ребят серьезно избили…
— Насколько знаю о питерской истории, часть обидчиков наших ребят уже сидит. Принесены извинения со стороны фигурантов дела. Возмещен ущерб, нанесенный технике и дорогостоящим украшениям. Так или иначе, история для нас заканчивается благополучно.
«С»: Часто возникают вопросы о юридической чистоте работы проекта «СтопХам». Были судебные прецеденты по привлечению к ответственности именно ваших бойцов?
— Пока не было. Невозможно доказать в суде, что наклейка наносит ущерб стеклу автомобиля. Возможно, наклейка и нелегко отдирается… Но без повреждений для стекла — это точно. Безусловно, мы компенсируем ущерб, если так решит суд. Но, повторюсь, прецедентов не было.
«С»: А были такие ситуации, когда участники проекта срывались на водителей?
— Знаете, взрывы эмоций бывают со всех сторон, у нас же живые люди. Но мы всегда находим в себе силы остановиться. Когда чувствуем, что переборщили, сглупили, наклеили неправильно (были такие ситуации), то извиняемся и сами удаляем. Бывает, что ребята ошибаются. К счастью для меня, это редко происходит.
«С»: Судя по грамотным в потасовках действиям ребят, они неплохо подготовлены. Тот же случай с Немовым. Ловко его уложили в снег. Бойцы занимаются единоборствами?
— Они очень разные. Кто-то смотрит на меня и других увлекающихся спортом и тоже следит за своей физической формой. Но единого требования ко всем нет. Что касается ребят, которые общались с Немовым… Просто они чуть больше его по комплекции. Тот же Мохамед (Исмаилов, руководитель одного из направлений движения — «С») весит больше 120 кг, поэтому ему это сделать было не очень сложно. Плюс адреналин.

Дмитрий Чугунов и его соратники часто сталкиваются с большим противодействием…

Мордовия
«С»: Что происходит с движением в целом? Отделений в регионах становится больше или они сокращаются?
— Где-то закрываются, где-то открываются, причем в неожиданных для нас местах. Изменения происходят постоянно, это такой процесс. Обычно в обойме находится 15—20 регионов.
«С»: В Саранске отделение так и не открылось. Как говорят в таких случаях — «городок маленький, активистов затем в подворотне найдут»…
— Не знаю, у нас ребята работали и в небольших регионах с высокой криминогенной ситуацией. Там все друг друга знали, но понимали, что не стоит лишний раз сталкиваться с федеральным проектом, который так или иначе поддерживается, в том числе и Президентом…
«С»: Возможно, в Саранске просто не нашлось активистов…
— Да-да, все верно. А может, просто у вас проблема нарушителей не настолько актуальна.
«С»: Кстати, есть отделение проекта в Чечне, «самом дерзком» регионе России?
— А у них нет необходимости в «СтопХаме». Как член Общественной палаты РФ я в данный момент нахожусь в командировке в Грозном. Успел прогуляться по городу. И здесь все хорошо с наведением порядка: так, как должны работать, работает ППС, работает ГИБДД…

Личное дело

Дмитрий Александрович Чугунов родился 25 февраля 1986 года в Москве.
Основатель и руководитель «СтопХама», участвовал в рейдах до середины 2011 года.
Общественный деятель и гражданский активист. Член Общественной палаты РФ. Первый заместитель председателя комиссии по общественной безопасности и общественной наблюдательной комиссии.
Окончил московский педагогический колледж № 15 по специальности педагог-организатор.
Проходил срочную службу снайпером в отряде специального назначения «Витязь» и «Тайфун» ВВ МВД РФ, контрактную — в качестве инструктора взвода спецназначения. Является бронзовым призером чемпионата войск — 2008 по стрельбе из снайперской винтовки. Чемпион Восточного регионального командования ВВ МВД РФ по дзюдо, самбо, стрельбе из личного оружия (винтовки).

История конфликта

16 февраля на канале «СтопХама» в YouTube появилось видео рейда, проведенного 12 и 13 февраля в Москве, под названием «Неспортивное поведение». Главным его «героем» стал 39-летний уроженец теньгушевского поселка Барашева Алексей Немов.
Вечером 12 февраля на его «Мерседес ДжиЭль», стоявший вторым рядом, прилепили стопхамовскую наклейку. До этого активисты обращались и к водителю (за рулем сидел сам спортсмен), и к пассажиру (супруге Немова Галине) с просьбой убрать автомобиль. Затем пара все же уехала.
На второй день рейда стопхамовцы практически на том же месте увидели тот же «Мерседес», стоявший вторым рядом. Впереди сидел лишь один Немов. Он выругался в сторону активиста, послав его в известное каждому россиянину путешествие, а после того, как на лобовом появилась наклейка, вышел из машины с вопросом: «Вы че, офигели, ребят?!» — и ткнул соперника рукой в лицо. Завязалась потасовка, в ходе которой Немов еще сильнее ударил активиста по лицу, из-за чего был быстро прижат к земле и поставлен в неудобную стойку под названием «кверху попой»… В сообщении, предназначенном для СМИ, Алексей Немов после инцидента обвинил бойцов «СтопХам» в провокационных действиях. По его словам, вечером 13 февраля он остановил автомобиль на улице Петровка на несколько минут, чтобы встретить супругу. На заднем сиденье находился спящий шестилетний сын. Якобы мальчик проснулся от шума, вызванного стопхамовцами, и заплакал. И тогда Немов вышел из салона, чтобы разрешить ситуацию. Корр.«С» пытался взять комментарий по телефону у Алексея Немова, который, кстати, является членом Патриаршего совета по культуре РПЦ, и его супруги Галины. Но звездная чета не ответила…
Этот конфликт на несколько дней стал темой № 1 в СМИ. Часть общественности вступилась за Немова, напирая на провокационные действия со стороны стопхамовцев, другая — разочаровалась в поведении спортсмена. ДЕНИС ТЮРКИН понял, что это очередной повод поговорить с основателем и руководителем «СтопХама» Дмитрием Чугуновым.

Досье «С»

Некоммерческая организация основана в Москве в 2010 году как федеральный проект
по борьбе с хамством со стороны водителей и нарушениями дорожных правил. Активисты проводят рейды в оживленных местах, где наблюдается большое скопление нарушителей, создающих помехи другим участникам. Отмечаются нарушения правил стоянки и остановки (парковка вторым рядом, на тротуаре и прочее), движение по тротуару. Активисты сначала максимально корректно просят водителей убрать транспортное средство, чтобы исключить нарушение. И только затем, если на их замечание не реагируют, помещают на лобовое стекло внушительных размеров наклейку в виде круга с надписью «Мне плевать на всех паркуюсь где хочу» (пунктуация сохранена). Иногда вызывают на место сотрудников ГИБДД и выступают в роли свидетелей нарушения. Все рейды записывают на видео, а затем выкладывают в Интернет.
Организация во многом существует на заработок, который идет от размещенной рекламы на их роликах. Также известно о получении «СтопХамом» президентских грантов в размере от 4 до 8 миллионов рублей ежегодно. Часто на действия активистов движения возникает агрессивная реакция со стороны нарушителей. Уже зафиксировано несколько случаев, когда после рейдов «СтопХама» из-за своего некорректного поведения лишались постов высокопоставленные чиновники в разных регионах страны.

340x240_mvno_stolica-s-noresize