Общество

Вагончик тронется, тариф останется?

Электрички вернули в регионы после вмешательства Путина

 

Отмена пригородных электричек в ряде регионов России стала одной из самых обсуждаемых тем на прошлой неделе. Стоило Президенту Владимиру Путину устроить разнос, как через сутки пригородное сообщение было частично восстановлено. В Мордовии, несмотря на большой долг перед железнодорожными компаниями, движение отмененных электричек обещали возобновить с 10 февраля. Подробности — в материале ОЛЬГИ ПЛАТОНОВОЙ.

 

С начала года жители 20 регионов России лишились возможности перемещаться на пригородных поездах. Где-то увеличились интервалы движения, где-то электрички отменили вовсе. В Мордовии был полностью ликвидирован лишь один маршрут, поэтому большой шумихи не произошло. Между тем в транспортной блокаде оказалось ромодановское село Алтары. Его жители теперь не могут добраться ни на работу, ни в больницу. Причиной отмены электропоезда, как и в других регионах, стало резкое повышение стоимости содержания железнодорожной инфраструктуры. Бюджет оказался не способен компенсировать затраты перевозчика. На совещании у Президента вице-премьер Аркадий Дворкович предложил ряд шагов по решению проблемы. «Необходимо снизить налог на добавленную стоимость по пригородному сообщению до 10 %, возвратить льготную ставку платы за инфраструктуру с 25 % до одного, выделить дополнительные деньги самим регионам», — перечислил он меры, обещая решить проблему в течение месяца. «А что, раньше этого нельзя было предусмотреть? — возмутился Путин. — Правительство о чем думало, когда вводило соответствующие нормативы и поддерживало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД?.. Вы понимаете, насколько это серьезно? Это же не один автобусный маршрут отменили. Перестали ходить электрички в регионах! Вы что, с ума сошли, что ли? Это просто несерьезный подход к делу. Пригородное железнодорожное сообщение должно быть восстановлено немедленно…» Результат не заставил себя ждать. «В Мордовии все маршруты будут восстановлены уже 10 февраля, — заявил начальник отдела государственной политики на транспорте Госкомтранса РМ Александр Саликов. — Компании «Содружество» и «Башкортостанская ППК», которые осуществляют пригородные железнодорожные перевозки в республике, пошли нам навстречу, несмотря на то что бюджет Мордовии пока не имеет возможности погасить задолженность в полном объеме…»

Проблема отмены электричек берет начало в 2011 году, когда глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин решил сделать доходы госкомпании «полностью прозрачными» и прекратил перекрестное субсидирование пригородного железнодорожного сообщения. По всей России были учреждены дочерние компании, уполномоченные требовать у региональных властей компенсации за убытки, если цены на билеты в электричках ниже себестоимости.

Ранее ОАО «РЖД», являясь собственником всей железнодорожной инфраструктуры страны, поддерживало пригородное сообщение за счет доходов от перевозки грузов и поездов дальнего следования. Часть суммы компенсировали региональные бюджеты. Как отмечают некоторые эксперты, с появлением дочерних предприятий убытки пригородного сообщения в одночасье выросли в десятки раз и достигли сотен миллионов. Согласно соглашению, которое прошлым летом подписали Правительство Мордовии и ОАО «Башкортостанская ППК», сумма некомпенсированных потерь за 2012—2013 годы, которую республика должна выплатить до конца 2024-го, составляет 105 миллионов рублей. Вероятно, за последние 12 месяцев долг значительно вырос, ведь билеты дорожают гораздо медленнее, чем увеличивается «экономически обоснованный тариф». Кстати, основную долю последнего составляет оплата аренды поездов у ОАО «РЖД».

340x240_mvno_stolica-s-noresize