Общество

Журналист и правозащитник Алексей Симонов: «У нас история сегодня существует, прошу прощения, через «трах»…»

Визит в Саранск Алексея Симонова стал событием для всех, кто интересуется литературой, историей, кинематографом и журналистикой

 Художественные чтения, интерактивные лектории, круглые столы, конференции и литературные встречи, посвященные 100-летию фронтового журналиста и писателя Константина Симонова, в ближайшее время пройдут во многих городах нашей необъятной страны. В Саранске поэтический вечер 30 октября провел лично сын писателя Алексей Симонов. Визит в Мордовию известного кинорежиссера, писателя и правозащитника, много лет возглавляющего Фонд защиты гласности, был далеко не первым. С нашим регионом его связывают давние отношения, причем личного характера. В Саранске родилась и выросла его жена, заслуженная артистка России Галина Щепетнова. Именно она стала соавтором встречи Алексея Симонова с заинтересованной общественностью в стенах Мордовского университета. За результатом семейного творчества наблюдала ОЛЬГА СТАРОСТИНА.

«Тяжело ли быть сыном знаменитого отца? Если представить, сколько раз в месяц меня об этом спрашивают, то конечно, — отбивался Алексей Симонов от молодых представителей прессы. — Хотя меня никакими вопросами уже не запугаешь. Примерно в 25 российских городах Фонд защиты гласности провел «Школу расследовательской журналистики», во время которой я учил молодых людей брать интервью. 12 гавриков, представляющих 12 разных средств массовой информации, должны были подготовить 5 вопросов, отвечающих тематике своего издания. Отвечал я на них в течение 3 часов… Об отце сегодня я сам все расскажу со сцены. Пора начинать…»
Полный зал. Преподаватели вуза, ветераны и, конечно же, студенты. Последних вначале занимал один вопрос — как бы незаметно свалить. Видимо, так и не придумав, как именно, они прислушались и заинтересованно замерли. А со сцены лились откровения. «Отец для меня — большая и очень важная часть жизни, — признавался Алексей Симонов. — Когда 8 августа 1979 года я снимал кино в Выборге, ко мне приехала мама, которая только что вернулась из своей первой и единственной поездки за границу, а именно в США. Кроме подарков привезла номер телефона отца, который в это время лежал в московской больнице. Хотела, чтобы я ему позвонил, дав возможность поздравить себя с 40-летием. После одной удачно проведенной медицинской процедуры он был полон оптимизма и тогда произнес слова, ставшие путеводной звездой на всю мою оставшуюся жизнь. Сказал, что гордится тем, что имеет такого 40-летнего друга, как я. Услышать такое от отца было большим подарком… К сожалению, вторая процедура прошла для него неудачно. Зацепили бронхи, легкое залило кровью, в результате чего развилось еще одно воспаление. 28 августа он скончался… через 20 дней после нашего разговора, который стал последним, а оттого чрезвычайно дорогим и важным…»


Знакомая многим история мальчика из Петрограда Кирилла Симонова, отец которого пропал без вести на фронте во время Первой мировой войны и который начал свою трудовую биографию в фабрично-заводском училище токарем по металлу, из уст его сына звучала по-новому. Без фальши и мифов, которыми обросла биография Симонова-старшего. Один из них появился после выхода в свет в 1936 году стихотворения «Генералы» и касался участия писателя в испанских событиях. «На самом деле никто отца туда не посылал и с войной ему пришлось познакомиться немного позже — в августе
1939-го¬. Тогда Кирилл Симонов был уже Константином. Этот псевдоним впервые появился на обложке книги «Настоящие люди» в 1938-м. Дался он отцу нелегко. В семье разразился скандал. Моя бабка тогда даже написала стихотворение, которое осталось в анналах нашей семьи навсегда: «Константина не желала, Константина не рожала, Константина не люблю и в семье не потерплю!»
До конца своих дней она звала сына Кирюшей, и никак иначе… В 1939 году на свет появился я, а через 14 дней папаша в должности поэта «Героической красноармейской» уехал в Халхин-Гол. Сейчас об этом военном конфликте уже почти не помнят, но он был очень кровавым и жестоким». В 1941-м Константин Симонов горячо и страстно влюбился в звезду советского кино Валентину Серову и ушел из семьи. Алексей Кириллович говорил об этом спокойно и даже восторженно, хотя долгое время таил на родителя обиду. Это теперь, спустя много лет, достойный сын своего отца понимает, что если бы не это увлечение, не было бы в России самого популярного стихотворения, ставшего символом настоящей верности. «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…» — читал с экрана сам автор, седовласый импозантный мужчина в стильном костюме. Видеозапись была сделана в 1977 году в «Останкине».


«Написано стихотворение было в июле 1941-го на даче Льва Кассиля в Переделкине, — рассказал Симонов-младший. — Я там был три дня тому назад. Намереваюсь осуществить идею, которую в 2011 году высказал корреспондент «Российской газеты» Дима Шеваров. Он предложил установить памятный знак в том месте, где родился этот шедевр». Второй визитной карточкой Константина Симонова стал роман «Живые и мертвые», написанный на основе его фронтовых дневников, а значит, реальных событий. Правда была в нем одна существенная творческая «поправка». «Как вы, наверное, помните из романа, корреспондент военной газеты Иван Синцов отказался покидать оказавшуюся в окружении часть и остался на передовой, — продолжил Алексей Кириллович. — На самом деле отец оставил часть полковника Кутепова и в дальнейшем ничего не смог выяснить о ее судьбе. По сути, герой произведения сделал то, на что отец не смог решиться. Это мучило его много лет, а потом он завещал развеять свой прах на Буйническом поле, где и происходило действие романа. 4 сентября 1979 года вопреки желанию власти, которая решила захоронить прах Константина Симонова на Новодевичьем кладбище, я, три мои сестры от разных матерей, вдова отца Лариса Жадова и двое его самых близких людей отправились к Могилеву, чтобы исполнить его последнее желание». Так Константин Симонов вновь воссоединился с 388-м стрелковым полком, почти полностью погибшим в январе 1942-го…»


«С»: Алексей Кириллович, кому бы вы доверили снимать художественный фильм об отце?
— Есть достаточное количество режиссеров, которые уважают свою профессию. Не зарабатывают ею деньги, а работают, потому что иначе жить не могут. В принципе ее мог бы сделать Алексей Герман, но не стал бы. Слишком любит Симонова, чтобы рассказывать о нем правду.
«С»: А кто, по-вашему, мог бы его сыграть?
— Я, только лет 30 назад. Кстати, тогда же мог и снять картину, но в голову такая мысль не приходила. Вообще считаю, что фильмы об исторических персоналиях раньше чем через 100 лет делать не нужно. Вся история Константина Симонова еще не утряслась. Другой разговор, будет ли это интересно кому-то через 20 лет. Утверждать не могу. Но сегодня интересуют только постельные подробности. У нас история сегодня существует, прошу прощения, через «трах». Отношение к ней ужасное. Оно определяется такими газетами, как «Комсомольская правда» и «Жизнь». Мы стали пошляками. А если подумать, зачем нужен этот «смак»? На фиг он нам сдался?.. Они говорят, что без этого их не читают. С тех пор как появились вещи, про которые нельзя писать, стало проще разговаривать на птичьем языке постели, нежели на открытом языке правды. Рассказы о том, что реально происходит в стране, несомненно, были бы интересны, но их себе никто не может позволить. Даже те, кто это якобы делает.
«С»: Журналистика вымирает?
— В этом отношении да. Но знаете, раз в год я бываю на большом съезде журналистов в Дагомысе и вижу там довольно много людей, которые продолжают интересоваться профессией. Молодые люди с радостью слушают бывшего корреспондента «Известий» Леню Шинкарева, который написал лучшую книгу о том, как мы замудохали Чехословакию. Очень сильная, разумная и тонкая вещь. Его рассказы помогают понять, зачем нужна журналистика.
«С»: И зачем же, по-вашему?
— Для того чтобы пытаться говорить правду. Со всем остальным справляются те, кто занимается пиаром. К сожалению, сегодня в журналистике нет репутации. Очень обидно, потому что есть достойнейшие представители профессии.
Вот в этом году лучшим журналистом года будет признан корреспондент «Новой газеты» Паша Каныгин. Он взял интервью у лидеров ДНР и ЛНР в самых неприятных для них ситуациях, сумел сфотографировать в Украине наших российских пленных и привезти их фото родителям. Совершил несколько выдающихся поступков и стал одним из первых кандидатов на премию Сахарова этого года… Пожалуй, на этом и закончим. Жена уже заждалась.

340x240_mvno_stolica-s-noresize