Общество

Легендарный тележурналист Владимир Молчанов: «То, что мы видим на федеральных каналах – полнейшее убожество!»

  ЕРА. Программа «До и после полуночи» была для советских людей окном в мир свободы…

Легендарный тележурналист Владимир Молчанов: «То, что мы видим на федеральных каналах – полнейшее убожество!»
На передаче «До и после полуночи» выросло целое поколение. С Владимира Молчанова началось становление отечественного телевидения. Сейчас он не смотрит федеральные каналы, считая их настоящим убожеством, не дружит с властью, но верит в светлое будущее страны… Представитель дворянского рода снимает документальные фильмы и ведет программы на «Радио Орфей» и телеканале «Ностальгия». Легендарный тележурналист ответил на вопросы ТАТЬЯНЫ НОВИКОВОЙ.

«С»: Владимир, вы никогда не скрывали, что не дружите с властью…
— Храни нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь! Я никогда не дружил ни с какой властью. Мне были симпатичны Горбачев и Ельцин, но это еще ничего не значит. Понимаете, чем дальше стоишь от власти, тем меньше шанс замараться. И потом журналисту дружить с властью вообще неприлично. Репортер всегда должен быть в оппозиции, критиковать глупость и воровство, которые особенно распространены в регионах. Когда я вижу, в каком состоянии находится журналистика в глубинке, где в кресле губернатора сидят идиоты и самодуры, то понимаю, что пора все это прекращать.
«С»: Вам доводилось бывать в Мордовии?
— Только проездом. Когда снимал фильмы о тюрьмах, объехал 11 зон! Провел целый день в мордовской колонии, но сюжета не получилось. Знаю, что в ваших краях часто бывает Жерар Депардье, считаю его визиты полным бредом! Чтобы мозги оставались свежими, не нужно пить! Как это унизительно! Известный французский актер делает такие глупости, над которыми смеются приличные люди. А ведь его так любили зрители!
«С»: Скоро в Саранске состоится концерт вашего друга Александра Градского…
— Мы дружим с молодости. Когда я жил в композиторском доме на Маяковке, Саша приходил к моему соседу – замечательному пианисту Володе Фельцману. Мы с женой стали первыми, кому Градский подарил свой диск с музыкой к фильму «Романс о влюбленных». Когда мой папа был генеральным директором Большого театра, я попросил его устроить Саше прослушивание. Отец хотел принять его на работу, но худсовет оказался против. Почему-то не понравились Сашины манеры. Но жизнь показала, что настоящий талант всегда пробьет себе дорогу. Спустя некоторое время, Градский исполнил на сцене Большого театра партию Звездочета в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
«С»: Вы также дружили с Андреем Мироновым и были последним, кто взял у него интервью…
— Никогда не забуду, как ночью 8 марта 1987 года он пришел на мою первую программу «До и после полуночи»… Мы действительно очень дружили. Наши родители хорошо общались. У меня есть детская фотография, где ему 10 лет, а мне год. Андрей даже жил у меня в Голландии, когда я там работал собкором. А то, что пишут о его якобы любви к моей жене, – неправда. Мы просто очень мило общались.
«С»: В конце 1980-х в вашей передаче впервые показали клип на песню Игоря Талькова «Россия». Как вы на такое решились? Ведь по тем временам могли потерять работу…
— В те времена свободы на телевидении было больше, чем сейчас, когда во главе страны стоит Владимир Путин. И это притом, что тогда существовали всевозможные ЦК, обкомы и КГБ. Такой цензуры как сейчас не было. С Игорем Тальковым мы не были друзьями, я виделся с ними всего два раза. Он просто пришел и показал видео с песней, зная, что в моих программах показывают то, что больше нигде нельзя увидеть… Через два дня ролик появился в эфире.
«С»: Правда ли, что архивные записи передачи «До и после полуночи» исчезли каким-то непонятным образом?
— Абсолютное большинство – да. Лишь какие-то отрывки остались. Несколько своих передач я смотрел в Америке по одному из российских каналов. Наверное, в свое время их кто-то продал «налево» (смеется – «С»).
«С»: Почему вы не охотно отвечаете на вопросы журналистов о Владимире Путине?
— Потому что мне они порядком надоели. Во-первых, не считаю, что один человек может так долго управлять страной. Особенно, когда в его политике как во внутренней, так и во внешней, провалы следуют один за другим. Во-вторых, такого обилия спецслужб не было даже при советской власти. Людям, которые отличаются свободолюбием, все это, конечно, неприятно. Поэтому происходит колоссальный отток из страны талантливых граждан. Я, например, мог уехать в Голландию или в Испанию, но по семейным обстоятельствам остался в России.
«С»: Почему россияне так стремятся к Западу?
— Потому что там есть хорошие духовные и культурные ценности. Когда на Руси ходили в шкурах, не умели читать и писать, в Испании строили фантастические храмы, а в Италии звучала волшебная музыка, издавались замечательные литературные произведения. Но стремиться к Западу надо по-умному и брать только хорошее. К сожалению, наши люди взяли все плохое – американское кино и страсть к деньгам. На Западе это не так заметно, как здесь.
«С»: Так есть ли будущее у страны, чьи граждане переняли от Запада стремление к наживе и роскоши?
— Пока не вижу его вообще. Но когда наши детишки отучатся в гарвардах и приобретут хорошее образование, оно появится! Если к власти придут нормальные люди — историки или экономисты, может быть, что-то изменится. Перемены к лучшему наступят, когда выгонят поганой метлой губернаторов – все это ворье и кремлевскую резидентуру — чекистов. Пока, к сожалению, ничего не меняется.

ИТАР-ТАСС. Владимир Молчанов не скрывает своего критического взгляда на российскую власть

«С»: Приятно, что ваша точка зрения никогда не менялось, что делает честь представителю старинного дворянского рода…
— За это дворянство моя семья жестоко поплатилась. Деда расстреляли, бабушка провела 20 лет в ссылке. Маму отчислили из театрального училища как дочь «врага народа»… В общем, все, как у многих людей, которые оказались несовместимы с советской властью. Поэтому я всю жизнь желал СССР крушения. В отличие от некоторых подполковников госбезопасности, не считаю, что это событие стало главной геополитической катастрофой XX века. Это великое счастье, что СССР рухнул! Просто все произошло как всегда глупо. Согласен, что после краха людям жилось непросто, но до этого ведь было еще хуже. Очень надеюсь, что молодые и энергичные люди вашего поколения смогут вытянуть страну!
«С»: Какие передачи на российском телевидении вы считаете достойными?
— Очень люблю Ивана Урганта. Блистательный ведущий! По-прежнему нравится «Что? Где? Когда?» и «Непутевые заметки» моего друга Димы Крылова. К сожалению, сейчас более слабые, чем в прошлом команды КВН… На Первом канале люблю смотреть «Голос» и замечательные фильмы, которые показывают в позднее время. Новости стараюсь пропускать. Они везде однообразные — комплиментарные. Вы хоть раз за 12 лет слышали критику в адрес Путина по федеральным каналам?! Я — ни разу. Поправьте, если ошибаюсь. Такого нет ни в одной цивилизованной стране! Люблю смотреть каналы «Дождь», «Совершенно секретно» и «Ностальгия», на котором сам работаю. Сейчас благодаря спутниковому телевидению есть большой выбор. То, что мы видим на федеральных каналах – полнейшее убожество! За крайне редким исключением. Меня часто приглашают на ток-шоу, но я всегда отказываю. Не люблю истошных воплей. Андрея Малахова смотрю только по субботам (ток-шоу «Сегодня вечером» — «С»). А то, что идет по будням, не видел уже много лет. Я вел подобную передачу «Частная жизнь», но у нее был не столь высокий рейтинг, потому что никогда не заглядывал девушкам под юбки.
«С»: А какую передачу вы согласились бы вести?
— Сейчас приличные люди предпочитают работать на спутниковых телеканалах, а не на федеральных, которые выглядят очень неприлично. Уверен, что далеко не всем интересно работать в омерзительных ток-шоу, которые обсуждают матку Аллы Пугачевой перед публикой в сто миллионов человек. Вот это точно не для меня. Мне нравится снимать документальное кино и работать на радио «Орфей». А на федеральном канале я согласился бы вести только музыкальную программу.

Личное дело
Владимир Кириллович Молчанов родился 7 октября 1950 года в Москве.
Отец — композитор Кирилл Молчанов, мать — актриса Марина Пастухова-Дмитриева, сестра — спортивный комментатор Анна Дмитриева. Закончил филологический факультет МГУ, где изучал голландский язык. В 1973-1986 годах работал корреспондентом в Нидерландах. В начале 1980-х выпустил книгу «Возмездие должно свершиться», за которую удостоен премии Максима Горького.
Вел телепрограммы «До и после», «90 минут», «120 минут», «До и после полуночи», «Время», «Частная жизнь», «И дольше века», «Английский завтрак». Снял около 20 документальных фильмов. В 1998-м сыграл роль советского журналиста в фильме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Сыграл самого себя в сериале «Черная комната» (2000). До июля этого года вел программу «Полуночники» (телеканал «Мир»). На телеканале «Ностальгия» ведет еженедельно ток-шоу «До и после с Владимиром Молчановым». На «Радио Орфей» выходит его передача «Рандеву с дилетантом». Неоднократно становился лауреатом премии «ТЭФИ».
Обладатель премий «Радиомания» (2007 год) в номинации «Лучший радиоведущий» и «Человек года» Федерации еврейских общин России (2006-й). В 2011 году награжден Орденом Почета за большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания. Женат на испанке Консуэло Сегура. Имеет дочь и внука.

340x240_mvno_stolica-s-noresize