Общество

К-131: на дне истории

 

Ценой собственной жизни уроженец Мордовии капитан 3-го ранга Александр Черняев спас 117 подводников. Но об этом подвиге руководство ВМФ предпочитает не вспоминать…

Семейная идиллия Черняевых сгорела в пожаре на к-131 18 июня 1984 года. Светлана (слева) так и не встретила более достойного мужчину, чем Александр. Больше она не выходила замуж. Дочка Мария (в центре) в 2005 году родила сына Данилу. Сейчас она трудится в банке города Армавира Семейная идиллия Черняевых сгорела в пожаре на к-131 18 июня 1984 года. Светлана (слева) так и не встретила более достойного мужчину, чем Александр. Больше она не выходила замуж. Дочка Мария (в центре) в 2005 году родила сына Данилу. Сейчас она трудится в банке города Армавира

Этой трагедии словно никогда и не было… Не было героического подвига уроженца Мордовии капитана 3-го ранга Александра Черняева, предотвратившего гибель атомной подводной лодки К-131 и спасшего 117 подводников. Не было 13 ребят, заживо сгоревших 18 июня 1984 года. Не было слез матерей и так рано овдовевших жен… Сегодня в «живых» нет и самой подлодки К-131. Бессмертна лишь память друзей и родных. О забытом герое из старошайговского села Мельцаны — в материале МИХАИЛА НИКИШИНА.

 

«Мой папа — моряк! Скоро его лодку починят, и он привезет мне много игрушек и конфет!» — с гордостью хвасталась соседским ребятам двухлетняя Маша Черняева… Ее отца можно смело назвать моряком с большой буквы. Всю свою недолгую жизнь он, как мальчишка, был влюблен в морские просторы. Когда Александр Черняев уходил в свой последний поход, Машеньке было всего полтора года. До пятилетнего возраста малышка не знала о смерти отца, специально для нее придумали историю о сломанной лодке в далеком Норвежском море. Ребенок верил… Эта детская «правда» особо ранила маму Александра. Внучка показывала ей рисунки, которые приготовила для папы, рассказывала, как будет его встречать. Убаюкивая Машеньку, заметно поседевшая Анастасия Васильевна украдкой вытирала слезы…

 

Моряк

 

Александр Черняев родился 7 августа 1955 года в селе Мельцаны. Будущий моряк отличался отменным здоровьем. Постоянные тренировки на самодельных снарядах развили в нем недюжинную силу. В юности Черняев мизинцами поднимал двухпудовые гири. Доброго, смелого и отзывчивого парня уважали и любили все односельчане. «А еще Саша очень любил учиться, особенно ему нравились точные науки. Учителя отмечали, что парень развит не по годам, — рассказывает тетя нашего героя Валентина Рыкова. — С золотой медалью он окончил мельцанскую школу. Родня уговаривала поступать в медицинский институт. Но Саша бредил морем, читая книги о подвигах капитанов…»

Еще в детстве Черняев нашел в старом сундуке морской воротник гюйс. Он попросил сестру нагладить черные брюки и… Зажигательный танец «Яблочко» в исполнении Александра до сих пор вспоминают его одноклассники и родственники. Свою детскую мечту Черняев с годами не оставил и, несмотря на протесты родственников, поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, которое окончил с отличием в 1977 году. «Во время защиты диплома выпускникам раздали задание лично от адмирала флота СССР Сергея Горшкова, — вспоминает Валентина Рыкова. — Эту математическую задачу не смог решить еще ни один студент. Она поддалась лишь Саше. После этого Черняева неожиданно направили в Ногинский центр подготовки космонавтов». Учиться Александру довелось с племянником Андропова, сыновьями членов Политбюро и генералов и прочей «золотой молодежью». Сокурсники Черняева, собиравшиеся в ресторан, постоянно подшучивали над провинциалом, сидящим за учебниками. «Ребята, да у него денег даже на кефир не хватает! Пусть сидит, все равно ему ничего не светит!» — издевались сыночки сильных мира сего. А «светила» Черняеву как минимум блестящая карьера в космической отрасли. Но Александра манило море, и его хватило всего на два года. Один из его рапортов о переводе был наконец-то удовлетворен. Северный флот, Североморск, поселок Видяево…

На подводную лодку он пришел теоретически подкованным 24-летним старшим лейтенантом. Хорошо знал, что самое страшное для подводников — пожар. Но не ожидал, насколько эта беда ужасна!

«Роковым для Саши стал третий пожар, — рассказывает сестра Черняева Надежда Горшкова-Шишулина. — Два из них он победил, шел в самое пекло. Однажды вынес из горящего отсека потерявшего сознание матроса, отдав ему свой индивидуальный дыхательный аппарат. За героизм Александру присвоили очередное воинское звание — капитан 3-го ранга. Досрочно. Кстати, все свои звания он получал досрочно. Господь постоянно пытался уберечь Сашу от смерти, предупреждал. Сначала мы просили пойти его в медицинский институт, потом от морской службы отговаривали в военкомате. У него была возможность стать космонавтом, но…»

Перед роковым походом ему предложили остаться на суше, ведь Черняев собирался поступать в адъюнктуру. «Ничего, на подлодке и подготовлюсь», — отрезал капитан Черняев, боясь подвести своего командира. Весной 1984 года Черняев ушел в море, чтобы больше не вернуться…

 

Трагедия

 

Лодку К-131 построили в рамках проекта 675. Эти подводные «сестренки» сыграли заметную роль во время холодной войны, являясь серьезным сдерживающим фактором для любого агрессора, вздумавшего конфликтовать с нашей страной… Как и у людей, у каждой подлодки своя судьба. У той, что называлась
К-131, она была особенно трудная. Корабль, вошедший в состав Северного флота 30 сентября 1966 года, почти три десятилетия служил советской державе, успешно выполнил полтора десятка боевых операций, в том числе — в Средиземном море в период военных действий между Израилем и Египтом на Синайском полуострове. На долю экипажей лодки выпало немало суровых испытаний. В октябре 1968-го
К-131 столкнулась с иностранной субмариной. Тогда обошлось без жертв. В 1981-м взрыв паров краски в уравнительных цистернах унес жизнь трех моряков. Но и эта трагедия оказалась не самой страшной…

В апреле 1984-го К-131 (по классификации НАТО — ЭХО II) вышла в автономное плавание под командованием капитана 1-го ранга Евгения Селиванова. С боевыми заданиями экипаж справился успешно. Подводники отработали слежение за американскими авианосцами в Средиземном море, а у берегов Великобритании обнаружили и осуществили сопровождение американской атомной ракетной субмарины. До возвращения на родную базу оставались одни сутки хода в Норвежском море…

18 июня на подлодке возник пожар, истинные причины которого не известны до сих пор. Материалы, хранящиеся в архивах ВМФ, не рассекречены. В роковое утро на центральном посту несли вахту три офицера, в том числе командир дивизиона движения капитан 3-го ранга Сергей Федоров. В 9.30 они ощутили воздушный удар по барабанным перепонкам и почувствовали запах гари. Вахтенный инженер-механик запросил пост управления главной энергетической установки выяснить ситуацию. Прибежавший к 8-му отсеку командир электротехнического дивизиона капитан 3-го ранга Александр Черняев открыл дверь… В помещение ворвалась струя пламени, словно из огнемета ударили! Офицер успел крикнуть: «Горит все! Горим, братцы!» За 64 секунды пожар, перекинувшийся с 8-го в 7-й отсек, унес жизнь 13 человек. Нашему земляку, охваченному пламенем, этого времени хватило, чтобы спасти оставшихся 117 членов экипажа. Вместо того чтобы бороться за свою жизнь, он оттолкнул подводников, задраивавших отсек, пробрался внутрь и включил систему пожаротушения… Его нашли держащим в руках индивидуальное средство защиты. Не хватило нескольких секунд, чтобы им воспользоваться… На корабле объявили аварийную тревогу. Вахтенный офицер отдал команду на всплытие, а Сергей Федоров приказал включить лодочный химический огнегаситель. Благодаря самоотверженным действиям уроженца Мордовии лодка смогла всплыть и пожар был потушен…

 

Расследование

 

Родные уже не надеются, что подвиг Александра Черняева родина оценит по достоинству... Родные уже не надеются, что подвиг Александра Черняева родина оценит по достоинству…

Шесть с половиной лет тянулось уголовное дело, возбужденное по факту трагедии против командира подлодки Евгения Селиванова. Его прекратили в январе 1991-го — «за отсутствием состава преступления». В ходе расследования были допрошены все члены экипажа. Моряки отмечали: характер пожара был необычным. При соприкосновении с пламенем люди вспыхивали мгновенно, как спички, горело даже оборудование. Сергей Федоров рассказал, что воздействие огня на предметы в его каюте было более чем странным: оплавился металл, сгорела шинель, а одеяло и листы бумаги остались нетронутыми. Однако ни один из оставшихся в живых моряков не был свидетелем момента возникновения пожара. Комиссия сделала свой вывод: непосредственным виновником является погибший мичман Трубицын, который якобы работал на нештатном точиле и загорелся от абразивной искры. Но в 9.29 — то есть за минуту до происшествия — по 8-му отсеку проходил сотрудник особого отдела капитан-лейтенант Слепнев. Он видел, что моряки Трубицын и Поцюс сидели на вахтенных местах, никто из них не работал с точилом.

Эксперты ЦНИИ ВМФ не смогли выяснить причины возгорания и определить, какой химический компонент играл роль окислителя. Почему случилось ЧП? Свою версию выдвинул командир лодки Евгений Селиванов: в воздушной среде мог образоваться озон, способствовавший возникновению и развитию пожара. При исследованиях факт появления озона не подтвердился. Но специалисты не изучили возможность появления озонидов в условиях большой энергонасыщенности и замкнутого пространства подводного корабля…

 

Видяево

 

Об этом поселке российских подводников весь мир узнал после трагедии подлодки К-141 «Курск» в 2000 году. Рядом с мемориалом в честь моряков, погибших в этой катастрофе, расположен скромный обелиск — не такой известный и «важный». Рядом 13 надгробий, на которых написаны имена членов экипажа К-131. Их похоронили с воинскими почестями в братской могиле. Родственникам посоветовали не распространяться о трагедии. Инициатива командира Селиванова о представлении Черняева к посмертной награде не нашла отклика у начальника политотдела воинской части, где служил Александр.

В Мурманской области до сих пор живет близкий друг Черняева — капитан 2-го ранга в запасе Сергей Федоров. После трагедии он побывал еще в двух боевых походах, после чего ушел с флота. Федоров занимается живописью. На одной из его картин — лицо Александра в обрамлении языков пламени…

После страшного ЧП подводная лодка К-131 пять лет находилась в ремонте. Затем еще пять — несла службу на Северном флоте. В 1994-м ее исключили из состава ВМФ РФ, расформировали и поставили на прикол в губе Ара. Экипаж распался. Командира субмарины Селиванова списали на берег, назначив начальником школы подводников. В 2008 году К-131 утилизировали. В утиль постарались пустить и подвиг моряков…

Смерть Александра подкосила всю семью Черняевых. Через два месяца после трагедии умерла его родная сестра. В 1985-м не стало отца-инвалида, который не смог пережить потерю сына. Вскоре из жизни ушла тетя нашего героя. Жена Александра — Светлана — сразу после гибели мужа вместе с дочерью уехала к своим родителям в Армавир, она больше не вышла замуж. Мама геройского моряка Анастасия Васильевна побывала в Видяеве всего два раза — во время похорон и на годовщину смерти. Сначала она не смогла получить пропуск из-за секретности объекта. А затем, в «лихие 1990-е», не удалось найти средств на поездку. В 2006-м ее не стало…

Сестра Черняева вспоминает, что во время бурного освещения событий, связанных с подлодкой «Курск», Анастасия Васильевна не пропускала ни одного выпуска телевизионных новостей. Вдруг покажут могилку сына, вспомнят о его подвиге! И показали… Однажды камера на несколько секунд захватила скромный обелиск с надписью: «Погибшим в океане». Кадр прошел без каких-либо комментариев. Словно и не было той трагедии…

Несмотря на отчаянные просьбы родственников, руководство российского флота не разрешило перезахоронить останки Александра Черняева на его родине в Мордовии…

 

Досье «С»

> Всего в рамках проекта 675 было построено 29 субмарин, подобных К-131.

Подлодки имеют двухкорпусную конструкцию и разделены на 10 отсеков. У каждой на борту по восемь крылатых ракет и два десятка торпед. Субмарины несли службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Некоторые лодки несли боевое дежурство в Индийском океане.

> С момента постройки К-131 прошла 248 038 миль за 29 894 ходовых часов и совершила

11 автономных походов на базовую станцию.

340x240_mvno_stolica-s-noresize