Общество

Один из самых эпатажных российских миллиардеров Олег Тиньков: «Стыдно в России выпячивать свое богатство»

 

Олег Тиньков советует молодым российским предпринимателям начать свой путь в бизнесе с открытия Америки Олег Тиньков советует молодым российским предпринимателям начать свой путь в бизнесе с открытия Америки

Он хотел жить, а не прозябать, и поэтому создал несколько успешных бизнесов, один из которых купил Роман Абрамович. К успеху его двигала не только неуемная жажда жизни, но и любовь, секс и комплекс Наполеона. Журнал «Forbes» не раз отмечал его как одного из самых необычных российских бизнесменов — сумасбродов, чудаков и эксцентриков. Сам Олег Тиньков считает себя простым кемеровским пацаном, получившим хорошие уроки предпринимательства в мировом центре торговли – США. Некоторыми из них российский долларовый миллионер поделился с Ольгой Ворониной. 

 

Бизнес

«С»: Олег Юрьевич, говорят, что в России невозможно вести бизнес…

— Это ерунда. Наша страна одно из лучших мест для ведения своего дела! На огромном рынке в 120-140 миллионов потребителей практически отсутствует конкуренция, поэтому здесь легко получать прибыль в 300-500 процентов. Да, здесь очень трудно открыть бизнес из-за административных барьеров, но если это преодолеть, и у тебя есть твердое убеждение что и как нужно делать, то все пойдет как по маслу.

«С»: Вы утверждаете, что бизнес доступен для всех. Так же считает и наша власть, и всем безработным раздает 58 тысяч рублей для открытия своего дела. Можно ли начать бизнес с такого старта?    

—  В этом случае и 58 тысяч долларов не помогут! Раздавать деньги на открытие бизнеса такой же абсурд, как накачать спортсмена допингом перед стартом с официального разрешения спортивных властей. Лучше бы эти средства пошли на снижение налогов, на упрощение регистрации компании,  и тд. Если человек не способен сам открыть свое дело, то никакая господдержка ему не поможет. А если он прирожденный предприниматель, то начнет свой бизнес без указки сверху. Кто придумал эту программу – просто идиоты, раз не понимают таких вещей!

«С»: Вы как-то сказали, что каждый раз продавали свой бизнес ради душевного спокойствия. Может, вы просто боялись участи Михаила Ходорковского? 

—  Знаете, только глупцы утверждают, что «я никогда не продам свое дело!» Бизнес — это творчество, а любое творчество должно иметь свою оценку. У меня было активное спортивное прошлое – я был велосипедистом среднего уровня, но, тем не менее, сорок раз побеждал на разных турнирах и выходил за наградой. И это была оценка моей деятельности как спортсмена. Для бизнесмена таковой будет продажа его бизнеса. Получить миллионы за то, во что в свое время ты вложил пару – тройку тысяч, по-моему, ничем не хуже, что выигранная гонка. И потом, как правило, лет через пять я теряю интерес к делу. Срабатывает целая совокупность факторов: цена, усталость, настроение, перспективы рынка, желание поменять сферу, понимание, что ты сделаешь что-то более успешное и прибыльное. У меня так было с продажей пельменного бренда «Дарья». Я продал суперприбыльный бизнес. Пельмени приносили мне миллион долларов чистого дохода в месяц. Но я захотел заниматься пивом, построить пивной завод, и стать известным на всю Россию пивоваром. И когда мне предложили деньги, достаточные для старта пивного проекта, я сделал выбор в пользу этой мечты. И, как показала жизнь, не проиграл. А что касается Ходорковского, то видимо, в вашем сознании он занимает больше места, чем в умах предпринимателей и в моем тоже. Мне просто его жалко вот и все. Все мы понимаем, ПОЧЕМУ он сидит. И что теперь об этом говорить.

«С»: А сколько нужно денег, чтобы начать свое дело?

— Сейчас для этого достаточно 10 тысяч долларов. Но, помимо этого необходимо еще много вещей – везение, умение рисковать, трудолюбие и тд. Нынешним олигархам в свое время повезло, что развалился Союз, что они оказались в нужном месте и в нужный час. Нам, сегодняшним бизнесменам, повезло пережить в 20-летнем возрасте разгар экономического беспредела, который и сделал нас, по сути, предпринимателями. Повезло всей стране, что за последние 10 лет нефть выросла в 10 раз. Так что без везения в этой жизни никуда. Как и без трудолюбия. И здесь главное — уметь побороть свою лень. А для этого нужны мощные мотивы. У меня их несколько, они менялись и меняются, но без них я бы не смог бы приходить в офис на 10 часов и летать, летать, летать, как меня за…мучали самолеты, вы, бы знали… Основные мои мотивы: любовь, секс, красиво одеваться, чтобы телки западали, тщеславие, быть Наполеоном, и т. д.  А начинал я с воли к жизни — жить хотел, а не прозябать. И это двигало мной сильнее, чем все телки вместе взятые. Далее идет вера в успех. Добрые 80 процентов идей, которые я получаю от начинающих предпринимателей, не нуждаются в значительном финансировании, но люди просят меня вложиться. Зачем? Ответ прост – они не уверены в себе. А в себя нужно верить, иначе лучше работать в бюджетной сфере, где есть гарантированная оплата труда. Когда я задумал проект ТКС банка, надо мной смеялись все банкиры и до сих пор издеваются журналисты: «Пивовар-банкир! Ха-ха, куда он лезет?!»  Но я не отступил и не отступлю, потому что просто убежден в успехе, и мы уже заработали свои первые полтора миллиона рублей. Но нужно еще много лет упорного труда, и моя команда добьется всего, что мы задумали. И последнее важное правило – надеяться ТОЛЬКО НА СЕБЯ! Самая распространенная иллюзия и ошибка верить, что для успеха бизнеса необходимы удачные знакомства и связи. Нет. Пока вы ждете от кого-то помощи, вас съедят более уверенные, трудолюбивые и упорные конкуренты.  И еще важный момент — всю полученную прибыль вкладывайте обратно в бизнес. Никаких иномарок и жен! Пусть подождут два-три года. На это же и настраивайте партнера.

 

Шоу-бизнес

"Лично знаю людей, чье состояние оценивается в 100 миллионов долларов и они при этом глубоко несчастны" «Лично знаю людей, чье состояние оценивается в 100 миллионов долларов и они при этом глубоко несчастны»

«С»: Не уверена только на счет связей. Вот в шоу-бизнесе без связей, иномарок и жен – никуда!

—  Поэтому в шоу-бизнесе тусит целая куча уродов и козлов. Я тут себе на свадьбу, которую отмечал в 2009 году после двух десятков лет совместной жизни, хотел позвать Меладзе. Его продюсер запросил с меня… 100 тысяч евро! Они там все с дубу упали эти русские «звезды!» Да за такие деньги у меня споет Брайан Ферри! Где Брайан и где Меладзе?  Вот за что всегда уважал Киркорова, так, за то, что он настоящий предприниматель. Пусть он, как и Мадонна делает непотребные вещи, но хотя бы продавать их правильно умеет. Диму Маликова очень уважаю – умный и порядочный человек. А тот же Юрий Шевчук, известный более, как, революционер, нонконформист, борец за свободу и справедливость, весьма неоднозначный персонаж. Я имел с ним дело в Петербурге. А Макаревич, тот вообще ужасен! Как-нибудь я расскажу эту историю… В телевизоре они все герои, а в жизни поворачиваются вам совершенно другой стороной. И вообще. Все эти ранетки – фигня! Так и хочется крикнуть – долой эту вонь с экранов и площадок! Перемен, требуют наши глаза! Мы хотим «Мумий Троль», Земфиру, «Уму Турман», «Бумбокс», Бьорк. Где «Пятница» и «Super Special»?! Почему распадаются лучшие группы, и остается этот понос?!

«С»: Это риторический вопрос для российского шоубиза. Лучше расскажите о ярком случае везения в вашей жизни…

— Как-то я случайно встретился с греком, производителем равиольного оборудования. Дело было в Петербурге, в гостинице «Европа», в сауне. Мужик, сидящий напротив меня, увидел на мне православный крест и говорит: ты русский, православный. Смотрю и на нем крест, говорю —  вижу, и ты православный, но не русский. Тот: «Да, я грек». Так это знакомство спустилось буквально «сверху». И как православный православному он предложил мне производить равиоли. Возвращаюсь домой, и спрашиваю у супруги: а ту покупаешь пельмени? Она: да, постоянно. Их Дарья все время ест. А нашей дочке Дарье тогда было лет пять-шесть. Открываю морозильник, и там действительно лежат пельмени. Спрашиваю: а как часто ты их покупаешь? Оказывается, пару раз в неделю. Я думаю: вау, да это целый рынок! Ну и позвонил этому греку, купил равиольное оборудование, которое они по нашему заказу переделали под пельменные машины. И стали мы шуровать партиями эти полуфабрикаты, которые до нас работники фабрик лепили руками. Сначала назвали свою продукцию  «Смак»… Так и придется вам про Макаревича рассказать… Короче, встретился я случайно в кинотеатре с Андреем Вадимовичем, подошел к нему и говорю: А можно взять твою марку, и использовать для пельменей? Он говорит: «Ну я не знаю, я об этом не думал, давай попробуем». Пошел я в Роспатент брать лицензию, а там выясняется, что Макаревич не регистрировал марку «Смак». Я поступил чисто по-нашему, по-кемеровски, по-пацански, пошел к Макаревичу и сказал: «Андрей ты должен зарегистрировать брэнд, после этого мы у тебя купим патент». Так мы помогли «Смаку» зарегистрироваться, который впоследствии был и водкой, и всем подряд. В общем, начали выпускать пельмени под этой маркой. Успех был просто грандиозный! Нашу продукцию просто начали буквально рвать, потому что мы применили две новые технологии. Во-первых, стали производить на машине несколько тонн в день, что руками невозможно, и быстро заполнять весь рынок. Во-вторых, купили «шоковую заморозку», которая позволяла пельменям долго хранились на магазинных полках даже при нулевых температурах. Но потом, к сожалению, Андрей Макаревич со своими партнерами стал требовать с нас все больше и больше денег. Он стал нас душить. Но жадность, как известно, губит фраера. В итоге я сказал: ну и хрен с тобой. И назвал пельмени в честь дочери — «Дарья». Ну, а дальше я купил маленькое помещение в Пушкине, переделал под завод, и начал производить сто тонн пельменей «Дарья» в день. Придумали провокационную, лубочную рекламу с царем, с голыми ягодицами, и товар стал популярен на всю Россию, даже в Казахстане продавался. Успех был настолько колоссален, что однажды мне позвонил Роман Абрамович, и сказал, что нужно встретиться. Так я продал свой брэнд и завод на тот момент за астрономические деньги. И первый раз в жизни почувствовал себя богатым. Благодаря дочке. Теперь, когда меня все спрашивают, зачем Роман купил пельмени «Дарья», я всегда отвечаю: наверное, у него еще с 2000-го года было какое-то особое отношение к этому имени.  Огромные вложения принесли ему в итоге личное счастье.  Кстати, итальянцы, которые впервые переделали для нас равиольную машину под пельменную, тоже обрели свою счастье, и стали ездить на «Феррари». Мы тогда для них ТАКОЙ рынок открыли!

 

Богатство

«С»: Для вас деньги – это синоним счастья?

— Конечно, нет! Лично знаю людей, чье состояние оценивается в 100 миллионов долларов и они при этом глубоко несчастны. Также я знаю человека, у которого нет такой суммы, но он самый счастливый человек из тех, с кем я знаком — это мой тренер по лыжам. Он делает то, что любит, и поэтому счастлив. Я тоже занимаюсь только тем, что люблю, и что меня вдохновляет.

«С»: Не стыдно в современной России быть богатым?

— Мне – ДА! Вернее не сам факт быть, а выпячивать свои деньги. В нашей бедной стране, где более половины населения страдают, и только и думают о выживании, отказывая в себе в элементраных и необходимых вещах, выставлять свое богатство напоказ просто кощунственно. Как-то смотрел «Школу Злословия» с Федором Бондарчуком. Он отличный парень, и мне в принципе нравился всегда. Но когда на вопрос Дуни про нелепость выпячивания гламура в бедной стране, он начал рассказывать про своих нянек, домохозяек, садовников, многочисленных «Бентли» и т.д. и т.п., и закончил тем, КАК он это все ЛЮБИТ и без этого не может, потому что честно заработал, у меня сразу поменялось к нему отношение. Сразу вспомнил цитату из песню Шевчука: «…на папинах «Волгах» мальчики мажоры…» Например у нас в семье, с тремя детьми никогда не было домработницы, и всегда была одна няня, и то после второго ребенка, не говоря про кухарок и прочей шняги. Это все от избалованности жен, и блажи  их недалеких мужей. Типа, нате – получите! Смотрите! Мы вырвались из своих хрущевок, да челябинсков и вот МЫ — бохатые! Смешно и грустно смотреть на эту картину в России. Даже в благополучной Америке, где в основном живет средний класс, и где мне посчастливилось прожить несколько лет, богатство — НЕ выпячивают. Наверное, это такой наш русский менталитет, жить напоказ. Тогда я че, немец что-ли (задумчиво – ред.) ?! По-моему, большевистская революция и случилась именно в России, а не в Европе, потому что там высшие классы никогда ТАК не раздражали пролетариат своими дикими выходками. Надеюсь,  наши новые российские персонажи гламурных журналов не доведут в конец спивающийся рабочий класс до очередной революции?

«С»: А что вы думаете о социальной ответственности бизнеса?

— Считаю, что термин «социальная ответственность бизнеса» в нашей стране значительно политизирован, потому что звучит, как правило, из уст очень высоких начальников и принял гипертрофированные формы. Предприниматель, открывая свой бизнес, уже несет социальную ответственность. Настоящий бизнесмен, если он не мошенник, вор или дурак, начинает новое дело для того, чтобы создать такой продукт или сервис, который принесет потребителям некую добавленную стоимость и даст что-то новое, лучшее. А прибыль — дело вторичное. На примере моего банка могу сказать, что если потребитель удовлетворен и получает у нас больше, чем в другой кредитно-финансовой организации — это уже является гарантией получения прибыли. Дальше — больше. Я нанимаю людей. Сейчас в моем банке работают под две тысячи человек и получают хорошую зарплату. Значит, почти две тысячи семей обеспечены. Именно в этом огромная социальная миссия предпринимательства. Бизнесмен должен делать хороший продукт и создавать рабочие места.

 

Россия

«С»: Что вы не можете понять в России?

— Я до сих пор не могу понять, КАК можно воровать, работая в частных компаниях. Для меня это просто нонсенс! Я, например, могу понять, когда в Сбербанке, ВТБ и в других государственных структурах берут «откаты». Я не оправдываю этих людей, но, как минимум, понимаю их логику. Мы все воспитывались в советской системе: с самого детства у нас было понимание, что государственное – значит ничье. Поэтому, вроде как, и берешь то, что никому не принадлежит. С другой стороны, воровство в государственных компаниях, объяснимо и тем, что там мало платят.  Но как можно воровать в частных компаниях, где все кому-то принадлежит, и где стараются нормально платить, всячески мотивировать своих сотрудников: проводят различные корпоративные мероприятия, вывозят людей на отдых и т.д. То есть делается все для того, чтобы работник был мотивирован, а он в ответ ВОРУЕТ у владельца бизнеса! Зачастую такие люди видят владельца каждый день, встречаются с ним в коридоре, здороваются и даже общаются! Это, конечно, очень МЕРЗКО и ПРОТИВНО! Почему это происходит, до сих пор не понимаю. Я не знаю мотивов этих людей, но для меня воровство в частных компаниях – это последняя стадия БЕСПРЕДЕЛА и НЕВЕЖЕСТВА! Есть ощущение, что это свойственно только для России. Может такая психология закладывается еще со школы, где учителя смотрят сквозь пальцы на списывание, а иногда даже поощряют это, по сути, воровство, таким образом, закладывая двойные стандарты правды и неправды. Моя дочь проучилась половину времени в американской, итальянской школе и половину в русской. В американской школе ученик будет сидеть и мучиться, не зная ответа на вопрос, рядом с ребенком, который уже сделал задание, но он не будет подглядывать и списывать – там это исключено! И я помню, как моя Дарья была шокирована, когда, выполнив домашнее задание, она приходила в школу, и у нее сразу же выхватывали тетрадку, и весь класс переписывал, то над чем она работала пол дня. А потом как ни в чем не бывало, дети жали ей руку, совсем как недобропорядочные работники в частных компаниях…

Америка

«С»: А чем еще сильны американцы, кроме того, что не списывают на уроках?

— Наверное, тем, что умеют принимать боль. Они смело проходят через непопулярные вещи, такие, как выселение из квартир неплательщиков. Вот где эффективность производства. Вот откуда возникает производительность труда — люди задумываются о том, как они будут существовать дальше. В России, к сожалению, никого еще не выгоняют за неуплату. Я ненавижу эту социальную систему, заигрывание с рабочим классом. К черту! На улицу надо их выгонять, как это делают в Америке. Не платит, все — пошел вон. Тогда он будет знать, что нужно, во-первых, хорошо работать, во-вторых, станет бояться, что его выкинут с работы, в-третьих, если выкинут, не будет лежать на диване, а сразу побежит искать другую работу, в-четвертых, будет нести ответственность перед собой и своей семьей. И если ты взял кредит, отвечай за него,  а не прикрываться пустыми лозунгами и обещаниями пустых политиков. Кто-то сказал по телевизору: «Только трусы возвращают кредиты». Значит, в стране трусов и так и будем жить. А для начинающих предпринимателей хочу сказать – если вы решили сделать бизнес своим основным занятием, то первым вложением должна стать виза в США! Достаточно провести в каком-нибудь городишке 3-4 дня, и вы увидите там восемь бизнесов, которые в России принесут вам миллионы! А лучше всего поработайте, поучитесь в Америке, посмотреть, КАК там все происходит. Потому что это страна, которая, по сути, сделана предпринимателями, где предпринимательство возведено в абсолютный культ, и вам там будет, чему научиться. Если бы наш русский бизнес хотя бы на 20 процентов был так эффективен, как в США, то, учитывая наши природные ресурсы, нашу территорию и талант нашего народа, а в общем и целом наши русские люди намного умнее и талантливее американцев, то не они, а мы (!) были бы страной номер один в мире.

 

Личное дело

Олег Юрьевич Тиньков родился 25 декабря 1967 года в Ленинске-Кузнецком (Кемеровская область РСФСР). Женат — жена Рина, и трое детей — Даша, Паша и Рома. Служил в пограничных войсках с 1986 по 1988 гг. в Находке и Николаевске-на-Амуре. В 1988 г. переехал в Ленинград и поступил в Горный институт (окончил только 3 курса). Занимался шоссейным велоспортом. Учась в институте, был спекулянтом.

С 1992 года занимался оптовой торговлей электроникой из Сингапура и создал в Санкт-Петербурге сеть магазинов бытовой техники «Техношок», сеть магазинов «MusicШок» и студию звукозаписи «ШОК-Рекордз», на которой записывались группы «Кирпичи» и «Ленинград». В 1997 году продал эти компании и занялся пельменным бизнесом, выпуская продукцию под брендом «Дарья» (компания также была продана Роману Абрамовичу в 2001 году за 21 миллион долларов США). В 2003 году создал пивоваренную компанию «Тинькофф» (продана в 2005 году, сумма выручки от сделки оценивается примерно в 200 миллионов евро) и одноимённую сеть ресторанов с собственными пивоварнями (продана в 2009 году).

Являлся владельцем единственной имеющей российские корни профессиональной шоссейной велосипедной команды Tinkoff Credit Systems, базирующейся в Италии. После продажи команда выступает в про-туре под именем «Катюша». В начале июня 2010 года выпустил книгу «Я такой как все», в которой он рассказывает о своей жизни и пути в бизнесе. В 2013 году журнал «Форбс» оценил его состояние в 1,8 миллиарда долларов.

340x240_mvno_stolica-s-noresize