Общество

Заслуженная артистка Мордовии Софья Вельмакина: “Никогда не скрывала, что Сергей Арцибашев отец моего сына!”

 

Сергей Арцибашев в один из визитов в Саранск Сергей Арцибашев в один из визитов в Саранск

Он ушел из жизни 12 июля Москве. Ему было всего 63 года… Зрители запомнили Сергея Арцибашева по блестяще сыгранным ролям в фильмах «ДМБ» (прапорщик Казаков) и «12» (присяжный заседатель). Но мало кто знает, что выдающийся театральный деятель 27 лет был тесно связан с Мордовией. В свое время он помог раскрыться на сцене актрисе Софье Вельмакиной и стал отцом ее единственного сына Александра. 27 лет Арцибашев поддерживал с ними отношения. Каким был в жизни известный режиссер и актер — в материале АЛЕНЫ НЕСТЕРОВОЙ.

 

 

Софья Вельмакина

Софья Вельмакина благодарна известному актеру и режиссеру за все... Софья Вельмакина благодарна известному актеру и режиссеру за все…

«С»: Когда вы познакомились с Сергеем Арцибашевым?

Софья Вельмакина: Это произошло в 1988 году. Сергей Николаевич приехал в Саранск вместе со своим другом — драматургом Александром Пудиным. Они просматривали актеров для новой пьесы «В пустом доме люди». Арцибашев увидел, как я играла роль возлюбленной Геракла в спектакле Николая Павловича Большакова «Авгиевы конюшни» по пьесе Фридриха Дюрренматта. Затем состоялся общий сбор труппы. На актеров он произвел неизгладимое впечатление: интеллигентный, деликатный, тактичный… Относился ко всем с огромным почтением!

Арцибашев поставил нам спектакль всего за две недели. В чем секрет?! В отличие от других режиссеров он действительно выкладывался по полной… Я, будучи молодой, исполняла роль взрослой женщины, которая пытается наставить сына на путь истинный. Кстати, его играл мой ровесник Евгений Пулов. У меня в то время и детей-то не было. Но играть оказалось легко и комфортно. И с таким ощущением на сцену выходили все актеры. Виктор Гудошников за свою роль в спектакле получил звание заслуженного артиста. Эта постановка была лучшей в нашем репертуаре на протяжении нескольких лет.

«С»: А в чем заключались особенности работы Арцибашева?

— Сергей Николаевич развивал в актерах такие возможности, о которых они даже не подозревали. Наши репетиции начинались весьма необычно. Мы просто общались между собой, но были в образе. Роль в этом спектакле повлияла на мою дальнейшую актерскую судьбу. Арцибашев подсказал, как добиться на сцене глубины и искренности. Затем был спектакль по пьесе Шеянова. Когда меня пригласили, я находилась в декретном отпуске. Сыну было всего два месяца. Но Пудин все устроил, нашел для него няню. Этот спектакль тоже прошел на ура.

«С»: Ваше общение продолжилось после совместной работы?

— Да, мы общались все эти годы. Я никогда не скрывала, что Сергей Арцибашев отец моего сына. Саша очень сильно похож на него.

«С»: Наверняка из-за романа с известным режиссером ловили на себе косые взгляды коллег…

— Ничего подобного не замечала. Да и в театре я была не последним человеком. Сергей, безусловно, раскрыл мой потенциал, но свою дальнейшую карьеру я строила сама.

«С»: Он не приглашал вас попробовать свои силы на московской сцене?

— По молодости предложения были. Но в 1990-е я меньше всего задумывалась о переезде в большой город. Хотелось просто выжить. Кругом разруха, а у меня на руках маленький ребенок. В театре зарплату не платили по три месяца. Нам помогал Сергей Николаевич. Ему как мужчине вообще цены не было. Он очень ответственно относился ко всем своим детям и женщинам. И я благодарна судьбе за то, что такой мужчина был в моей жизни.

«С»: Сергей Николаевич делился с вами подробностями своей работы при российском Правительстве? Ведь в своем время к нему за советом даже Владимир Путин обращался.

— Мы мало разговаривали на эти темы. Сергей Николаевич хоть и работал при правительстве, но никогда не лез в политику. Он был предан своему делу, любил театр фанатично. Много помогал провинциальным коллективам. Считал, что на них может пагубно сказаться отсутствие гастролей. Нельзя вариться в собственном соку, нужно обмениваться опытом. Сергей Николаевич считал, что театры должны прививать людям хороший вкус. Сейчас многие режиссеры стараются сделать шоу, стремятся развлечь зрителей. В отличие от них Арцибашев ставил классику, у него в спектаклях не было вульгарщины. На первом месте для него был Его Величество Артист, а потом уже все остальное. Считаю, что многим руководителям нужно брать пример с Арцибашева… Расскажу один случай. Наш сын подрабатывал в Театре имени Маяковского. Но грянул кризис 2008 года. Знаете, кого Сергей Николаевич первым делом сократил? Своего сына. Удар прежде всего брал на себя.

«С»: Долго ли он боролся с онкологическим заболеванием?

— Не верьте Интернету. У Сергея Николаевича не выдержало сердце. Причем это случилось внезапно… Последний раз мы виделись в апреле. У Арцибашева было столько планов! Он собирался ставить пьесу в Мордовии. Хотел приехать со своим театром на фестиваль «Соотечественники». Но… не сложилось.

«С»: Софья Егоровна, как вы решили стать актрисой? Это мечта детства?

— На самом деле с юных лет я хотела стать одновременно артисткой и учительницей. И в итоге две мечты сбылись. Сейчас не только играю на сцене, но и преподаю в Институте национальной культуры.

«С» Как оцениваете подготовку своих студентов?

— Радует, что они работают по профессии. Труппа Национального театра — мои студенты. Кроме того, мы показываем хорошие результаты на конкурсе чтецов. В этом году возила нашего студента Мишу Зверева в Москву, где он получил специальную премию имени А. И. Генесина. Председателем жюри был Василий Лановой и театральная профессура. Мы обошли представителей ВГИКа, МХАТа. Этим можем гордиться. Подготовка у нас ничуть не хуже, чем в сильнейших столичных театральных вузах…

 

Александр Вельмакин

«С»: Александр, последние годы вы работали с отцом в Театре им. Маяковского. Легко ли вам было?

Александр Вельмакин: Сложно, но безумно интересно. Отец был очень требователен к себе и к окружающим. Он не бросался в работу, как в омут с головой, свою деятельность тщательно планировал. И такой подход приносил результаты. Да, он был требовательным, но в то же время очень добрым. В театре отца любили. Если он вдруг на репетиции срывался на какого-то артиста, то потом сильно переживал, обязательно извинялся. Что касается моей работы, то в театре я заведовал художественно-постановочной частью.

«С»: В театре не замечали негатива со стороны коллег: вот, мол, сын режиссер, ему все можно, и тому  подобное?

— Нет, завидовать совершенно нечему. Отцу нужно было соответствовать. А с меня как с сына он вдвойне спрашивал. Даже в какие-то моменты предвзято. Но если получаешь похвалу — значит, свою работу выполнил отлично.

«С»: Ваш отец — прекрасный режиссер, мама — талантливая актриса и педагог. Почему не пошли по их стопам?

— Отец хотел этого, даже высылал список литературы для поступления в театральные вузы. Но в 16-летнем возрасте меня, как и любого подростка, метало из стороны в сторону. Толком не знаешь, чего хочешь. Возможно, я боялся не оправдать надежд. Родители в театральной среде уже состоявшиеся личности, и ты, встав на путь служения театру, должен им соответствовать. А Мельпомена капризна и не к каждому благосклонна. Поэтому выбрал профессию, далекую от театра, — изучал менеджмент. Но на втором курсе понял, что эта специальность мне не подходит. Я практически всю свою жизнь провел в театре, и меня тянуло в эту среду. Поэтому, когда отец предложить поработать у него, с радостью согласился. И это оказалось очень интересно. Сергей Николаевич для меня был как инопланетянин. Он обладал такой энергией, что хватило бы на десятерых. Мне всего 24 года, а я с трудом успевал за ним. Отец обладал потрясающей работоспособностью. Даже отдыхая на подмосковной даче, продолжал работать — читал в кабинете пьесы для будущих постановок.

«С»: Фильм «ДМБ» с участием Сергея Арцибашева, который был снят в 2000 году, популярен до сих пор. Цитаты прапорщика Казакова быстро ушли в народ, а его лицо стало узнаваемым. Видя его на экране телевизора, испытывали гордость? 

— Безусловно! В памяти сразу же всплывает один комичный случай. В 11-летнем возрасте я перешел в другой класс. Знакомился с одноклассниками, и вскоре речь зашла о родителях. Рассказываю, что прапорщик Казаков из «ДМБ» — мой папа. «А мой отец — Арнольд Шварцнеггер из «Терминатора»!» — сказал один из приятелей. Меня подняли на смех, никто не поверил. Только спустя некоторое время одноклассники поняли, что я говорю правду.

«С»: А обида не возникала, что отца нет рядом?

— Испытывал такое ребяческое чувство… Отец был разносторонней личностью, с ним хотелось общаться, проводить больше времени. Но это невозможно сделать, когда живешь в разных городах. И только с возрастом начинаешь понимать, что действительно важно, а что — мелочи жизни. Я благодарен маме, воспитавшей во мне уважительное отношение к отцу. Она никогда не обмолвилась плохим словом в его адрес, хотя растить одной сына тяжело для любой женщины. Но стоит отметить, что Сергей Николаевич никогда не забывал о своих отцовских обязанностях. Мы много общались по телефону. Несколько раз в год я ездил в Москву. Он водил меня на елки, экскурсии и, естественно, приобщал к театру. Ценность отношений с отцом осознал, когда оказался в Москве. Когда на душе становилось одиноко, звонил ему, и он, несмотря на занятость, обязательно находил время для общения.

Александр очень похож на своего отца Александр очень похож на своего отца

«С»: А какой самый ценный совет вы получили от отца?

— Он всегда говорил, что избранному делу нужно отдаваться всей душой. Правда, пока не всегда удается следовать этому совету. Мешает лень, другие отвлекающие моменты… Расскажу забавный случай. Чтобы попасть на дачу, нужно было проехать через автоматические ворота. Они очень медленно открывались, и я нажал на газ раньше времени. Машина дернулась, и мы едва не врезались. «На своих действиях нужно концентрироваться полностью даже при открывании ворот», — сказал тогда отец.

«С»: А вам никогда не хотелось взять его фамилию?

— Желание такое пару раз возникало. Опять же это было связано с подростковыми эмоциями. Затем отец сам предложил, но я отказался. Раз мне суждено носить фамилию мамы, то пусть так и будет.

Одна из последних работа Сергея Арцибашева в кино. Фильм Никиты Михалкова «12» Одна из последних работа Сергея Арцибашева в кино. Фильм Никиты Михалкова «12»

«С»: Уход из жизни Арцибашева стал для всех полной неожиданностью. Как выдумаете, что подорвало его здоровье — постоянная занятость, работа без выходных?

Фанатичное отношение к работе абсолютно ни при чем, в этом плане он был человеком закаленным. На самочувствии сильно сказалась ситуация с театром, который три года находился на капитальном ремонте, и ситуация так и не прояснялась. Отец сильно переживал. У него шестеро детей, а театр как седьмой ребенок… 11 июня отцу стало плохо, и я отвез его в больницу. А через сутки он умер… Отец был полон планов, просматривал актеров в свою труппу, чтобы возродить спектакли по пьесе Чехова «Три сестры» и по роману Достоевского «Братья Карамазовы». Работал над книгой о театре, которую обещали все же издать. К сожалению, он не успел сделать одного — пожить для себя.

 

 

Цитаты прапорщика Казакова из фильма «ДМБ»:

— Все болезни от непонятки, как поступить.

— Часто слышишь про человека: у него нет цели в жизни. В армии цель обозначена мишенью! И хотя никто не застрахован от промаха, зато знаешь, к чему стремиться! ЗА ЦЕЛЬ! Смысл жизни — в расписании дежурств по КПП. Глянул — и все понятно.

— АУМ без устава — одна головная боль.

— Мучается человек — не знает, кто главнее. В армии все понятно — глянул на погон и уберег нервы.

— Земля имеет форму шара, потому что такая форма наиболее удобна для ношения фуражки.

— Все преходяще, одна армия — вечна.

Сомневается человек — что делать… В армии как сказал командир, так и поступай. Отлично получается — голова свободна, а руки заняты.

340x240_mvno_stolica-s-noresize