Столичное мнение

«Вообще, вы заметили уже, как все реже мы стали задумываться над тем, что слышим из ящика или с трибун?..»

senichev@stolica-s.su

И снова письмо от поклонника. «С интересом читаю Вашу «писанину». Со многими Вашими высказываниями солидарен. Хотел бы порекомендовать для чтения статью М. Ломоносова «О сохранении и размножении русского народа». Возможно, Вы это не читали, возможно, будет интересно. Для этого понадобится часа два и словарь В. Даля. (Несущественные детали опускаю — ​С. С.) В это время, на мой взгляд, РПЦ была еще могущественней, чем сейчас. Однако в этой статье автор не побоялся обвинить РПЦ в геноциде русского народа». Дата. Подпись. То есть этакий доброжелательный, но все-таки вызов. По форме почему-то напомнивший письмо одного родителя из «Доживем до понедельника», если кто смотрел и понимает, о чем я. А вызовы — ​особенно доброжелательные — ​надо принимать.

Человек я не так чтобы шибко эрудированный, но с данным трудом М. Ломоносова (и это все-таки не статья, а письмо, что-то даже вроде докладной записки ученого своему патрону и покровителю графу И. Шувалову, причем дошедшее до нас, что называется, «в списках» — ​более или менее «исправных») некоторым образом знаком. Еще со времен работы над «Гениями». Но разговор серьезный, полез в закрома и обновил в памяти. Четырехтомних же В. Даля мною еще лет тридцать назад истрепан буквально до дыр, так что с текстами М. Ломоносова я уж как-нибудь «без сларя».

Итак. Первое. Точное название этих «старых записок мыслей, простирающихся к приращению общей пользы» в авторском исполнении звучит как «О размножении и сохранении российскаго народа». Российского — ​в смысле, совокупно подданных короны, а не отдельно взятой национальной страты, и, значит, провоцировать меня на якобы разожженный великим вольнодумцем разговор о геноциде не слишком корректно. Второе. «О размножении и сохранении» были всего лишь первой из восьми глав, предложенных М. Л. его высокопревосходительству И. Ш. «разсуждений». Далее речь шла «О истреблении праздности», «О исправлении нравов и о большем народа просвещении», «О исправлении земледелия», «О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств», «О лучших пользах купечества», «О лучшей государственной экономии» и даже «О сохранении военного искусства во время долговременного мира». Да, Михайло Васильевич попов не любил — ​крепко и в основном довольно аргументированно. И своими выступлениями против них даже вынудил Синод требовать от Елизаветы «приостановить» его научную деятельность. Отметим разве что он и к коллегам-немцам относился без особого пиетета и даже сиживал под арестом за безобразный факт рукоприкладства применительно к оным. Такой уж был человечище, чуть что не по его — ​штоф внутрь и рукава закатывал. И в данном трактате он действительно критиковал ранние браки и выступал против монашества, определяя его не иначе как «черным платьем прикрытое блудодеяние». Он осуждал обычаи крестить детей зимой в холодной воде, списывая на сие большую долю тогдашней детской смертности (буквально: «Таких упрямых попов <…> почитаю я палачами»). И даже — ​о ужас — ​этот либерал выступал против установленных православными обрядами постов и обжорства, видя в них настоящее «самоубийство» для народа. Однако общий объем, отведенный автором нападкам непосредственно на РПЦ (М. Л. не пользовался этой аббревиатурой, это уж я в пылу полемики) в тексте до того невелик, что отнести опус к разряду сугубо антиклерикальных представляется весьма и весьма затруднительным. Далеко не одну и уж точно не в первую очередь церковь винил ученый в препятствиях народу сохраняться и размножаться. В чем легко может убедится любой — ​записки эти и вправду довольно занятны. И даже когда они были впервые (лишь в 1819 г.) опубликованы в «Журнале древней и новой словесности», тогдашний министр народного просвещения и духовных дел (как элегантно и завидно звучит должность, не правда ли?) Голицын тут же распорядился: «распространение письма Ломоносова в публике должно быть воспрещено», так как в нем содержатся «мысли предосудительные, несправедливые, противные православной церкви и оскорбляющие честь нашего духовенства». Удивительно, разве то, что вопрос сохранения и размножения, равно как и отношение к нему министров духовных дел и 250 лет спустя все никак не утратит своей актуальности…

Ну и третье. Из заявления читателя, что, мол, М. Ломоносов в те драконовские времена, вишь, не побоялся, следует, видимо, упрек вашему автору в откровенной трусоватости в адрес уже не столь могущественной как тогда РПЦ. А вот и неправда ваша, дорогой читатель. Не думаю, что кто-нибудь в местной прессе чаще и жестче меня высказывался против незаслуженно избыточной роли церкви в самых разных сферах жизни нашего все еще светского по конституции государства. Другой вопрос, в отличие от обожаемого мною А.  Г. Невзорова, я никогда не рядился в одежды светлого рыцаря, пришедшего в этот мир исключительно разделаться с РПЦ аки Святой Георгий со Змием. И рядом с Невзоровым, а уж тем более с М. Ломоносовым, я, похоже, и вправду слишком непоследовательный слабак — ​реагирую лишь на то, что совсем уж выходит за рамки здравомыслия. Как вот, к примеру, теперь.

Тут надысь скандальчик получился: в Санкт-Петербургской митрополии обиделись, что ряд СМИ недостаточно точно процитировали управделами Московской Патриархии, а когда-то нашего владыку Варсонофия, тот, мол, отродясь не приписывал факт достройки «Зенит-Арены» божьему чуду. Но читаем оригинал и видим: «В итоге до того дотянули, что пришлось даже молебны служить на стадионе, призывать на помощь небесные силы. И с Божьей помощью это строительство все-таки завершили», — ​сказал иерарх. И тут или я грамоте не разумею, или все черным по белому: без соответсвующего молебна и по сей день бы еще строили.

Нет, я понимаю, когда они на ленинградчине о хорошей погоде молятся — ​это исторически их епархия. Но тут-то божья помощь причем? Эдак мы договоримся до того, что и Гагарина с божьей помощью запускали. Или что открытием того же закона Ломоносова–Лавуазье мы исключительно Священному Синоду обязаны. Наверное, нужно все-таки либо отдавать отчет, что говоришь, либо не обижаться потом, если цитируют. Слово — ​оно ведь не воробей, с чьих бы уст ни сорвалось — правда? А следом владыка давеча — ​тут же, в Саранске, на ушаковских празднованиях — ​из самых благих, видимо, побуждений предсказал, что в будущем году на чемпионат мира приедут миллионы болельщиков. Опять же, понимаю, гипербола, тоже когда-то с удовольствием читал про кормление пяти тысяч голодных пятью хлебами и двумя рыбками. Но то ж Христос! Ему чудеса творить положено было, они в анналах уже. Но ответственный чиновник пусть даже и невероятно могущественной религиозной организации просто обязан видеть разницу (а она есть, поверьте, есть!) между понятиями «много» и «миллионы». Особенно если обращается к населению не поголовно разделяющему его убеждения. Ну не знаешь, что на последний чемпионат в Бразилию съехалось немногим больше полумиллиона, — ​просто смолчи. Или, чего уж, иди еще дальше — ​миллиарды гостей пророчь. А то ведь этак и я, наверное, имею право говорить о миллионах моих благодарных читателей, почему нет?.. А еще владыка сказал, что на этом (на нашем) стадионе «наши спортсмены будут отстаивать честь страны». «Е-мое! Да, что это за честь, которую можно отстоять на стадионе?» — ​повторю я вслед за дьяконом Андреем Кураевым. Вообще, вы заметили уже как все реже мы стали задумываться над тем, что слышим из ящика или с трибун?.. Вот ведь к чему слепая-то вера ведет.

Кстати, о не разделяющих… «Левада-Центр» не без прискорбия сообщил, что с 2014-го количество атеистов в России сократилось с 26 до 13 процентов. Прикиньте: за три года — ​вдвое! Любой сколько-то грамотный социолог подтвердит вам, что двукратное сокращение какой угодно популяции за столь короткий временной промежуток — ​вещь практически невероятная. Великая Отечественная длилась дольше и то население не наполовину выкосила. Не говоря уж про сталинский террор… Это ж как же народу нужно прочистить мозги, чтобы миллионы (а вот тут точно — ​миллионы) из неверующих быстренько в верующие записались!.. Кстати, чувак (не достоин упоминания фамилии), двинувший в день ВДВ в челюсть корреспонденту НТВ в прямом эфире, оказался ну очень православным активистом: в соцсетях он постит свои фоты в стихаре пономаря, церковного служки, постоянно пере­пощивает у себя какие-то агитки, тексты, приглашения из патриаршей молодежной организации «Сорок сороков». Социально близкий, понимаешь… Этакий Ломоносов наоборот. Во всех смыслах.

Еще из статистических потрясений… Фонд «Общественное мнение» сообщил, что 30% россиян назвали Госдуму ненужным органом власти. При этом большинство опрошенных — ​78%! — ​затруднились назвать имя спикера, а 9% дали неверный ответ. Опаньки! И кто, спрашивается тогда, эту думу выбирал? А главное — ​зачем?

Теперь о приятном. На минувшей неделе Фонд Президентских грантов раздавал денежку общественным и прочим некоммерческим организациям. И впервые за четыре года Хирург и его волки остались не при делах. На собственные шиши теперь будут налеты на заграницы совершать, наверное. Или, наконец, перестанут уже. А подозрительной «Леваде», бац, и дали! И по мне это замечательный знак. Даже если он насквозь хитроумный и демонстративный — ​все равно замечательный. Потому что правильно: волкодав прав, а людоед — нет. И когда государство мне это демонстрирует, я доволен. А вы?

2,25 миллиарда рублей выиграли в этот раз 970 инициатив из 79 регионов. При этом 83% соискателей попали в список победителей впервые. В их числе и 13 проектов из Мордовии. Что очень, очень и очень неплохой результат (у огромной Москвы  ​всего 77). Самый большой грант — ​50 миллионов — ​достался фестивалю «Золотая маска». В числе победителей Московская Хельсинская группа, Ассоциация студенческих клубов классической музыки. Где прикажете искать подвох?

Днями и я (МХАТик с недавних пор тоже НКО и, разумеется, стопроцентно не иностранный агент) был зван на организованный республиканским министерством культуры и национальной политики круглый стол. Как раз по вопросам изменений в государственной политике субсидирования организаций, оказывающих населению социально полезные услуги. Формулировочка, согласен, та еще, зато дело хорошее. Да еще и, оказывается, на месте не стоит. Расширяется круг приоритетных направлений, и месяц назад в Федеральный Закон добавлен новый 21-й пункт — ​«Деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов». Который, сами понимаете, имеет особое значение для НКО нашей республики.

Демшиза (впервые использую это слово, но заменить его тут категорически нечем) уже вопиет: власть заигрывает с общественностью! Ну и слава богу, отвечаю я, а что в этом плохого или неправильного? А гражданское общество надо как-то по-другому, что ли, из спячки выводить? Навальный народ на митинги зовет глотки драть. А государство этому же самому народу деньги предлагает, в том числе на фестивали, конкурсы, отдельные спектакли, концерты, выставки, создание теле- и радиопрограмм, книгоиздание и прочие самые, казалось, непредсказуемые творческие порывы. И за кого при таком раскладе прикажете ратовать?

«Но это же подкуп!» — ​скажут мне. Да, соглашусь я, в самую точку! Именно что чистой воды подкуп и никак иначе! А увеличение время от времени пенсий — ​что-то другое? А вообще любое прибавление государством денюжек в карман одной социальной группы при недобавлении в карман другой — ​не подкуп, что ли? Или вы имеете что-то против таких подкупов в стране с победившей коррупцией? Ну хорошо, не с победившей — ​со ставшей одной из наших главных ментальных скреп. Поэтому такой бессовестный подкуп государством той части населения, которая мнит себя готовой приносить пользу, а заодно, между прочим, и той, которая эту пользу готова извлекать, я вижу разумным и своевременным и всячески приветствую. Хотя бы потому, что средства эти выделяются не на тешение творческих (и прочих) амбиций отдельно взятых персон, а, как бы странно это ни звучало, на производство продукта, именуемого в официальных бумагах Фонда социально полезным. И главный критерий успеха тут — ​не авторитет и былые заслуги (ну помните же наверняка студенческий закон: первый год ты работаешь на зачетку, дальше — ​она на тебя), не оценка работы всей организации, а исключительно степень проработанности конкретной заявки. А это значит, что, если завтра вы сядете и придумаете свое, совершенно ни на что не похожее общественно полезное ноу-хау и если сможете убедительно изложить перспективы и продуктивность его воплощения, вы вполне можете рассчитывать на финансовую поддержку государства. Да, на очень конкурсной основе и в условиях жесточайшей конкуренции. А кто-нибудь считает, что должно быть как-то по-другому? И еще: вот кто объяснит мне, почему получить грант от, скажем, Сороса считается (считалось, по крайней мере) неслыханной доблестью, а грант из Кремля — ​подачкой? Почему любое начинание ли, свершение ли, программа ли развития чего-нибудь заведомо считается и трактуется определенными кругами как полная засада и очередной способ распилить бабло? Ну почему нельзя принять за аксиому тот простой факт, что одно и то же государство может в чем-то да, ошибаться, а где-то и вовсе беспределить, но в то же самое время где-то же и в чем-то руководствоваться столь же благими и разумными порывами? А радикально злые и кардинально добрые персонажи бывают, увы, только в сказках. Больше нигде. И у людей, воспринимающих государство исключительно как Кащея Бессмертного, равно как и у воспевающих его как Василису Прекрасную, определенно что-то не так с головой. Я так думаю.

А напоследок новость, мимо которой не смог. Новостные ленты сообщают: в Совбезе ООН рассчитывают, что Россия и Китай поддержат американский проект резолюции по КНДР. Он, дескать, предусматривает ужесточение санкций против Северной Кореи. В частности, речь идет о полном запрете на экспорт угля, железной руды и морепродуктов из КНДР. По подсчетам американцев, подобные ограничения сократят валютные доходы Пхеньяна на (уау!) 1 миллиард долларов. США вынесли эту замечательную инициативу на голосование и, повторяю, надеются, что мы тоже проголосуем за. Ну не прикольные ли ребята эти американцы? Сначала втюхивают нас в один санкционный список с Ираном и той же Кореей, а уже на другой день, понимаешь, рассчитывают на нашу с ними солидарность против этой самой КНДР. А послезавтра мы, надо понимать, должны будем одобрить в Совбезе какую-нибудь их резолюцию и по нам сердешным?

И вот этой логической головоломки я никак не могу вычеркнуть из своего сознания, когда меня снова и снова пытаются убедить, что эти янки все такие добросердечные и бескорыстные — ​ну просто розовые и пушистые, а мы, гады такие, их то и дело за усы дергаем, а потом всячески тут опорочиваем и кошмарим.

А письма — ​пишите. Люблю я ваши письма. Даже не самые лицеприятные,

Новости партнеров