Политика

Все дороги вели в Саранск

Заседание совета ПФО Как федеральные чиновники искали в Мордовии пути решения транспортных проблем Поволжья

О вечном говорили 25 марта в Саранске. Чтобы одолеть одну их двух российских бед — плохие дороги, со всех концов Поволжья в столицу Мордовии на заседание совета ПФО съехались умные люди. Полпред Президента РФ в Приволжском округе Михаил Бабич, ряд губернаторов и бессчетное количество чиновников и помощников всех уровней, которым по должности положено отвечать за качество дорог, а если повезет, то и спрашивать с кого-то. Превозмогая авиационные неурядицы, к ним присоединился и министр транспорта России Максим Соколов. О том, удастся ли справиться со второй вечной русской бедой раньше, чем одолеть первую, — в репортаже ИРИНЫ РАЗИНОЙ.

Внезапный обильный снегопад в конце марта не вселял оптимизма. Губернаторы добирались в Саранск сквозь белую завесу осадков. Местами на подступах к столице Мордовии было не видно ни зги. Но нет худа без добра — под снегом неразличимы стали и сами дороги, которые все-таки не везде еще готовы принимать не только гостей, но и даже чемпионат мира по футболу. Из-за неблагоприятной погоды несколько раз переносилось и время начала совещания, полное название которого даже не стоит произносить всуе. Но, как все-таки становилось ясно из официальных документов, речь должна пойти о «развитии сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» и об «обеспечении безопасности дорожного движения».

Николай МеркушкинНаконец, когда стало известно о том, что самолет с министром транспорта Максимом Соколовым оказался в опасной близости от Саранска, а губернаторы в главном зале Дома республики уже начали глазами искать свои исходные позиции, обозначенные именными табличками, пришла новость: аэропорт столицы Мордовии отказал в посадке чартеру с федеральным чиновником на борту. И господин Соколов полетел туда, где принимают, — то есть в Пензу. Чтобы потом все-таки добраться до утопающего в снегу Саранска, но уже по земле. По залу был объявлен двухчасовой перерыв, и губернаторы опять скрылись в кулуарах Дома республики. В это время точно так же, как мордовская воздушная гавань не принимала московского гостя, не хотел принимать местных журналистов на их собственной, можно сказать, территории руководитель пресс-службы господина Бабича. Этот беспокойный человек то и дело выдумывал для работников СМИ новые правила игры, рассказывая, где в зале можно стоять, сидеть, смотреть, снимать и т. д. — до бесконечности. Проведя уже с десяток важнейших, по его мнению, инструктажей, он через какое-то время решил вообще от греха подальше выпроводить журналистов за дверь — в соседнее помещение, приговорив их к просмотру грядущего действа по телевизору в режиме онлайн. То есть все-таки он максимально пытался обезопасить своего босса от прессы, видимо, именно так понимая главную задачу пресс-секретаря. А тех, кто его ослушается, этот человек со своеобразным чувством юмора обещал «схватить, арестовать и посадить в тюрьму». Но журналисты слушались плохо и снова ходили там, где запрещено. Тем более что все губернаторы к тому времени уединились с господином Бабичем для совещания с глазу на глаз. Разумеется, без прессы. А когда они опять вышли, все тот же доблестный пресс-секретарь стал… кидаться на фотографов и операторов, запрещая им вести съемку. Видимо, для того, чтобы даже полувзглядом губернаторы не выдали суть состоявшегося только что секретного разговора с полпредом. В общем, в Доме республики в этот день к журналистам отнеслись как в той поговорке: позвать — позвали, а пригласить забыли… В это время то тут, то там, как сводки с атмосферного фронта, звучали противоречивые новости о министре, пробирающемся сквозь снега к пункту назначения: «он уже на границе», «еще не выехал из Пензы», «Рузаевку проехал»… Когда господин Соколов, испытав все виды транспорта, добрался-таки до Саранска, в колонном зале Дома республики объявили: «Просьба занять свои места». И тут утомившийся министр транспорта Татарстана уронил стул. От грохота несколько чиновников сразу же проснулись. Уж они-то точно могли записать этот день себе в актив… За считанные минуты до начала совещания губернаторы все еще не могли наговориться друг с другом. Руководитель Пермского края Виктор Басаргин чем-то делился с коллегой из Чувашии Михаилом Игнатьевым. Нижегородец Валерий Шанцев вел беседы с главой Башкирии Рустэмом Хамитовым. И только самарский губернатор Николай Меркушкин нежно приобнимал не какого-нибудь коллегу, а своего давнего знакомого — экс-министра транспорта России, а теперь депутата Госдумы от Мордовии Виталия Ефимова.

Заседание совета ПФО Совещание началось почти с четырехчасовым опозданием с воздаяния почестей. Михаил Бабич от имени Владимира Путина вручил президентскую Благодарность все тому же Николаю Меркушкину и его ульяновскому коллеге Сергею Морозову. Как оказалось, они особенно отличились в оказании «материальной и методической помощи городам и районам Крымского федерального округа…».

Полпред

И все-таки о дорогах. Михаил Бабич сообщил, что Приволжский округ опутывает все больше качественных автомобильных путей. За последние пару лет общая протяженность трасс, соответствующих нормативам, увеличилась почти на 3 тысячи километров. И теперь, пользуясь ими, радуются 77 тысяч жителей близлежащих населенных пунктов, которые совсем недавно изнемогали от бездорожья. А вот о том, сколько еще ждут такого же счастья, не было сказано ни слова. За три года капитально отремонтировано еще 9 тысяч километров дорог. Более 48 миллиардов рублей в Приволжском округе потрачено на строительство крупных мостовых путепроводов и объездных трасс вокруг городов. В прошлом году дороги ПФО получили еще 26 миллиардов рублей — пятую часть от общего объема инвестиций в масштабах всей страны. «Остро стоит проблема наполнения региональных дорожных фондов и изыскание дополнительных источников финансирования», — перешел к разговору о проблемах Михаил Бабич. Выяснилось, что на содержание и ремонт дорог ПФО нужно в три раза больше средств, чем есть в региональных фондах. Поэтому для них нашли дополнительный источник финансирования, а по сути — золотую жилу. Туда теперь будут поступать все штрафы за нарушения правил дорожного движения. Хотя даже при дефиците средств часть регионов умудряется не осваивать и того, что есть. А саратовскому губернатору Валерию Радаеву досталось за то, что он использует «дорожные» деньги на социальные нужды региона. Также Михаил Бабич ставил перед главами регионов на первый взгляд невозможные для нашего времени задачи — удешевить дорожное строительство, одновременно повысив его качество. Помочь в этом, по мнению полпреда, должны новые технологии. Полпред сообщил, что число ДТП в ПФО снизилось за год на 9 %. Но это его, конечно, не успокаивало: «По-прежнему видно, какие неоправданные человеческие жертвы мы несем на дорогах округа: более 54 тысяч пострадавших, из которых 4476 человек погибли только в 2015 году. Колоссальные цифры! Ни одна война не несет за собой таких потерь». Казалось, наконец-то заговорили о самом главном. И, может быть, уже сейчас эти люди найдут способ сократить эти беспощадные дорожно-фронтовые сводки. Но другого решения, кроме как «повышение координирующей роли специализированных комиссий», «выработка единых механизмов решения имеющихся проблем», «эффективная деятельность органов власти», из уст полпреда не прозвучало. Хотя, конечно, он признал, что 38 % ДТП в округе происходят из-за плохого состояния дорог. А пьяные за руль хотя и садятся реже (снижение на 6 %), но «бить» стали точнее — количество их жертв выросло на 20 %!

Максим Соколов Самолет с министром транспорта РФ из-за непогоды не смог приземлиться в Саранске. Максиму Соколову пришлось добираться до столицы Мордовии через Пензу

Министр

Максим Соколов тоже приехал в Мордовию не с пустыми руками. В лучших традициях славного советского прошлого, министр транспорта вручил полпреду Президента нагрудный знак «Почетный работник транспорта». «Очень приятно», — признался награжденный под бурные аплодисменты зала. С этой минуты господин Соколов погрузился в перечисление законов и нормативных актов, которыми должны руководствоваться главы регионов, решая дорожные вопросы. Слова «федеральный», «стратегический», «отраслевой» звучали солидно, но никак не желали объединяться в смысловое единство. И, в конце концов, если губернаторы до сих пор не знают этих правил дорожного «движения», то почему они все еще губернаторы? То есть Максим Соколов должен был объяснить им все это как минимум при приеме на работу. А ведь многие из них заступили на ответственный пост заметно раньше самого министра. Так что они и сами могли объяснить все что угодно и кому угодно — такая уж у них работа, но все-таки сдержанно слушали. Хотя, например, ульяновский губернатор Сергей Морозов не терял времени даром, подписывая какие-то важные бумаги. Наконец, министр транспорта заговорил на милую сердцу любого главы региона тему — о федеральных трансфертах. В течение года на проезжую часть ПФО бюджет страны потратит 21,6 миллиарда рублей — четвертую часть от общего дорожного «пирога». Еще 1,8 миллиарда получат сельские дороги округа. Министр посетовал, что состояние региональных трасс меняется крайне медленно. За три года с момента создания в субъектах ПФО дорожных фондов доля плохих дорог уменьшилась всего на 3 % и составляет почти 70 % от всей протяженности таких трасс. «За этот же период доля федеральных трасс, находящихся в ненормативном состоянии, снизилась на 20 %», — отдал себе должное министр Соколов. Более 12 миллиардов рублей субсидий и трансфертов из федерального бюджета на дорожное хозяйство регионы не смогли потратить до конца прошлого года. Особенно, по словам министра, отличились Башкирия, Саратовская и Самарская области. И тут уже никаких сил промолчать не осталось у Николая Меркушкина. «У меня уточнение», — обратился он к министру и объяснил, что в подопечном ему самарском регионе 1,8 миллиарда дорожных рублей «зависли» не из-за халатности чиновников, а из благих побуждений — власть отказывается оплачивать некачественные работы по ремонту и строительству проезжей части. «Давайте посмотрим, — согласился Максим Соколов. — Но статистика все равно тревожная».

Глава

Наконец держать ответ за дорожные проблемы Приволжского округа пришлось Главе Мордовии Владимиру Волкову — как руководителю рабочей группы по подготовке этого заседания. Из его речи стало ясно, что в плохом состоянии дорог виноваты не только чиновники, которых в связи с этим обычно принято ругать, но еще и автоперевозчики, количество которых растет быстрее, чем ремонтируются трассы. «Доля грунтовых дорог в Марий Эл, Удмуртии, Кировской области и Мордовии колеблется в пределах 40—50 %», — не стал скрывать очевидного Владимир Волков. А потом он и вовсе, не стесняясь в выражениях, назвал вещи своими именами: для приведения в нормативное состояние региональных и муниципальных дорог Приволжского округа нужно ни много ни мало — 2,2 триллиона рублей! И это еще не считая средств на содержание уже отремонтированных трасс. После таких неутешительных новостей сокровенная мечта русского человека о хороших дорогах на этом заседании умерла, даже не родившись. Тем временем Владимир Волков уже рассказывал о новых технологиях, применяемых в дорожном строительстве. Например, оказывается, что в Мордовии практикуют ремонт проезжей части путем «пневмонабрызга струйно-инъекционным методом», который, по словам Главы республики, сокращает сроки ремонта полотна, сохраняя качество. Предложив коллегам из других регионов активнее обмениваться опытом в применении таких ноу-хау, Владимир Волков все же признал, что большинство из этих методов основаны на использовании импортной техники. А отечественные аналоги тут бессильны. Хотя отдельные этапы работ все-таки можно безболезненно выполнять и на российских агрегатах. «Важнейшим в дорожном строительстве является качественный битум. Но у нас его нет», — продолжал давить на болевые точки Глава Мордовии. И объяснял, что из нефти, отходы переработки которой и становятся битумом, сегодня изымается практически все ценное, что в ней есть. Хотя при нынешних ценах на мировом рынке ее и впрямь нужно выжимать до последней капли. Но вот беда, из таких остатков хорошего битума тоже не «сваришь». А значит, о хороших и долговечных дорогах можно в очередной раз забыть. Помочь в этой ситуации, по мнению Главы Мордовии, могли бы только специальные заводы по производству битума с необходимыми параметрами. «Да, он будет дороже, — не стал скрывать Владимир Волков. — Но и дорожное покрытие будет служить дольше». То есть выбирать предстояло все-таки из двух зол: строить дешево и часто или редко, но дорого…

Совещание усилиями неутомимой пресс-службы полпреда продолжилось при закрытых дверях. Потратив еще два часа на обсуждение дорожных проблем, его участники стали торопливо покидать зал. После чего министр транспорта Соколов в компании Михаила Бабича и Владимира Волкова отправились в саранский аэропорт, чтобы оценить ход его подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. А в это время лучшее применение наконец нашел для себя порядком утомившийся за день спикер мордовского Госсобрания Владимир Чибиркин. «Сейчас все садимся в автобусы и едем на банкет!» — широко улыбаясь, объявлял он гостям, покидающим Дом республики… А что же дороги? Передвигаясь по ним, по-прежнему продолжаем руководствоваться главным правилом: тише едешь — дальше будешь…

340x240_mvno_stolica-s-noresize