Политика

Профессор Московского института экономики и культуры Владимир Газетов – об информационных войнах: “Россия стала удобным врагом для НАТО”

 

9 мая 2015 года акция «Бессмертный полк» прошагала по всем крупным городам России. Ее поддержали в 15 странах, в том числе на юго-востоке Украины. Сотни тысяч россиян прошагали с фотопортретами своих родственников, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны... 9 мая 2015 года акция «Бессмертный полк» прошагала по всем крупным городам России. Ее поддержали в 15 странах, в том числе на юго-востоке Украины. Сотни тысяч россиян прошагали с фотопортретами своих родственников, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны…

Запад не перестает вести пропагандистскую войну против России. Например, перед праздником 9 Мая шла мощная информационная волна под условным названием «Цена победы, или За что воевали». Россиянам пытались доказать, что пафос, с которым отмечают дату, отвратителен, а люди, которые добровольно надевают георгиевские ленточки, — «послушное путинское быдло». Но слишком агрессивная и наглая пропагандистская атака возымела обратный эффект — в России случился «небывалый всплеск патриотизма». Яркий тому пример — многомиллионная акция «Бессмертный полк», которая теперь станет традиционной.  О методах современной информационной войны и о том, как ей противостоять, НАТАЛЬЯ ВОЛОДИНА выясняла у автора множества статей о PR-деятельности в военно-политической сфере, профессора Московского института экономики и культуры Владимира Газетова.

 

«С»: События на Украине наглядно демонстрируют, что основное оружие сегодня — не танки и ракеты, а «независимые журналисты», ангажированные блогеры и СМИ. Сегодня хаос также активно пытаются посеять в головах россиян. Как думаете, насколько успешно?

— Безуспешно, но, к сожалению, мало кому по силам сразу разоблачить слух или выдумку. За рубежом есть отличные специалисты в этом деле. Опытные, хорошо подготовленные. К примеру, в Германии на базе Академии информации и коммуникации создали Центр информационной работы бундесвера. Там идет подготовка PR-специалистов для вооруженных сил, а также разработка концепций борьбы за положительный имидж армии в обществе. Министр обороны ФРГ Урсула фон дел Ляйен, которую, кстати, некоторые прочат на место Меркель, добилась увеличения расходов бундесвера на рекламу на 18 процентов. Казалось бы, зачем реклама армии?! В России ведь такого нет. У нас даже военные органы печати мало кто из населения знает. А в Германии много популярных газет и журналов, издаваемых именно армией. Такая пропаганда привела в том числе к тому, что немцам удалось преодолеть страх перед участием во внешних военных экспансиях, охоту к которым у них отбили в 1945-м. В итоге они и в Косове были, и в Афганистане, и с пиратами у восточных берегов Африки сражались.

Кроме того, они уже давно оправдались за поражение во Второй мировой войне. Германская пропагандистская концепция такова: Гитлер не был военным и он не прав, высший генералитет пел под его дудку. И если бы все сражались, как ребята из романа «Мост», было бы все иначе. Это произведение Манфред Грегор написал в 1958 году. Речь идет о 15-летних мальчишках, которые попали на фронт по последнему набору. Свои солдаты их пожалели и оставили возле какого-то ручья, дав возможность бежать домой. Ребята не успели, так как на следующее утро пришли американские танки. Молодые немцы сдерживали их наступление до тех пор, пока не погибли. По этой книге даже фильм сняли. Некоторые зрители плакали. Вот вам один из приемов информационной войны, который помогает сформировать нужное мировоззрение и положительный образ вооруженных сил страны.

В каждом государстве существуют свои примеры героизма и отваги. Англичане, рассказывая о Второй мировой, основной упор делают на битву при Эль-Аламейне, которая состоялась осенью 1942 года. Тогда британские войска разгромили североафриканскую итало-немецкую группировку. События легли в основу добротно сделанного пропагандистского фильма «Самый длинный день». Англичане искренне удивляются, почему большинство россиян ничего не слышали об Эль-Аламейнской операции, при этом сами ничего не знают о сражениях под Сталинградом… У американцев своя точка зрения, у французов — своя.

«С»: Тем не менее сегодня они сходятся во мнении, что Россия — это агрессивно настроенный враг…

— Все просто. Когда 20 лет назад во времена правления Бориса Ельцина мы уничтожали и сокращали свое вооружение, западные союзники тоже снизили свои расходы на армию и на содержание НАТО. Угрозы не было, так зачем тратить деньги?

Североатлантический альянс стал заметно хиреть, терялся сам смысл его существования. Но от него зависит благополучие сотен тысяч человек! Только в Брюсселе, который является столицей НАТО, около 40 тысяч человек из разных стран служат в штаб-квартире этой организации. Живут они безбедно, создавая рабочие места для бесчисленного обслуживающего персонала, и нуждаются в постоянной материальной подпитке. Чтобы увеличить свой доход, им нужно постоянно создавать в обществе ощущение угрозы. В достижении своих целей успешно использовали Украину. Россия стала удобным врагом. И теперь уже западные страны тратят на содержание НАТО гораздо больше положенных двух процентов от своих доходов. И суммы отчислений постоянно растут. Поэтому совершенно не важно, правы мы или нет. Альянс решает свои задачи, в противном случае его работникам придется писать заявление об увольнении. Делать этого совсем не хочется, поэтому сегодня НАТО ведет активный диалог со странами Северной Африки, Восточной Европы и нашим ближним зарубежьем, стремится к вовлечению в свою орбиту максимального количества третьих государств.

«С»: Но если воюют с нашей памятью, ценностями, глупо закрывать на это глаза. Тут или сдаваться, или сопротивляться. А что еще?

— Сдаваться?! Это не в традициях нашего народа. Мы в первую очередь должны учить историю и воспитывать в будущих поколениях гордость за своих предков. Прошлое России по историческим итогам и славным делам, свершенным многими поколениями россиян, — одно из самых достойных и убедительных в мире. Именно поэтому оно становится объектом агрессивных и злобных атак. Подлинные герои подменяются вымышленными, уродливыми, балаганными персонажами. Логика здесь предельно проста — страна, не имеющая достойного прошлого, не может рассчитывать и на благоприятное будущее. Много ли молодые люди сегодня знают о славном боевом пути дедов и прадедов на фронтах Первой мировой войны? Где они воевали и с кем, что пережили, за что получали награды. Запад не виноват, что эта информация не сохранилась в головах россиян. Англичане, к примеру, издали 4 тысячи томов, в которых по алфавиту размещены краткие биографии всех военнослужащих за последние 900 лет. Люди их охотно покупают, интересуются историей своих предков. Это здорово. В Германии вышла книга, где названы все погибшие во время Второй мировой войны. А мы даже точную цифру жертв назвать не можем. И это не происки врагов, а наша недоработка. Различные слухи создают недоговоренности. К примеру, вполне резонный вопрос: почему в 1945-м появились Восточный и Западный Берлин? Значит, город брали не только советские войска?.. Мало кто знает, что лишь позднее западная часть Берлина была передана союзникам в соответствии с договоренностями СССР, Великобритании, США и Франции. На малой известности таких фактов и пытаются сегодня играть, стараясь приуменьшить роль Советского Союза в исходе войны.

Фильм о Герое Советского Союза из Мордовии Михаиле Девятаеве, сбежавшем из фашистского плена на самолете, мог бы стать одним из мощнейших ресурсов в борьбе с западной пропагандой. Осталось найти на него денег... Фильм о Герое Советского Союза из Мордовии Михаиле Девятаеве, сбежавшем из фашистского плена на самолете, мог бы стать одним из мощнейших ресурсов в борьбе с западной пропагандой. Осталось найти на него денег…

«С»: Но только ли в этих недосказанностях причина недоверия Запада к России?

— Нет, конечно. В прошлом мы давали много оснований для того, чтобы нас в чем-то стали подозревать. Например, были протоколы Молотова-Риббентропа. Их сначала отрицали, потом признали и извинились. Такая непоследовательность всегда вызывает сомнения и желание на ней сыграть. С другой стороны, в истории Второй мировой войны множество фактов, которые рисуют России положительный образ, но мы о них забываем. Мы Болгарию освободили без единого выстрела! Это колоссальная заслуга советских воинов! Об этом говорят?! Нет. А ведь это событие можно было показать с пропагандистской точки зрения. На Западе все иначе. В музее города Олбани в США хранится этикетка с банки тушенки, на обратной стороне которой чемпион СССР 1932 года по конькобежному спорту Сергей Горбунов незадолго до гибели написал письмо домой в Саратов… Сегодня фирма, производившая тушенку в годы войны, является одним из крупнейших пищевых концернов и не стесняется использовать имя российского воина-героя для продвижения своей продукции. Американцы в достижении военного успеха основные надежды возлагают на PR-службу. Во время иракского вторжения они смогли деморализовать и запугать противника различными слухами и вымыслами. В итоге иракские дивизии в ужасе разбегались при виде наступающего врага. Успех в вооруженных конфликтах «не может определяться чисто военным понятием выигранного сражения», — говорится в «Полевом уставе армии США». Иными словами, признание окончательной победы возможно лишь при общественном одобрении действий вооруженных сил. Поэтому вполне уместной выглядит поговорка американских журналистов о том, что «Пока CNN не объявило о победе американских войск, победы нет». В США нашли способ обуздать оппозиционную прессу и заставить ее работать в нужном направлении. Журналистам, резко выступающим против военных действий в Ираке, предложили изучить ситуацию изнутри. В Багдад их пообещали ввезти прямо на танках! Никто, естественно, не отказался. Все послушно прошли подготовительные курсы на тренировочной базе корпуса морской пехоты США Квантико, где с ними, кстати, работали психологи, и отправились на войну. Вместе с наступающими частями на линии фронта оказались самые известные американские репортеры Оливер Норт, Вульф Блицер, Скотт Пели, Тед Коннел. Когда они оказались на этих танках, получали еду, воду и защиту. Разве они могли после этого плохо писать о своих солдатах?.. Сегодня для всех желающих проходят обзорные и тематические экскурсии по внутренним помещениям Пентагона протяженностью около полутора миль. Ежегодно принимается более 100 тысяч гостей. Так вооруженные силы хотят показать, что у них нет тайн от налогоплательщиков, на деньги которых они существуют. Израильтяне первые поработали над Википедией. Мобилизовали своих сторонников по всему миру на то, чтобы редактировать статьи в выгодном для Израиля свете. Постепенно и ненавязчиво. Сейчас ведь люди ищут информацию не в учебниках, а в Интернете. А значит, вместе с обработанной опытными пропагандистами информацией они будут незаметно для себя воспринимать ее идеологическую подоплеку. Переубедить в обратном потом их будет почти невозможно. Информация, в создании которой участвовали опытные пропагандисты, оказывает мощное идеологическое воздействие на формирование представлений и отношений. Известный датский медиаконсультант Нив Кальдерон прямо сказал, что одно дело идти в дождик к посольству и настаивать на своей позиции, рискуя получить дубинкой по затылку, и совсем другое — удобно в кресле попивать кофе и заполнять информационное поле. Это перспектива будущего, и нужно быть к этому готовым.

«С»: Насколько российские PR-службы преуспели в этом деле?

— Считаю, что внутри страны они действуют разумно и правильно, разоблачают враждебные клевету и слухи. Более 80 процентов населения поддерживает линию руководства страны. Но значительных успехов внешней PR-деятельности пока не вижу, хотя часто о них читаю. Russia Today говорит об увеличении количества зрителей. А практических результатов нет. Положительный образ России в глазах западного обывателя как-то не складывается. Но вины наших журналистов тут нет. Они отстаивают позиции своей страны допустимыми средствами. В то время как против нас ведется уже настоящая широкомасштабная информационно-психологическая война с использованием широкого диапазона приемов ее ведения — от кибератак до распространения самой гнусной лжи о нашей стране. Поэтому только PR-средствами противостоять этому натиску крайне трудно. Но необходимо. Для этого мы должны творчески использовать опыт других стран, касающийся ведения информационной войны, переосмыслить его и внедрить какие-то элементы. Я всегда против слепого копирования даже самых прекрасных вещей. Оно результата никогда не дает. Нужно понимать — чтобы обеспечить мир, нужно быть во всеоружии, в том числе информационно.

 

Личное дело

Владимир Иванович Газетов — коренным москвичом. Окончил исторический факультет МГПИ им. Ленина. Трудился переводчиком в бюро международного молодежного туризма СССР «Спутник». В МГУ им. Ломоносова защитил диссертацию, посвященную проблемам европейской социал-демократической прессы. Работал преподавателем в ряде московских вузов, руководил пропагандистскими семинарами. За эффективную педагогическую и научную деятельность удостоен ученого звания профессора. Почетный работник высшего специального образования РФ. Член жюри межрегионального конкурса журналистского мастерства «Слава России». Автор 14 книг и более ста научных и публицистических статей. В 2010 году награжден почетным дипломом и серебряной медалью газеты бизнес-коммуникаций RuPoR за цикл статей о PR-деятельности в военно-политической сфере. Лауреат престижного всероссийского конкурса на лучшую научную книгу. В 2013-м удостоен этого звания за фундаментальный труд «Социально-культурные службы и подразделения вооруженных сил США и стран-членов НАТО», изданный с грифом Министерства обороны РФ. Член Союза журналистов Москвы. Хорошо известен читателям по статьям в еженедельнике «Независимое военное обозрение», журналах «Национальная оборона», «Российское военное обозрение», «Проблемы безопасности» и др. Лауреат XII всероссийского конкурса СМИ «Патриот России» 2013 года, дипломант конкурса Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Моя малая Родина» 2014 года. В буквальном смысле любим студентами Института экономики и культуры, которые в социальных сетях создали группу его поклонников.

340x240_mvno_stolica-s-noresize