Политика

Работники «Мордовцемента» начинают бунтовать из-за сокращения зарплат

Тем временем их новый хозяин – долларовый миллиардер Филарет Гальчев – готовится к полету в космос. Как он создавал свою цементную империю? Зачем ему греческий паспорт? Ответы – в расследовании «Столицы С»: Сто бед — один Филарет

 

На днях новый хозяин «Мордовцемента» Филарет Гальчев посетил Мордовию. Визит прошел под грифом «секретно». Прессу к миллиардеру не допустили... На днях новый хозяин «Мордовцемента» Филарет Гальчев посетил Мордовию. Визит прошел под грифом «секретно». Прессу к миллиардеру не допустили…

Предупредительную забастовку объявили 10 июля работники цеха логистики и транспорта «Мордовцемента». Причина — сокращение зарплат, штрафы, наложенные на рядовых машинистов за неисправность вагонов и железнодорожных путей, отсутствие запчастей для ремонта и обслуживания техники и т. д. Рабочий бунт состоялся через четыре дня после визита на предприятие его нового владельца — председателя совета директоров «Евроцемент груп» Филарета Гальчева, который провел переговоры с Главой Мордовии Владимиром Волковым о будущем предприятия, сообщил, что инвестировал в него 500 миллионов рублей и намерен дальше развивать цементную отрасль в республике. Между тем если раньше чамзинский завод был в лидерах по объемам производства, то сегодня занимает только 9-е место в стране. Как выстраивал свою империю Филарет Гальчев? Чем закончится забастовка работников «Мордовцемента»? Что о происходящем думает нынешний гендиректор предприятия Геннадий Куликов? В туманные перспективы цементного завода всматривалась ИРИНА РАЗИНА.

 

Работники

Геннадий Куликов попытался ответить на вопросы возмущенных работников «Мордовцемента» Геннадий Куликов попытался ответить на вопросы возмущенных работников «Мордовцемента»

…10 июля в 9.00 возле администрации цеха логистики и транспорта «Мордовцемента» собралось около 80 человек. Не пришли только те, у кого на это время выпала рабочая смена. Подавляющее большинство — молодые и средних лет мужчины. Таких обычно в кабинет к начальству на аркане не затащишь. А тут — пришли по своей воле и открыто. «Накипело! Народ уже довели! Больше терпеть невозможно!» — объясняют происходящее забастовщики. Организовать «стихийное собрание», как они сами это называют, работников цеха побудили зарплатные листы, полученные днем ранее. Выплаты большинству из них снижают уже не первый месяц. «Это все началось с приходом нового руководства, — рассказывает машинист Сергей Егоров. — Нам говорят, что произошло повышение зарплат на 40 процентов. В декабре прошлого года, когда завод перешел к новому владельцу, нам принесли бумаги о повышении тарифной ставки — с 96 до 102 рублей. Мы, естественно, все подписали. Но когда нам начали платить зарплату по новым правилам, оказалось, что более 20—25 тысяч рублей никак не получается». Таким образом, финансовые потери работников цеха составили от 5 тысяч рублей. От такой занимательной арифметики настроение трудящихся сильно омрачилось. Большинство из них работают на «Мордовцементе» не первый год и за тяжелый труд всегда получали достойную, устраивающую их зарплату: 35—40 тысяч рублей и выше. Многие являются единственным источником дохода в семье, тянут ипотечные и прочие кредиты, воспитывают детей. Они всегда опасались потерять эту работу. Но теперь, когда даже простой автослесарь в Чамзинке зарабатывает больше, чаша терпения оказалась переполнена. «Бояться уже ничего не хочется, — признается машинист тепловоза Сергей Петякин. — Наша профессия не из легких. Но сегодня нам стали платить, как простым разнорабочим. С гендиректором Куликовым мы уже два раза встречались. Результат — одни обещания. Раньше людей было нельзя заставить сказать что-то против руководства. Даже если и случались какие-то недочеты в организации труда, то все молчали из-за того, что получали большую зарплату. А сейчас людей довели до такого состояния, что стало все равно — выгонят или нет. На нас экономят как могут. Даже в душевую, которой пользуются 100 человек, уборщица приходит всего раз в неделю! Туда страшно заходить, боишься какую-нибудь заразу домой принести. Дошло до того, что в депо развели блох! И мы морили их за свой счет». Большие проблемы цех испытывает с поставкой запчастей для ремонта локомотивов. «Мы работаем уже на хламе, — признается Сергей Петякин. — Еще два месяца назад мой локомотив был в идеальном состоянии. А сегодня это просто металлолом. Но виноваты в этом не машинисты. В цехе нет ни запчастей, ни соответствующего ремонта. С декабря техника ни разу не проходила техосмотр!»

Геннадий Куликов ответил-таки на несколько вопросов журналистов "С" Геннадий Куликов ответил-таки на несколько вопросов журналистов «С»

Недавно республиканский Гостехнадзор оштрафовал рядовых машинистов на 1—1,5 тысячи рублей. Претензии в том, что они пользуются неисправными путями…

«Кто бы еще год назад мог подумать, что наш завод, который был лидером в стране по объемам производства цемента и составлял конкуренцию всему холдингу «Евроцемент груп», сегодня опустится на 9-е место! — восклицает Петякин. — Хочется знать, где было руководство республики, когда «Мордовцемент» начал терять позиции!»

Гендиректор завода Геннадий Куликов все-таки пришел на встречу с коллективом. Правда, с опозданием на полчаса. Он был удивлен, что зарплата работников с апреля заметно снизилась. Обещал разобраться. Но трудовой народ уже верит в это слабо. Закончив диалог с подчиненными, Куликов, нехотя и уклончиво, но все-таки ответил на несколько вопросов корр.«С». «Нужно разобраться в истоках проблем, — сообщил гендиректор. — История, конечно, очень интересная, но я ее ворошить не хочу. У меня совсем другие задачи — привести все в соответствие… А на это потребуются определенные сроки. Не все так просто».

«С»: Как получилось, что зар­плата работников цеха снизилась?

— Она не снизилась, а начисляется по схеме сдельной оплаты труда и зависит от объемов перевезенного груза. До руководства республики доведена новая стратегия развития… Здесь построили новый уникальный завод по сухому производству цемента, но он работал на 45 процентов мощностей. Инвестиции сделаны громадные, а отдача далека от плановой. Было решено исправить пробел. В результате за последние полгода доля выпуска продукции на «сухом» заводе увеличилась в 2,5 раза. Но там локомотивы не используются. Хотя еще в прошлом году цемент делали любой ценой на старом оборудовании 1956 года выпуска. Это высокие затраты и себестоимость, а также маленькая прибыль. Наш собственник всегда смотрит очень объективно и стратегически. Заводы сухого способа более энергоэффективны, снижение затрат на производство составляет 30 процентов. В переводе на деньги — это миллиарды.

«С»: Завод переориентируется на сухой способ производства, в котором машинисты не задействованы. Как же им быть? Что будет с их заработками?

— Мы приведем все в соответствие. Жизнь на месте не стоит. Совершенствование производства требует либо изменения специфики, либо переобучения или переориентации персонала.

«С»: Почему штрафы за неисправность техники и железнодорожных путей накладываются на работников, а не на предприятие?

— Проверку проводил госинспектор. Наверное, не мне его учить, как поступать. Думаю, он прекрасно понимает свою ответственность и не нарушил ее. Вероятнее всего, проверяющий обратил внимание на то, что если каждый работник не поймет свою ответственность, то результата не будет. Возможно, он все-таки заметил беспорядок в тех же локомотивах, нарушения в оформлении трудового журнала и т. д. — те недочеты, на устранение которых никакие средства не нужны. Это просто технологическая и административная ответственность каждого.

«С»: Почему порядок у вас на заводе наводит госинспектор, а не, например, начальник цеха?

— Наверное, это говорит о компетенции последнего… Сегодня в республике громадная проблема с кадрами. Я веду поиски специалистов по ряду направлений. «Мордовцемент» — самый крупный в России завод соответствующего профиля. И я считаю, что здесь должны работать лучшие специалисты. Им непозволительно часто и крупно ошибаться, потому что за этим стоят люди.

Новый хозяин

Судя по всему, диалог продолжится. В противном случае менеджеры Филарета Гальчева могут спровоцировать великую чамзинскую революцию. Народ в Мордовии горяч и скор на выводы... Судя по всему, диалог продолжится. В противном случае менеджеры Филарета Гальчева могут спровоцировать великую чамзинскую революцию. Народ в Мордовии горяч и скор на выводы…

6 июля вместе с Главой РМ Владимиром Волковым на «Мордовцементе» побывал Филарет Гальчев. Визит прошел в обстановке строжайшей секретности. Журналисты узнали об этом только из сообщений пресс-службы руководства республики. Сообщалось, что делегация осмотрела основные производственные площадки. В ходе совещания были обсуждены важные вопросы текущей работы, а также перспективы развития «Мордовцемента». «Это одно из крупнейших предприятий республики, — напомнил гостю Владимир Волков. — Сейчас здесь работают свыше 1600 человек, и мы крайне заинтересованы в том, как оно будет развиваться». Филарет Гальчев, в свою очередь, сообщил, что «Евроцемент груп» уже инвестировал свыше 500 миллионов рублей в повышение производительности оборудования, наладку работы карьера, снижение удельных расходов топлива и оптимизацию логистики. Сегодня доля «Мордовцемента» в мощностях холдинга составляет 14 %. Гальчев пообещал продолжить инновационное развитие предприятия, повышать эффективность производства и т. д. «Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество с республикой и уверены, что «Мордовцемент» продолжит вносить весомый вклад в социально-экономическое развитие Мордовии», — так он сказал. Покидая регион-13, долларовый миллиардер передал в дар республиканской библиотеке им. Пушкина сертификат на 107 комплектов книг уникальной серии «Великие русские путешественники», которая издана в рамках попечительской деятельности холдинга в Русском географическом обществе. «Очень рад, что теперь подрастающее поколение Мордовии имеет возможность познакомиться с путешественниками и первооткрывателями, которые создали золотой фонд великих географических открытий, узнать, как на протяжении столетий открывались новые земли и менялась карта мира, — объяснил Гальчев свою щедрость. — Уверен, книги послужат для детей примером отваги, силы духа и воли наших именитых соотечественников, их любви к Родине. Такие книги формируют характер, и они должны быть доступны каждому ребенку».

 

Холдинг

Мало кто знает, что в 2009 году будущий хозяин «Мордовцемента» оказался в эпицентре громкого скандала в Пикалеве, памятного тем, что разрешать его приехал сам Владимир Путин. Предыстория такова. В разгар кризиса ленинградский завод «Пикалевский цемент», входящий в империю Гальчева, снизил выпуск продукции в 3 раза — до 800 тысяч тонн в год. А между тем предприятие на две трети обеспечивало цементом стройплощадки Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К тому же руководство холдинга объявило об увольнении 60 % сотрудников завода.  Предполагалось, что до ноября 2008 года его покинут более 700 человек. Такая политика обернулась массовыми забастовками. Снижение объемов производства было якобы вынужденным: Пикалевский глиноземный завод (принадлежит «Базэлцементу» Олега Дерипаски), который обеспечивал сырьем предприятие Гальчева, закрылся на модернизацию. В этом случае «Пикалевский цемент» оказался перед перспективой полного закрытия, а это могло привести к социальному взрыву в Пикалеве, где это предприятие — одно из градообразующих. Кроме того, не следует забывать, что Дерипаска и Гальчев — конкуренты. Конфликт разрешил не кто иной, как премьер-министр РФ Владимир Путин, лично приехавший в Пикалево. Многие помнят, как эффектно он устроил Олегу Дерипаске «публичную порку», предложив подписать договор, чтобы запустить производство, а ручку после подписи «вернуть сюда». Владелец «Евроцемент груп» Филарет Гальчев подписывал договор той же самой ручкой. Он был спокоен, хотя среди пикалевских митингующих, по мнению очевидцев, бывших рабочих его завода насчитывалось едва ли не большинство и вскоре их ряды грозили стать еще плотнее. Единственная надежда — на поддержку правительства. Залатать дыры, а там будь что будет. Надежды оправдались — одновременно с подписанием соглашения Владимир Путин распорядился за счет бюджета погасить все долги по заработной плате. Но в масштабах холдинга это была капля в океане. Кроме пикалевского завода, в «Евроцемент груп» входило еще 15 аналогичных предприятий, и у всех были различного рода затруднения. Общий размер убытков по итогам 1 квартала 2009 года достигал 3 миллиардов рублей. На улице оказались свыше 9 тысяч человек — 44 % всех работающих. Фонд оплаты труда пришлось срезать с 4,7 до 2,7 миллиарда рублей, а производственные и ремонтные затраты — секвестировать на 3,5 миллиарда. Однако, сидя за одним столом с премьер-министром, Филарет Гальчев был спокоен. Его даже никто не спросил о том, почему, несмотря на переживаемые одними предприятиями трудности, другие заводы холдинга могли себе позволить выплату многомил­лиардных дивидендов…

Пикалевское совещание — самое громкое мероприятие, в котором довелось участвовать Филарету Гальчеву. До тех пор лишь узкий круг знал это имя, хотя хозяин «Евроцемент груп» по размеру личного состояния уже давно входит в российскую сотню Forbes. В одном из немногочисленных интервью в 2003 году он рассказывал, что родился в Грузии, в многодетной семье. По национальности — грек. В 17 лет приехал покорять Первопрестольную. «Я учился в Московском институте горной промышленности, — вспоминал будущий цементный магнат. — Спал по три часа, работал в четырех местах: комендантом института, заместителем председателя профкома, занимался научной работой и временами разгружал вагоны. А какой выход? У меня жена, дочка и общежитие в районе Загорска…» При этом Гальчев чуть-чуть не поспел к первоначальному накоплению капитала. Когда Михаил Ходорковский уже раскручивал свой «МЕНАТЕП», Гальчев только закончил горный институт. Работал в Международном торговом доме горной промышленности и компании «Росуголь», причем в последней возглавлял управление организацией рынка угля как раз в то время, когда шахты задыхались от неплатежей, а шахтеры стучали касками, перекрывая железнодорожные пути. Настоящей удачей для будущего олигарха оказалось то, что во время работы в Институте горного дела он заводит дружбу с заместителем директора вуза по научной работе Леонидом Краснянским, отец которого в ту пору возглавлял столичный стройкомплекс и имел почти безграничный административный ресурс. Романтическое время великого распила советской экономики продолжалось. Чтобы уцепить кусок от сладкого пирога, нужны были знания, энергия и… связи. Гальчев и Краснянский нашли друг друга. Энергия одного и связи другого помогли образовать деловой союз, плодом которого стало создание в 1996 году крупной торговой компании «Республиканский отраслевой союз по сбыту угля» («Росуглесбыт»). Именно это образование, позже переименованное в «Евроцемент», стало краеугольным камнем империи будущего олигарха. Компанию не следует путать с нынешней «Евроцемент груп». Изначально ее акционерами вместе с Гальчевым числился фонд Russia Partners, приведший под знамена холдинга компанию «Штерн Цемент» и положивший начало цементному бизнесу. Но в какой-то момент аналитики фонда зафиксировали падение прибыли «Евроцемента» и одновременный рост выручки «Евроцемент груп», созданной Филаретом Гальчевым. На языке бизнеса это называется «перемещением центра прибыли». В повседневности используются другие определения. Как бы то ни было, вернуть деньги Russia Partners так и не удалось. Примерно так же хозяин «Евроцемент груп» избавился и от других партнеров — например, от компании Prosperity Capital Management, владевшей около 10 % акций «Ульяновскцемента». Прибыль завода тоже была «перемещена» в подконтрольные Гальчеву фирмы, которые закупали цемент по трансфертным ценам, а продавали по рыночным. В 2000-е годы Филарет Гальчев скупил порядка 15 цементных заводов, два из которых — на Украине. В числе прочих свои активы в этой отрасли в 2005 году ему продала Елена Батурина — жена бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Таким образом, Гальчев стал как никогда близок к созданию собственной отраслевой монополии. Сегодня с состоянием 4,4 миллиарда долларов США он занимает 23-е место в списке богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes. Практически одновременно с покупкой «Мордовцемента» Гальчев приобрел цементный завод в Сланцах (Ленинградская область). Таким образом, он значительно увеличил свое присутствие на рынках Приволжского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов. По оценке инвестиционно-консалтинговой компании СМПРО, в целом за счет этих двух активов доля «Евроцемент груп» на отечественном рынке может вырасти с 27 до 35,9 %.

Аппетиты холдинга не знали границ. Гальчев скупал за заводом завод, прибирая рынок к рукам и взвинчивая цены. Получив 40-процентную долю, компания так «ударила по газам», что возмутился даже Юрий Лужков. Дорогой цемент настолько снизил рентабельность строительства, что подрядчики попросту отказывались работать по программам московского правительства. Под угрозой оказалась и федеральная программа «Доступное жилье». В какой-то момент в дело пришлось вмешаться Федеральной антимонопольной службе (ФАС), попытавшейся призвать холдинг к порядку. После нескольких месяцев споров и судебных разбирательств с «Евроцемент груп» взыскали 267 миллионов рублей. На тот момент это был крупнейший штраф в административной практике антимонопольного органа.

 

Греция

100 % акций «Евроцемент груп» принадлежат «Евроцемент Холдинг АГ» — швейцарской компании Филарета Гальчева. Деньги, переправленные им в Европу, пошли на скупку акций международной цементной компании «Хольцим». Видимо, недалек тот день, когда Филарет Гальчев станет вполне респектабельным европейским бизнесменом. Греческое гражданство у него уже есть — по данным агентства «Росбалт», соответствующий паспорт выдан на имя Филаретоса Кальтсидиса. Так что ему останется лишь избавиться от обескровленных российских заводов. Судя по всему, для олигарха Греция не просто запасной аэродром. Получив гражданство этой страны, он еще в 2007 году принялся отстраивать свое будущее жилище в местечке Корони на Пелопоннесе. Выкупив участок, бизнесмен начал возводить виллу, достойную его места в Forbes. Строителям пришлось снести часть здания, слывшего образцом архитектуры XIX века и несколько раз упоминавшегося в европейских архитектурных журналах. Кроме того, стройка зацепила часть сада, являющегося точной копией садов Помпеи. В местном сообществе такой радикализм вызвал ропот. Как пишет греческая пресса, активисты выяснили, что у греко-российского олигарха имеется лишь разрешение на строительство дома в 400 квадратных метров, на самом же деле он возвел дворец в десять раз больше…

 

Цитаты Гальчева

«Мне в этой жизни много не надо. Например, я люблю простую еду — макароны, курицу, а деликатесы не по мне». [«Ведомости», 2005]

«…Никогда не продам свой цементный бизнес. Я о нем мечтал. Не о цементе, а вообще о таких масштабах. На меня не давит груз больших денег. Некоторые продают, это правда. Наверное, тяжело им становится». [«Эксперт», 2007]

«В последнее время себя очень неуютно ощущаю. Чувствую, что на меня смотрят и думают: так, машина красивая, великолепно выглядит, тут яхты, здесь самолеты, при этом он вообще ничего не делает! И деньги, деньги, деньги, больше ничего. В то же время, как и многие крупные бизнесмены, я не умею отдыхать. Простые руководители среднего звена гораздо свободнее, они намного эффективнее используют свой заработок. Ездят отдыхать по несколько раз в год, ужинают в ресторанах». [«Эксперт», 2007]

 

Только факты

> Основной капитал Гальчева — «Евроцемент груп» (100 %), компания Holcim (10,8 %).

> В 2014 году 16 заводов «Евроцемента» выпустили 25 миллионов тонн цемента, доля группы на российском рынке составила 29 %.

> Гальчев носит очки датской марки Lindberg, минимальная стоимость которых 160 тысяч рублей.

> Гальчев является автором книг «Маркетинг угля в России» и «Актуальные проблемы экономики горного производства».

> Гальчев начал подготовку к полету на МКС, где он может заменить отказавшуюся от полета певицу Сару Брайтман.

«Программа тренировок проводится в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина и включает как комплексную медико-биологическую, так и серьезную теоретическую подготовку к полету на околоземную орбиту», — отметили в пресс-службе «Евроцемент груп». Сообщается, что миллиардер готов потратить на путешествие около 50 миллионов долларов.

> По данным журнала Forbes, Филарет Гальчев является предполагаемым владельцем 73-метровой яхты Sapphire 2011 года выпуска.

Дизайнеры создали метрический интерьер с деревянными полами в смеси стилей модернизм и ар-деко. 12 гостей могут разместиться в шести каютах. На лодке есть sky-lounge, кинотеатр, спа, бассейн, бары, пляж. На борту — отдельная зона для команды из 16 человек. В кормовой части палубы — гидравлическая выдвигающаяся вертолетная площадка, предназначенная для посадки и высадки пассажиров.

Максимальная скорость, которую может развивать лодка, — 17,5 узла (около 33 км/ч). Дальность плавания без дозаправки — 5000 миль.

 

Состояние Филарета Гальчева (по данным Forbes)

2011 — 3,5 $ миллиарда (31 место

в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России»)

2012 — 4,4 $ миллиарда (26 место)

2013 — 6,7 $ миллиарда (22 место)

2014 — 6 $ миллиардов (24 место)

2015 — 4,4 $ миллиарда (23 место)

340x240_mvno_stolica-s-noresize