
Саранская троица
Подбирая фотографии для публикации, мы прежде всего руководствуемся принципами презентации народных типов – облика людей, являвшихся сынами и дочерями своего народа и своего поколения. Люди меняются, и сильно: наверное, вы, уважаемые читатели, тоже замечали, что люди в прошлом выглядели не так, как мы, и даже на мир они смотрели иными глазами. Одежда тоже имела значение, но не очень: сегодня мода меняется гораздо интенсивнее, чем полвека назад, и что? Важнее другое. Пораспрашивайте пожилых, они вам расскажут, что ключи от квартир оставляли под ковриком или на косяке, потому что не у всех членов семьи они, ключи, были. Уровень доверия между соседями был примерно такой же, как между родственниками. Случалось, что прохожие просились на ночлег – пускали. Если дружба возникала – то пожизненно. Теперь вы понимаете, что нас привлекло в этой фотографии? Девушка и два парня пришли к мастеру, потому что возникла надобность сняться «на память», потому что жизнь могла развести друзей далеко. Терять же напоминание о дружбе они не хотели. Простые, открытые лица, такими они тогда, в 1930-е годы, и были, молодые саранские люди, способные на бесхитростные, но глубокие отношения. Им до старости суждено было такими остаться. Если бы не война.
Но нас еще одно интересовало: каково было мастеру, вынужденному переходить на новые технологии? А. Егунов как фотограф вырос в дореволюционном городе, снимал на стеклянные фотопластинки. А в конце жизни пришлось переходить на пленку, но печатать контактным способом. Увы, новые материалы сильно уступали старым в качестве. Подготовка кадра к публикации выявила множество технических проблем. Пришлось фотографу негатив ретушировать, отчетливее всего это видно на лицах. И вообще пленка оказалась уязвимой, особенно страдали серые тона. Егунову пришлось фон обтравливать, украшая кадр вензелями и росчерками. Думаете, из художественных соображений? Получилось не очень, но было, наверное, еще хуже. С такими проблемами столкнулся не только А. Егунов, не зря же старые «Фотокоры» со стеклянными рамками в широком общении продержались до 1950-х годов. Узкопленочные фотоаппараты в народ перешли от побежденного врага, а потом и отечественная промышленность процесс ускорила…