Фото

В Саранске нашли “Точки соприкосновения”

В саранском Арт-Гараже, расположенном рядом с Ботевградским мостом, 24 июля открылась выставка работ участников международного симпозиума “Точки соприкосновения”.

Хедлайнером мероприятия стал известный европейский художник, уроженец столицы Мордовии Виктор Сафонкин, который, как и обещал, изобразил мясо. Остальные творцы представили на суд публики нечто вегетарианское. Биеннале посетили местные ценители прекрасного, среди которых были замечены мэр Саранска Петр Тултаев с супругой Татьяной, заместитель министра культуры РМ Николай Храмов, директор Саранского художественного училища имени Сычкова Юрий Дырин, издатель Константин Шапкарин, художники Никита Пичугин и Сергей Суворов. Понять продвинутых демиургов пытались Анна Оправхат, Вячеслав Новиков (фото) и Юлия Честнова (фото).

Открытие выставки началось с выступления директора Республиканского музея изобразительных искусств имени Степана Эрьзи Людмилы Колчановой-Нарбековой: “Я бесконечно рада, что нам удалось осуществить этот проект. Надеюсь, работы участников вас порадуют!” Веселые ведущие пригласили на импровизированную сцену авторов инсталляций, которым были вручены почетные дипломы. Затем зрители под вводящую в транс музыку разошлись по залу постигать необычные фото-арты, перформансы, арт-объекты. Практически всех заинтересовала картина Виктора Сафонкина “Тонкий аромат красного”. “Это символ современного европейского общества, способного понять только осязаемые вещи, – сказал художник корр. “С”. – Если честно, не знаю, чье мясо изобразил, писал интуитивно. Было мало времени, но результатом доволен. Стараюсь придерживаться правила: “Лучше не доделать, чем переделать”. А вот у Никиты Пичугина эта работа вызвала весьма неожиданные ассоциации. Живописец посчитал, что перед ним «вознесение» барана: “Посмотрите, вот цветы на асфальте – значит, недавно прошли похороны животного. А вот баранина парит в воздухе – возносится на небо”. Вскоре появился Петр Тултаев с супругой Татьяной. Градоначальник заинтересовался композицией “Ищите смысл”, которую из стеклянных бутылок сделала саранская художница Евгения Сибирцева. “Сложно, конечно, это понять, – вздохнул он. – Может быть, искусство для того и существует, чтобы человек задавал себе вопросы”. Константин Шапкарин отметил произведение “Данко”, созданное жителем Перми Алексеем Татариновым. Горьковский персонаж представлен в необычном виде – он не держит в руках свое пылающее сердце, а находится в нем. “Меня впечатляет только то, при виде чего возникает хватательный рефлекс, – пояснил известный издатель. – “Данко” – отличная вещь. Можно сказать, лучшая среди всех”. Автор этого арт-объекта, в отличие от своих коллег, скромно стоял в углу и старался не привлекать к себе внимания. Когда к нему подошла корр. “С”, молодой человек заметно застеснялся: “Спасибо за хорошую оценку. Я старался. Создавал скульптуру ровно 7 дней. Она о том, что у каждого человека есть своя клетка, своя тюрьма, в которую он себя заключает”. Видное место на выставке занял фото-арт “Лично” представителя Санкт-Петербурга Ивана Сибирцева. Три стены увешаны полароидными снимками без какого-то четкого изображения. Коробку из-под телевизора с глазами автор назвал весьма загадочно – “№ 2”.

Вышеупомянутая Евгения Сибирцева представила перформанс “Статус” – стол, стул, пластиковая бутылка и стаканчик. Инсталляция “Саранский хронотип” Алены Будариной и Натальи Матвеевой (Тольятти) удивила простотой фотографий местных жителей. Также девушки призвали поиграть с бумажными детьми. Санкт-петербургские художницы Юлия Рокина и Вера Голубева в своей работе “Шум” вовлекли зрителей в тайну газетных жалюзи, пройдя через которые можно увидеть экран, а в нем – лес. Они же предлагали прислушаться к битым бутылкам и понять “Как растет трава”. “Память” Лады Учаевой из северной столицы заставила поразмыслить: что же можно вспомнить, вглядываясь в разрезанные лица из гипса? Елена Сабинина из Нарвы (Эстония) смастерила двух кукол из папье-маше, которые, судя по всему, стали ее заветным призывом к любви.

“Из глубин” прямо в Арт-Гараж выползла хрустальная змея Ксении Володиной из Санкт-Петербурга. Александра Коденцева из Воронежа поэкспериментировала с большими ватманами и черной краской в произведении “Каллиграфия”. Последней каплей в воспитании художественного вкуса стал большой деревянный арт-объект Владимира Исакова из Саранска под названием “Перекати поле”. Самый оригинальный перформер мордовской действительности Сергей Суворов не порадовал своими работами посетителей выставки. И даже опоздал на открытие. Бежал, спотыкаясь, под дождем. Торопился. В этом, наверное, заключался его главный перформанс…