Мир

На Марсе обнаружен «маркер жизни»

Приборы марсохода «Кьюриосити» обнаружили выбросы метана на поверхности Марса. Присутствие метана в атмосфере может указывать на его органическое происхождение. Метан входит в число биомаркеров, указывающих на возможное присутствие жизни на планете.

На Земле значительная часть этого газа производится микроорганизмами (анаэробными метаногенами), которые широко распространены в заболоченных территориях, а также в кишечнике жвачных млекопитающих и человека, где они отвечают за метеоризм. С другой стороны, существуют и небиологические источники метана, например выбросы вулканов или реакции воды с железосодержащими породами, особенно в теплых местах. Поэтому ученые активно спорят о происхождении метана на Красной планете. Одни утверждали, что газ на Марсе — результат геологических процессов, другие, что он может быть возможным признаком жизни, а третьи, что газ привезен с Земли. Бортовые спектрометры «Кьюриосити» уже давно отмечают очень низкое фоновое содержание метана в марсианском воздухе, но в последнее время они зафиксировали несколько коротких пиков с концентрацией газа в 10 раз большей фоновой. Пока что руководители экспедиции «Кьюриосити» не могут с уверенностью определить источник метана, но считают, что с большой вероятностью его происхождение может быть связано с залежами гидратов метана, которые периодически разрушаются под воздействием каких-то неизвестных факторов. «Это породы с кристаллической структурой, в которых содержится большое количество метана. Они могут дестабилизироваться под воздействием механических или тепловых нагрузок, и тогда метан вырывается в атмосферу через трещины в горных породах», — рассказал СМИ доктор Сушил Алтрея, который входит в группу ученых проекта «Кьюриосити».

Вопрос о природе марсианского метана может быть решен путем анализа его изотопного состава. На Земле биологические процессы тесно связаны с наличием изотопа углерода-12. Его высокая концентрация в древних земных породах традиционно интерпретируется как свидетельство наличия биологической активности на нашей планете уже 4 миллиарда лет назад. Если ученым удастся получить свидетельства наличия такого же или близкого соотношения изотопов углерода на Марсе, это станет сенсационным открытием. Однако пока что количество метана, зафиксированное приборами «Кьюриосити», слишком мало для проведения такого анализа.