Новости

«С Россией расправились с помощью наших придурков и предателей!»

Популярный актер Юрий Назаров – о просвещении народа, Америке и пупах земли

Всю свою жизнь Юрий Назаров смотрит правде в глаза Всю свою жизнь Юрий Назаров смотрит правде в глаза

Он из старой гвардии любимых советских актеров. На его счету более 150 фильмов и сериалов. В конце 1980-х Юрий Назаров запомнился характерной ролью отца-дебошира в нашумевшей «Маленькой Вере». В Саранск он приезжал на фестиваль, посвященный известной актрисе, уроженке города Ардатова Ие Арепиной. Почему народный артист России до сих пор верит в марксизм-ленинизм,  выясняла ТАТЬЯНА МИХАЛОВА.

 

«С»: Юрий Владимирович, вам доводилось встречаться на съемочной площадке с нашей знаменитой землячкой Ией Арепиной?

— К сожалению, нет… Арепина — очаровательная, восхитительная актриса. Вспомните дивную Машу в картине «Капитанская дочка»! Кстати, мой дед Александр Назаров тоже из ваших краев. Он родился в Чембарском уезде Пензенской губернии. Кто знает, может, он мордвин?! В Саранске я раньше был и запомнил его по Музею им. Эрьзи. Преклоняюсь перед великим скульптором, обожаю его работы. Их должны знать во всем мире.

«С»: В свое время актер и режиссер Михаил Козаков, хорошо знавший творчество Эрьзи, сказал: «Церетели не пустит Эрьзю в Москву…»

— Знаете, как говорят о Зурабе Константиновиче? Пушкин — наше все, а Церетели — наше везде! Эрьзя создавал шедевры на века… Микеланджело говорил, что после его смерти искусство еще лет 200 не придет в себя. Так и произошло. Потом появились Роден и ваш Эрьзя. Это мастера мирового масштаба.

«С»: Вы из тех актеров, в которых многие зрители видят типичный русский характер…

— Понимаете, я всегда относился серьезно к актерской профессии. Для меня это не развлекаловка или ублажение самолюбия. Живу и работаю по заветам Пушкина и Некрасова — сеять разумное, доброе, вечное. На этих позициях стоял, на них же помру (смеется — «С»)!

«С»: Вы удивились, когда Андрей Тарковский пригласил вас сниматься в картине «Андрей Рублев»?

— Чего ж удивляться?! С Тарковским мы учились в одно время. В 1954 году Андрей поступил во ВГИК, а я — в Щукинское училище. Правда, через полтора года я бросил учебу. Потом ходил в народ жизнь познавать — морально и политически. Через два года вернулся в Щукинское, снялся в фильме «Последние залпы». Именно там меня заметил Тарковский и пригласил в «Иваново детство»… Но не сложилось. Я тогда был молодой и сопливый. А «мою» роль впоследствии сыграл роскошный актер Валентин Зубков. Позже Тарковский пригласил меня на «Андрея Рублева». С моей стороны не было особого чинопочитания, хотя помню, что только о двух режиссерах еще до начала их деятельности на «Мосфильме» говорили шепотом — о Григории Чухрае и Андрее… У Тарковского было много проектов, которым не дали осуществиться, не пропустили, не поняли. Кинопроизводство — это особое искусство. Нужна команда, отношения с начальством. В одиночку ничего не сделаешь. А на Руси с умными руководителями всегда были большие проблемы. Хотя все-таки были исключения… Иван Грозный, Петр I, Александр III… Николай — никуда не годный. Владимир Ильич Ленин — очень серьезный, а за ним снова пошел маразм.

«С»: Вы говорите, для вас важнее не режиссер, а тема, за которую он берется. О чем бы вы сняли кино сегодня?

— О том же самом! Умом Россию не понять, а хотелось бы. Меня абсолютно не устраивает столь быстрая смена общественного строя, а сказать по-русски — предательство советской идеологии. Как быстро мы разуверились! Меня полностью устраивал марксизм-ленинизм, особенно в том, что касается просвещения народа. В моем понимании Пушкин, Державин, Рублев, Герцен, Чернышевский — все они просвещали темный народ. А что сейчас? Недавно играл старого ветерана, который на фронте вступил в партию, а вернувшись домой, никому об этом не сказал. Я попросил добавить фразу: «Не сказал, но не предавал ее, как многие сегодняшние чинуши!» Мне ответили: «Что вы! Упаси Бог, если вы это скажете!» И при этом брешут о какой-то свободе слова! Откуда? Что вы, граждане-братцы! Идет чистейшая политика, растление, развращение, разложение по плану Даллеса, «чтобы произошла трагедия сильнейшего на земле народа». Даллес был откровенной сволочью. Это руководитель политической разведки США в Европе, первый директор ЦРУ и при этом лютый русофоб. Вот вам Америка! А Запад — это бешеная собака. Я еще помню старую карту мира, где самое большое государство не СССР, а Великая Британская империя, куда входили Индия, Австралия и другие страны… Великобритания правила миром и не забыла свой великий английский язык. А мы им всегда мешали. Вот с Россией и расправились с помощью наших придурков и предателей.

«С»: У вас пятеро детей, внуки, правнуки… Молодые отпрыски Назарова не рвутся на Запад?

— Какое там! Умный французский поэт и философ Поль Валери говорил, что ему известно три чуда, три массовых взлета культуры в мировой истории. Это эллинизм, европейское Возрождение и русский XIX век. Мы являемся наследниками этого богатства! Кто-то искал среди наших гениев чистокровных русских, но не нашел. У Пушкина африканские корни. У Лермонтова — шотландские. Фет — чистокровный немец. Левитан — еврей! Ну и что с того? Все они просвещали народ великой русской культурой. США только 200 лет, американцы еще сопливые, только резали всех вокруг, а мы всех поднимали. Книг-то я мало читал, но запомнил вопрос в одном журнале: «В какой местности может происходить действие, когда людей называют Агафоны, Степаны?» На первый взгляд, в деревне у староверов… Хренушки, извините за выражение! Ответ: это эскимосы Аляски называли своих детей православными именами! Потому как европейцы давили завоеванные народы, а русские — никогда. Не было у русских чувства элитарной избранности. Этим я счастлив и горд.

«С»: Как вы, мужчина, не употребляющий спиртное, столь убедительно сыграли отца в «Маленькой вере»?

— Чего там играть-то? Таких мужиков на улице полно!

«С»: Как думаете, с конца 1980-х в нашей жизни стало меньше чернухи?

— Вряд ли. Кажется, в «Капитанской дочке» сказано: «Потомок мой! Если записки сии попадутся в твои руки, попомни, что лучшие изменения суть те, которые происходят от смягчения нравов, но не насильственным путем, единым просвещением только…» Понимаете? Человек рождается животным с возможностями стать человеком. Иначе страшно. Ни одно животное ради развлечения не убивает, а человек этим занимается. Ни у одной твари нет чувства превосходства, элитарности, избранности… Все эти пакости придумали мы! Так что будь человеком! Просветись, пойми, что ты не пуп земли, а часть восхитительного сказочного мира, который надо изучать и беречь. Этому учили меня коммунисты, и я с ними абсолютно согласен.

Меня абсолютно устраивает марксистское объяснение истории, исторический и диалектический материализм. Были перегибы, когда сбрасывали Пушкина с корабля современности, но мы уважали историю, все человеческое и гуманное. Вот мусульмане и христиане провозглашают заповедь «Не убий» — и всю жизнь режут друг друга. Врут и врут! Не надо этого делать, надо советь иметь и уважать друг друга.

«С»: Хотелось бы вам сегодня сниматься больше, чем предлагают?

  • Меня все устраивает. Профессия — это залог счастья. Бывает, картина срывается или режиссер обещает пригласить, но забывает… Ну и ладно! Вот в Саранск пригласили на фестиваль! На Сахалин, в Ялту, Волгоград, Владимир… Низкий поклон за это, не забывают меня. Значит, я не полная развалюха! В Бога я не верю, в церковь не хожу, только все время Его благодарю!

 

Личное дело

 

Юрий Владимирович Назаров родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. Работал разнорабочим на строительстве мостов, молотобойцем в кузнице. Театральное училище им. Щепкина окончил в 1960 году. Стал актером театра Ленком, через три года перешел в Театр-студию киноактера.

Снялся почти в 200 фильмах и сериалах: «Горячий снег», «Земля Санникова», «Андрей Рублев», «Маленькая Вера», «Вход в лабиринт».

В последние годы ставит литературно-драматические программы вместе с культурологом Людмилой Мальцевой. Юрий Назаров женат на бывшей пианистке Татьяне Ивановой. У них трое детей: Владимир, Татьяна и Василиса. Есть две внебрачные дочери — Марфа и Варвара.

340x240_mvno_stolica-s-noresize